Строительство горных выработок и тоннелей комбайнами и тоннелепроходческими машинами.
При строительстве тоннелей применяют в основном два вида транспортных средств: автосамосвалы и рельсовый транспорт. Преобладает автотранспорт. Рельсовый транспорт применяют в основном при строительстве протяженных железнодорожных тоннелей, где имеются большие трудности с вентиляцией (при этом полностью снимается проблема выхлопных газов).
Практика тоннелестроения последних лет свидетельствует об успешном применении в тоннелях ленточного конвейерного транспорта, обеспечивающего огромную производительность при сравнительно небольших размерах поперечного сечения тоннеля.
По принципу разработки забоя, по аналогии с горными выработками, тоннельныекомбайныподразделяют на комбайны избирательного действия, когда сечение тоннеля разрабатывают последовательно отдельными участками (последовательность разработки может меняться в зависимости от горно-геологических или иных условий), и комбайны, разрабатывающие сечение тоннеля сразу на полный профиль, как бы выбуривая контур тоннеля в массиве горной породы.Комбайны этого типа называют буровыми.
создают комбайны избирательного действия третьего поколения, отличающиеся высокой эффективностью и предназначенные для работ в тоннелях большой высоты и пролета. Так, в австрийской фирме «Вест Альпине» создан комбайн третьего поколения с поперечной режущей головкой
Тоннелепроходческие комплексы: Как отмечалось ранее, комбайны бурового типа разрабатывают сечение тоннеля сразу на полный профиль и по конструкции рабочего органа подразделяются на буровыекомбайныроторноготипа и буровыекомбайныпланетарноготипаю. Рабочий орган комбайна роторного типа представляет собой массивную вертикальную вращающуюся платформу (планшайбу), оснащенную породоразрушающими элементами в виде различных типов шарошек, чаще дисковых. Комбайны роторного типа разрабатывают породу с прочностью при сжатии до 200 МПа. Такие комбайны выпускают ряд зарубежных фирм: «Роббинс», «Джарва», «Калвелд» (США), «Вирт», «Демаг» (Германия), «Атлас-Копко» (Швеция) и другие. Рабочий орган комбайна планетарного типа представляет собой вертикальную вращающуюся массивную платформу с размещенными на ней фрезами (2—4—6 фрез). Фрезы вращаются в одну сторону, платформа — в противоположном направлении. Вращение сопровождается подачей платформы на забой с помощью напорных домкратов. Разрушенную породу с подошвы забоя захватывают ковшовыми скребками, расположенными на платформе, и перегружают на конвейер в хвостовой части комбайна. Область применения комбайнов этого типа ограничена прочностью пород до 80 МПа.Существенными недостатками комбайнов бурового типа являются следующие: ограничения по форме сечения тоннеля (только круговое очертание); сложность преодоления участков пород с более высокой, чем запроектировано, прочностью или, наоборот, зон нарушенных пород или тектонических разломов; высокие затраты на пылеподавление; значительная установленная мощность электродвигателей, которая составляет, как правило, несколько тысяч киловатт.