Строительство горных выработок и тоннелей комбайнами и тоннелепроходческими машинами.

При строительстве тоннелей применя­ют в основном два вида транспортных средств: автосамосвалы и рель­совый транспорт. Преобладает автотранспорт. Рельсовый транспорт при­меняют в основном при строительстве протяженных железнодорож­ных тоннелей, где имеются большие трудности с вентиляцией (при этом полностью снимается проблема выхлопных газов).

Практика тоннелестроения последних лет свидетельствует об успеш­ном применении в тоннелях ленточного конвейерного транспорта, обес­печивающего огромную производительность при сравнительно неболь­ших размерах поперечного сечения тоннеля.

По принципу разработки забоя, по аналогии с горными выработками, тоннельныекомбайныподразделяют на комбайны избиратель­ного действия, когда сечение тоннеля разрабатывают последовательно отдельными участками (последовательность разработки может меняться в зависимости от горно-геологических или иных условий), и комбайны, раз­рабатывающие сечение тоннеля сразу на полный профиль, как бы выбури­вая контур тоннеля в массиве горной породы.Комбайны этого типа называют буровыми.

создают комбайны избирательного действия третьего поколения, от­личающиеся высокой эффективностью и предназначенные для работ в тоннелях большой высоты и пролета. Так, в австрийской фирме «Вест Альпине» создан комбайн третьего поколения с поперечной режущей головкой

Тоннелепроходческие комплексы: Как отмечалось ранее, комбайны бурового типа разрабатывают сечение тоннеля сразу на полный профиль и по конструкции рабочего органа под­разделяются на буровыекомбайныроторноготипа и бу­ровыекомбайныпланетарноготипаю. Рабочий орган комбайна роторного типа представляет собой мас­сивную вертикальную вращающуюся платформу (планшайбу), оснащен­ную породоразрушающими элементами в виде различных типов шарошек, чаще дисковых. Комбайны роторного типа разрабатывают породу с проч­ностью при сжатии до 200 МПа. Такие комбайны выпускают ряд за­рубежных фирм: «Роббинс», «Джарва», «Калвелд» (США), «Вирт», «Демаг» (Германия), «Атлас-Копко» (Швеция) и другие. Рабочий орган комбайна планетарного типа представляет собой вертикальную вращающуюся массивную платформу с размещенными на ней фрезами (2—4—6 фрез). Фрезы вращаются в одну сторону, плат­форма — в противоположном направлении. Вращение сопровождается подачей платформы на забой с помощью напорных домкратов. Разру­шенную породу с подошвы забоя захватывают ковшовыми скребками, расположенными на платформе, и перегружают на конвейер в хвостовой части комбайна. Область применения комбайнов этого типа ограничена прочностью пород до 80 МПа.Существенными недостатками комбайнов бурового типа являются следующие: ограничения по форме сечения тоннеля (только круговое очертание); сложность преодоления участков пород с более высокой, чем запроектировано, прочностью или, наоборот, зон нарушенных пород или тектонических разломов; высокие затраты на пылеподавление; значи­тельная установленная мощность электродвигателей, которая составля­ет, как правило, несколько тысяч киловатт.