Технология возведения постоянной крепи вертикальных стволов.
Основным назначением крепи является поддержание породных стенок ствола от обрушения, сохранение необходимых размеров поперечного сечения и поддержание ствола в рабочем эксплуатационном состоянии.
Основные требования, предъявляемые к крепи стволов, следующие: крепь ствола должна воспринимать давление боковых пород и исключать остаточные деформации, образование трещин, разрывов и других разрушений. Материал крепи должен соответствовать сроку службы ствола. Широкое использование монолитной бетонной крепи обусловливается рядом ее преимуществ по сравнению с другими материалами крепи, а именно: плотное сцепление бетона с боковыми породами стенок ствола; большой срок службы и огнестойкость; обладает достаточной водонепроницаемостью и коррозионной стойкостью; имеет сравнительно низкую стоимость и обеспечивает условия механизации по ее возведению (доля ручных работ при этом составляет всего 15-20%); гладкая поверхность внутренних стенок крепи обеспечивает низкое аэродинамическое сопротивление движению воздуха по стволу; для приготовления бетонной смеси широко используют дешевые местные материалы (щебень, песок, гравий).
Из автосамосвала или бетоновоза смесь разгружают в приемный бункер , который с помощью тросов и лебедки опрокидывается над приемной воронкой , и бетонная смесь поступает в бетонопровод. На конце бетонопровода на уровне подвесного полка смонтирован гаситель скорости, через который смесь поступает в гибкий бетонопровод (хобот) и далее за опалубку .
Приемный бункер изготавливают из толстой листовой стали с ребрами жесткости длиной 2-2,5 м и высотой 0,6 м. Ширина задней стенки бункера соответствует ширине кузова автосамосвала.
Для предотвращения забивания бетонопровода перед приемной воронкой устанавливают металлическую решетку с размерами ячеек 40 х 40 мм.
В практике строительства стволов применяют различные варианты расположения приемного бункера: на поверхности (рис. 6.31, а), на поверхности в комбинации с эстакадой для автотранспорта (рис. 6.31, б), в заглубленной камере у ствола (рис. 6.31, в).