Эмоционально выразительные предпосылки фонетических средств русского языка
Врожденные и приобретенные на их основе национально-специфические знаки эмоциональной выразительности | Фонетические формы языковых знаков |
Младенческие крики меняющейся громкости и производные от них голосовые реакции умеренной разговорной интенсивности | Динамические единицы логического выделения единиц текста (тема-рематического членения) |
Реакции гуления и производные от них знаки эмоциональной выразительности — вокализации | Ударные и безударные гласные |
Реакции лепета и производные от них знаки эмоциональной выразительности — сегменты восходящей звучности | Слоги открытого типа СГ, различающиеся по сумме признаков слогового контраста |
Лепетные псевдослова | Слоговые ритмические структуры фонетических слов |
Поздний мелодический лепет | Мелодические конструкции коммуникативных типов синтагм: повествовательных, вопросительных, восклицательных и незавершенных |
При некоторых клинических формах дизартрии первично распадаются как раз приобретенные умения и навыки нормативного произнесения суперсегментных или просодических параметров речи, что также делает ее невнятной, «смазанной», ди-зартричной. Такие диспросодические формы дизартрии необходимо отличать от тех, где первично страдает произнесение сегментных составляющих речи: гласных и согласных звуков.
Процесс преобразования эмоциональных предпосылок речи в фонетические средства родного языка еще недостаточно изучен. Нам представляется, что к этому процессу имеют прямое отношение наблюдения И.А. Сикорского (1899—1900). Всех детей второго года жизни он подразделил на два типа. У первых речь кажется бойкой, так как развитие общения словами начинается с отработки точной ритмической структуры слов. При этом звуковой состав ритмических структур остается очень приблизительным. По выражению автора, ребенок произносит «скелет» нужного слова по его слоговому составу, по ударению и по голосовому оттенку: «тититй» (кирпичи), «нинйка» (взгля-
31нй-ка). Слова обильны гласными. Детский язык, пишет автор, не выдерживает двух или трех согласных сразу.
Усложнение звукового состава слова часто проходит через некоторую промежуточную стадию, в период которой ребенок вводит в слово гласные, чтобы избежать стечения согласных, и таким образом увеличивает число слогов слова. Так, знаменательное слово с отрицательной частицей «не знаю» произносится сначала «ненаю», затем «незанаю» или «незинаю», и только потом «не знаю». Не сразу устанавливается и стабильный порядок слогов в слове: «галавйт» (гавалйт—искаженное «говорит»).
По-видимому, в развитии речи этих детей явный перевес имеет формирование ритмических слоговых структур русской речи под управляющим влиянием соответствующих гностических слуховых обобщений. Иначе говоря, формирующиеся двигательные навыки являются навыками кинетического артику-ляторного праксиса, что обеспечивается функциональными интеграциями премоторной коры доминантного полушария головного мозга.
Речь здоровых детей второго типа производит впечатление беспомощной. Они пренебрегают ритмикой речи и сосредоточивают свое внимание на правильном произнесении звуков одного из слогов, репрезентирующего в речи ребенка целиком все слово. Первые из употребляемых для обозначения слов слоги состоят из согласного и гласного звуков или только из гласного, причем вначале они неясны и неотчетливы. Первыми из согласных появляются губные П и Б, потом уже язычные смычные. Правильная артикуляция звуков достигается постепенно, в процессе тренировки своего произнесения под контролем слуха. Так, один и тот же звук С вначале произносится на.месте целой группы звуков (3, Ш, Ж); затем там, где должен быть Ш, ребенок начинает произносить звук С все с большим «смягчением», и постепенно артикуляция становится типичной для звука Ш. Наиболее трудны звуки, требующие сложной координации различных движений: Ш, Ж, Р, Л, иногда 3. Стечение согласных в словах на начальном этапе развития речи несвойственно для речи детей этой группы.
С нашей точки зрения, в этом описании речи детей второй группы говорится об опережающем формировании на основе эмоционально выразительных сегментов восходящей звучности постцентрального артикуляторного праксиса или слогов русской речи со специфичным для них набором признаков, слогового контраста. Соответствующие воздействия внешней среды
||нч печивают создание необходимых слоговых гностических |>дюв, которые затем направляют выработку навыков пост-и'игрального артикуляторного праксиса. Эти функциональные пипицы артикуляторного праксиса, так называемые артикуле-ii.i, являются прежде всего слогами СГ. В зависимости от пози-111и слога в ритмической структуре фонетического слова долж-И1 (н.ггь использована слоговая модель с большим или меньшим т ном признаков слогового контраста. Позиционно однознач-ii.ic слоговые модели отличаются друг от друга составом входя-ипх п них согласных и гласных звуков в зависимости от предке той отнесенности детских слов (ТАла—туфля, МСГка— юкрая).
Взаимодействие артикуляторных навыков премоторного и ин (центрального праксиса является одним из важнейших ме-шшзмов речи. При его расстройстве нарушается как внятность туков речи, так и ее просодическая организация (см. ниже).
Изложенное показывает сложность функциональной системы >гчи, управление которой осуществляется центральной нерв-iiiii системой. Клинические наблюдения свидетельствуют, что шм внятной четкой фонетически нормативной речи необходимо полноценное функционирование многих мозговых струк-
. К ним следует отнести:
— стволово-подкорковые ядра и их связи, осуществляющие 'П|>л1шсние врожденными безусловно-фефлекторными синергия-ии глотания, кашля, зевоты, младенческих криков, гуления, де-1ета, плача, смеха и т.п.;
— мозжечок, его ядра и проводящие системы, способствую-iiiii- выработке на основе врожденных синергии условно-реф-юкторных речевых двигательных умений и навыков;
— структуры мозговой коры, отражающие национально-спе-шфпчсские эмоционально выразительные и фонетические языко-И1.Ю нормативы родной речи и формирующие соответствующие fi ионно-рефлекторные двигательные программы: умения про-
i и ионного уровня и навыки речевого праксиса;
- структуры лимбико-ретикулярной системы, обеспечивающей необходимый уровень возбудимости и, следовательно, ак-пмшости перечисленных отделов мозга;
- проводящие системы, обеспечивающие проведение импульсов от коры головного мозга к структурам нижележащих функциональных уровней двигательного аппарата речи (в пер-иую очередь, к ядрам периферических двигательных нервов в I июле мозга и спинном мозге).
33Соответствующие перечисленным структурам функциональные механизмы до сих пор еще мало изучены, что непосредственно отражается на малой разработанности вопросов, касающихся патогенеза дизартрии.
Представления Н.А. Бернштейна (1947) о функциональных уровнях управления произвольными движениями не могут н иметь отношения к механизму речи и тем самым к проблеме па тогенеза дизартрии. Можно думать, что выпадение тех ил иных двигательных фонов при построении и осуществлений ре чевых произвольных движений приведет к тем или иным фор-j мам дизартрии. Чтобы уметь дифференцировать их у постел^ больного в клинике очаговых поражений мозга, необходимо со вершенствовать способы описания невнятной дизартричной речи Такое сравнительное качественное, а по возможности и количественное описание семиотики форм дизартрии в объектив-i ных терминах возможно при внедрении в практику невропато-i лога понятий, критериев и методов лингвистики, то есть прц развитии нейролингвистического подхода к решению клинических задач речевой патологии. •
return false">ссылка скрытаЭта мысль уже достаточно прочно завоевала позиции в спе циальной литературе, посвященной изучению не только ди зартрии, но и афазии (Винарская Е.Н., 1971; West, 1936; Alajoua nine, Ombredane, Durand, 1939; Jakobson, 1941; Milisen, 1954 Grewell, 1957; Geschwindt, 1966, и др.). Применительно к ди-j зартрии нейролингвистический подход подразумевает использо вание конкретного раздела лингвистики, а именно фонетики науки о физической основе звуковой стороны речи.
Фонетический метод исследования является адекватным дш описания физических особенностей речи человека — ее темпа ритма, мелодики, громкости, тональных и шумовых признаке! речевых звуков (и, следовательно, расстройств всех этих компо нентов). Так, уже в 1936 г. West считал, что ошибки в фонетиче ской структуре речи можно соотносить с расстройствами де ятельности различных нейромышечных единиц, необходимы) для производства того или иного звука.
Так как дизартрические нарушения речи могут быть одни из первых проявлений очагового поражения мозга, то, по мне нию Grewell, очень важно умение давать этим проявлениям то пическую оценку. «Этого можно достичь, — говорит он, — толь. ко в том случае, если удастся найти способы объективного описания дизартрических расстройств речи с анализом того, какие симптомы дизартрии зависят от наличия у больного вялого па-
реза мышц речевого аппарата, какие — от спастического, и что является в речи больного следствием дисметрии и атаксии, а что — апраксии». Задаче объективного описания дизартрических расстройств речи отвечают слуховой фонетический и инструментальный экспериментально-фонетический методы.
Слуховой фонетический метод дает большие результаты, если речь больного анализируется не только по ходу ее воспроизведения больным, но и по данным магнитофонных записей, которые подвергаются фонетической транскрипции. Чем квалифицированнее транскрибирование, тем доказательнее диагностические выводы. Овладевая фонетической транскрипцией, целесообразно ориентироваться на ее международный вариант: ведь дизартричная речь богата чужеродными для данного языка звуками.
Звуковые колебания, возникающие в процессе речи, незначительны. Преобразование их в электрические колебания и усиление последних позволяет получить зрительное изображение звука. Одним из приборов такого рода, используемых в экспериментально-фонетических исследованиях, является шлейфный осциллограф.
По мнению Л.В. Бондарко (1977), электрические колебания преобразуются в шлейфном осциллографе в колебания светового луча, которые и фиксируются на светочувствительной бумаге или ленте. На осциллограммах для измерения длительности звуков и их последовательностей обязательно регистрируется метка времени. Сигнал, отмечающий время, появляется с определенной частотой, например, 100 раз в 1 секунду, то есть через каждые 10 мс.
Частотная структура осциллографической кривой характеризует гласные звуки речи. Гласные А, О, Е, У, И, Ы изображаются на осциллограмме как последовательность более или менее одинаковых по рисунку участков, соответствующих периоду основного тона. Сонанты Л, Л', Р, Р', М, М', Н, Н' похожи на гласные, однако амплитуда звуковых колебаний на соответствующих участках кривых меньше.
Для согласных характерны высокочастотные колебания, имеющие на осциллограмме вид щеточки. Она накладывается на осциллографическое изображение звонких согласных, особенно щелевых. Смычные звонкие согласные имеют рисунок, состоящий из двух частей: во время звонкой смычки регистрируется основной тон, а в конце звучания, в момент взрыва, — и высокие составляющие согласного (шум взрыва). Глухие со-
35гласные отличаются от звонких отсутствием периода основного тона. При этом смычные глухие отличаются от щелевых глухих неоднородным рисунком: фазе смычки звука соответствует ноль звука (нулевая линия на осциллограмме), фазе взрыва — высокочастотная щеточка.
По данным осциллографии можно вычислить абсолютные значения длительности звуков и составить представление об изменении интенсивности (громкости) звуков во времени.
Частоты голоса (от 50 до 400 Гц), которые охватывают область частоты основного тона голоса, особенно интересны для исследователя, так как динамика частоты основного тона характеризует мелодику речи. Судить о динамике частоты основного тона по осциллограмме трудно, поэтому применяют специальные приборы, выделяющие автоматически основную частоту голоса из его частотной структуры. В одном из таких приборов — интонографе — автоматическая регистрация частоты основного тона связана: 1) с фильтрацией сигнала и устранением всех высокочастотных составляющих; 2) с выпрямлением сигнала, чтобы все его отклонения от нулевой линии были положительными и 3) с выравниванием полученных периодов по амплитуде. В результате этих преобразований получают ин-тонограмму, изображающую выделенный и усиленный сигнал, соответствующий последовательности периодов основного тона голоса (мелодическая кривая). Можно выделить и кривую интенсивности речевого сигнала.
В наших экспериментально-фонетических исследованиях осциллографическая и интонографическая картины сигнала_реги-стрировались на фотобумаге одновременно. По линии времени откладывались интервалы в 20 мс и 200 мс (волосные вертикальные линии на кривых). Частота основного тона на полученных интонограммах изменяется в диапазоне 50—500 Гц. Измерение длительности фонетических единиц и их интенсивности в речи больных производилась путем сопоставления осциллограмм и интонограмм с нормативными образцами, что отвечает клиническим целям.
Все современные авторы единодушны в том, что фонетическое изучение проблемы дизартрии должно сочетаться с ее неврологическим, оториноларингологическим, логопедическим и психологическим исследованием. Такой комплексный подход к проблеме поможет разрешить ряд задач, стоящих перед клиницистом.