Экономическое и социальное положение регионов России
Учитывая важность и специфические особенности региональных проблем, некоторые экономисты предлагают специальную разработку показателей для регионов[9].
В методологическом аспекте это неверная постановка вопроса. По сути, внешние и внутренние угрозы и индикаторы экономической безопасности тдкие же, как на федеральном уровне. Однако
индикаторы и оценка состояния ситуаций в экономической и социальной сферах регионов — это не одно и то же.
Индикатор — это количественный показатель, на основе которого оценивается ситуация в регионе. Далее с учетом индикаторов разрабатываются и обосновываются программно-целевые мероприятия по обеспечению экономической безопасности региона
Однако в каждом регионе есть свои особенности:
неотрегулированность имущественных и межбюджетных отношений создает возможность для разного рода правовых нарушений и становится предметом конфликтов между Федерацией и ее субъектами, а это создает непосредственную угрозу экономической безопасности региона;
федеральные власти используют перераспределительные функции в системе финансового обеспечения регионов (изъятие у сильных регионов и передача слабым). Это, во-первых, усиливает противоречия регионов и центра, во-вторых, недовольны оказываются и регионы-доноры, и регионы-реципиенты;
во многих регионах экологическая ситуация неблагоприятная. Это приводит к увеличению техногенных нагрузок.
Особенность системы индикаторов экономической безопасности на региональном уровне — это использование показателей «объем валового регионального продукта (ВРП) в текущих ценах на душу населения», или «темпы роста ВРП в процентах к тому же периоду прошлого года», или «доля новых видов продукции в общем объеме выпуска в процентах» и др.
Исходя из такой системы индикаторов Е.В. Коротковский провел анализ ситуации в Саратовской области, который показал, что данный регион по уровню экономической безопасности занимает 6—8-е место среди областей и республик Приволжского федерального округа. Это свидетельствует о том, что необходима выработка стратегии обеспечения экономической безопасности области[10]. Более того, по этим показателям можно судить об эффективности управления регионом.
Каждый из основных индикаторов экономической безопасности связан с оценкой угроз и кризисной ситуации в определенной сфере экономики.
Критические значения экономических показателей безопасности не всегда свидетельствуют о полном крахе экономики в целом или отдельных ее областей. Они прежде всего свидетельствует о необходимости оперативного вмешательства органов управления в целях изменения опасных тенденций.
Представленные в табл. 7.4 пороговые значения показателей позволяют сделать вывод о чрезвычайности ситуации в экономике России и Дагестана. Видно, что в Республике Дагестан соотношение пороговых и фактических значений показателей находится на пределе, за которым уже не кризис ситуации, а распад экономики и деградация.
Таблица 7.4. Сопоставление уровней пороговых значений показателей экономической безопасности по Российской Федерации и Республике Дагестан
|
Источник: Данные результатов аналитической оценки (на основе зарубежного опыта) ученых, а также специалистов Совета Безопасное™ РФ; Мирзабеков Л.М. Регионы — экономика — стратегия — безопасность. М.: Центрполиграф, 1998. |
Приведенные в табл. 7.4 данные являются серьезным сигналом для принятия чрезвычайных мер в области развития экономики республики, и прежде всего это касается создания обшефедераль- ных условий для преодоления кризиса, условий, обеспечивающих не просто выживание, а возобновление экономического роста и социального подъема.
Принципиальная трудность заключается в том, что в России никогда не измеряли пределы экономической выживаемости. Поэтому совершенно не ясно, например, что означает превышение отдельных предельно допустимых уровней — либо уже созданы условия экономического краха, но пока не ощущаются его последствия, либо нет информации о реальном положении дел в стране (поскольку отсутствует объективный экономический мониторинг) и поэтому нельзя сказать ничего определенного о количественных показателях кризисных явлений в экономике страны в целом и регионов в частности.
[1] Экономическая безопасность: Производство, финансы, банки / Под ред. В.К. Сеп- чагова. М.: Финстатинформ, 1998.
[2] См.: Астапов К.Л. Внешнеэкономические и финансовые аспекты экономической безопасности России: дисс. ...канд. экон. наук. М.: Изд-во МГУ, 1999.
[3] Сетагав В.К. Указ. соч. С. 486—489.
[4] Меньшиков С.М. Анатомия российского капитализма. М.: Международные отношения, 2004. С. 244.
[5] Современные проблемы экономической теории. М., 2004. Ч. 2. С. 108.
[6] Сенчагов В.К. Указ. соч. С. 488.
[7] Ващскин Н.П., Дзлиев М.И., Урсул Л.Д. Указ. соч. С. 262.
[8] Шаров А. Генпрокуратура начала новое наступление на коррумпированных чиновников //' Российская газета. 2006. № 4215.
[9] См.: Экономическая безопасность / Пол ред. В.К. Сенчагова. С. 378.
[10] Экономический рия кризиса, условий, обеспечивающих не просто выживание, а возобновление экономического роста и социального подъема.
Принципиальная трудность заключается в том, что в России никогда не измеряли пределы экономической выживаемости. Поэтому совершенно не ясно, например, что означает превышение отдельных предельно допустимых уровней — либо уже созданы условия экономического краха, но пока не ощущаются его последствия, либо нет информации о реальном положении дел в стране (поскольку отсутствует объективный экономический мониторинг) и поэтому нельзя сказать ничего определенного о количественных показателях кризисных явлений в экономике страны в целом и регионов в частности.
[1] Экономическая безопасность: Производство, финансы, банки / Под ред. В.К. Сеп- чагова. М.: Финстатинформ, 1998.
[2] См.: Астапов К.Л. Внешнеэкономические и финансовые аспекты экономической безопасности России: дисс. ...канд. экон. наук. М.: Изд-во МГУ, 1999.
[3] Сетагав В.К. Указ. соч. С. 486—489.
[4] Меньшиков С.М. Анатомия российского капитализма. М.: Международные отношения, 2004. С. 244.
[5] Современные проблемы экономической теории. М., 2004. Ч. 2. С. 108.
[6] Сенчагов В.К. Указ. соч. С. 488.
[7] Ващскин Н.П., Дзлиев М.И., Урсул Л.Д. Указ. соч. С. 262.
[8] Шаров А. Генпрокуратура начала новое наступление на коррумпированных чиновников //' Российская газета. 2006. № 4215.
[9] См.: Экономическая безопасность / Пол ред. В.К. Сенчагова. С. 378.
[10] Экономический рост и вектор развития современной России / Под ред. К.А. Ху- биева. М.: ТЕИС, 2004. С. 324-333.