Централизация управления пожарной охраной

 

Истоки централизованного управления пожарной охраной берут свое начало с образованием в России государственных учреждений. Административно-полицейские функции в Москве в конце XVI-начале XVII века выполняет Земский приказ. Именно при нем в начале XVII века в Москве создается первая пожарная команда. В 1718 году в Петербурге учреждается должность генерал-полицмейстера. Непосредственно в его подчинение входит канцелярия, которая ведает осуществлением противопожарных мероприятий. В Москве подобная канцелярия была организована в 1722 году. Главным органом уездной администрации и полиции в то время был нижний земский суд, возглавляемый исправником. В задачу этого органа также входило принятие противопожарных мер. В течение XVIII века эти канцелярии назывались по-разному - пожарная контора, пожарная экспедиция.

В 1722 году в Адмиралтействе учреждается особая пожарная команда, работающая в две смены. Основу ее составляли рабочие. Первая смена после окончания работы уходила домой, а вторая ночевала в Адмиралтействе. Если пожар возникал в примыкающих к нему мастерских, то советник, отвечающий за пожарную безопасность, снаряжал на помощь только треть команды, а сам с остальными оставался внутри здания. Членам пожарной команды при пожарах помогали также и другие рабочие, мастеровые, матросы, причем четвертая часть всех собравшихся людей с инструментами сосредоточивалась у главного здания. После крупных пожаров в городах Переславле, Волхове, Москве в 1737 году были приняты дополнительные меры по охране от пожаров. В городах созданы особые патрули и караулы из воинских подразделений, которые существовали до 1762 года. В тех городах, где военные гарнизоны отсутствовали, подобные патрули формировались из чиновников.

По-прежнему действовал указ Петра I об участии войск в тушении пожаров. В нём был лишь несколько изменен порядок сбора по тревоге. С 1739 года солдаты были обязаны бежать на пожар с того места, где их застанет сигнал тревоги (ранее они искали ротного командира, а затем отправлялись к месту загорания).

Для обеспечения полков пожарной техникой был осуществлен учет имеющихся в них инструментов, а в 1740 году Сенат утвердил их положенность. По принятой росписи инструментов каждый полк оснащался большой заливной трубой с принадлежностями, чаном для воды и парусиной. В батальонах имелись большой крюк с цепью, вилы и лестница. Рота оснащалась 25 топорами, ведрами, щитом, лопатами, четырьмя ручными насосами, двумя малыми крюками. Кроме того, для перевозки пожарных инструментов выделялось шесть лошадей. «А людям ходить с упомянутыми инструментами с каждой роты половину, да с каждого полка по одному барабанщику». Солдаты должны были бежать к месту пожара «с того места, где застанет сигнал». В случае пожара с каждой роты отправлялась половина личного состава с инструментами и один барабанщик от полка. Другая половина роты находилась в готовности на полковом дворе.

Для оценки обстановки с пожарами в России с 1737 года все сведения о пожарах стали направляться в правительственные органы. Сенату последовало указание «впредь, тотчас же по получении рапортов о пожаре, снимать с них копии и подавать их немедленно в Кабинет». Военные и штатс-конторы требовали присылать «верные описи того, что осталось, что сгорело», которые затем также пересылались в Сенат.

Учитывая возможность распространения пожаров при ветреной погоде, в тактику борьбы с огнем вносятся некоторые изменения. Особое внимание уделяется складским помещениям, находящимся в районе пожара. Например, весь имевшийся в Москве порох, торговлю которым вели казенные магазины, перевозится за город. При возникновении пожара в окрест такого хранилища к нему в обязательном порядке высылались воинские подразделения с необходимыми инструментами и несли здесь дежурство до полного подавления огня.

В 1747 году пожарной техникой оснащаются все правительственные учреждения. Для предупреждения пожаров в Сенате, Синоде, коллегиях и канцеляриях на чердачных помещениях устанавливают посты, дежурство на которых несли солдаты. Им выделялся определенный комплект снаряжения: две большие заливные трубы, десять ручных труб, 20 вёдер и кадок. В Сенате имелся большой насос с рукавами, большая заливная труба и ведра. Спустя пять лет этот комплект увеличивают, а для перевозки заливных труб и бочек выделяются две лошади и вводятся в штат два солдата. Средства для этого выделялись из государственной штатс-конторы. Для повышения готовности пожарных труб к работе в 1754 году на Васильевском острове Санкт-Петербурга впервые устанавливают теплые сараи.

Эти меры, несомненно, повышали степень готовности борьбы с огнем, однако по-прежнему при созданных пожарных обозах не было постоянного и определенного штата служителей. Между тем отдельные пожарные команды с постоянным составом уже имелись в Адмиралтействе, а с 1741 года и в царском дворце.

С 1748 года тактика борьбы с огнем несколько изменяется. Особое внимание уделяется складским помещениям, находящимся в зоне пожара. Например, весь имевшийся в Москве порох, торговлю которым вели казенные магазины, сосредоточивается за городом. При возникновении пожара в окрестности такого хранилища к нему прибывали воинские подразделения с необходимыми пожарными инструментами и несли здесь дежурство до полного подавления огня.

Это был значительный шаг вперед, однако в пожарных обозах при коллегиях по-прежнему не было постоянного штата пожарных служителей. В 1722 году была образована команда из рабочих Адмиралтейства. В 1741 году в царском дворце столицы была сформирована пожарная команда из 22 человек.

Для борьбы с пожарами по-прежнему используется и население. Указами 1719 и 1722 годов определялось, что с каждого двора к месту пожара должно собираться определенное количество жителей с конкретными инструментами. Такое же правило действовало в Москве и провинциях. Жители вносились в особый реестр, за который отвечали сотские, пятидесятские и десятские. Общий контроль возлагался на полицию.

Отсутствие профессиональных навыков, постоянная сменяемость людей затрудняли тушение пожаров. Для ликвидации пожаров и возгораний требовались специальные знания. Возросшие требования на определенной ступени развития пожарного дела повлияли на появление кадровых пожарных команд.

Осознавая необходимость наличия постоянных кадров, правительство России специальным указом в качестве временной меры распорядилось направлять в коллегии воинские подразделения, что внесло определенный порядок при тушении пожаров и явилось началом перехода к пожарным командам с постоянным составом.

Этот вопрос был окончательно решен указом Екатерины II от 15 декабря 1763 года учреждением штата Санкт-петербургской полиции, при которой «определено было иметь число чинов при пожарных инструментах с брандмайором во главе». Указом предписывалось: «Если загоралось в Адмиралтейской и Литейных частях, по левой стороне Невского проспекта и Невского монастыря прибывали лейб-гвардии Преображенский, Конный и Артиллерийский полки. Лейб-гвардии Семеновский, Измайловский и Рязанский полки приводились в боевую готовность и поддерживали связь с выступившими частями». В штат вошли также брандмейстер, семь унтер-брандмейстеров, два кузнеца, слесарный мастер с двумя учениками, медник, литейщик, токарь, трубочистный мастер, сорок трубочистов, 120 ремонтников печного отопления, сапожник, четыре повозки для перевозки бочек и четыре лошади. Для наблюдения за мастеровыми были приставлены вахмистр и три капрала.

return false">ссылка скрыта

Обязанности созданного формирования заключались в принятии мер противопожарной безопасности, наблюдении за исправностью пожарных насосов и доставке их на пожар. Правда, было всего четыре лошади, и насосы, как правило, прибывали лишь для поливки костра пожарища.

Подобная «пожарная контора» была организована и в Москве.

При Петре I тушение пожаров, приобретение и распределение технических средств в столице было возложено на генерал-полицмейстера А.М. Девиера. Этим же занимались и другие госучреждения, поэтому единое руководство отсутствовало. В 1754 году принимается указ, согласно которому «всех полков командам при тушении пожарных случаев быть генерал-полицмейстеру послушным». На полицию также возлагалось сообщение о пожарах на местах. Им же было предоставлено право выдачи поощрительных наград пожарным, первым прибывшим в район бедствия. Права и обязанности генерал-губернаторов и губернаторов в городах определялись указом 1755 года, согласно которому надлежало соблюдать бдительность и предосторожность. При пожарах им подчинялись воинские начальники. Указ касался и нижестоящих чиновников. Земские капитаны обязаны были следить за мерами предосторожности при обращении с огнем населения.

На земских исправников возлагалось руководство тушением пожаров в лесах и на полях. Те же задачи вошли в обязанность городничего.

Помимо решения организационных вопросов большое внимание уделялось мерам предупреждения пожаров. С 1712 года в новой столице было запрещено строительство деревянных домов. В Москве это положение действовало с 1700 года. Кроме каменных разрешалось строить глинобитные дома. Новое строительство регламентировалось указом 1728 года «О построении домов в Санкт-Петербурге с соблюдением всевозможных предосторожностей от огня». В нем указывались способы возведения печей в домах и соединения их с крышей. Печи разрешалось устанавливать только на несгораемом фундаменте, причем сама печь отделялась от стены дома двумя кирпичами. Домовладельцам строго предписывалось использовать в качестве материала для крыш только черепицу, и уже имевшиеся деревянные покрытия предлагалось заменить на черепичные. Здания разрешалось строить «в одно жило» (в одну линию), промежутки между ними по новому указу составляли не менее 13 м.

Во избежание катастрофических пожаров все деревянные постройки, находящиеся вблизи важных и пожароопасных объектов, были снесены. Во все города и села рассылались печатные указы о противопожарных мерах и соответствующие инструкции. Их читали в церквях по воскресным и праздничным дням.

Противопожарные требования в строительстве постоянно дополнялись. В частности, в 1736 году были введены нормы по строительству брандмауэров (противопожарных стен). Позднее издан указ о запрещении строительства чердачных помещений.

Для установления надзора за новым строительством, разработки противопожарных мероприятий в 1737 году в Санкт-Петербурге учреждается особая строительная комиссия.

До XVIII века законов, охраняющих лесные богатства от пожаров, не было. Леса было много, и его хватало на все хозяйственные нужды. Однако с XVIII века положение дел стало меняться. Государство начало вводить некоторые ограничения. В 1753 году указом было запрещено разводить огонь в лесу. Это был первый такого рода документ. Спустя несколько лет это требование еще более ужесточили. Было запрещено разводить огонь вблизи лесов и мостов. Контроль за этим возлагался на специальную службу, которая несла дежурство на всех больших дорогах.

В целях предупреждения пожаров Сенат принимает ряд дополнительных мер. В 1762 году обследование состояния водоснабжения показало, что, несмотря на ранее изданные распоряжения, колодцы во многих местах находились в неудовлетворительном состоянии.

В изданном тогда же постановлении домовладельцы обязывались иметь колодцы в хорошем состоянии, с «изобилием воды». На их обустройство с момента выхода постановления отводилось две недели, после чего нарушители подвергались штрафам.

Спустя два года выходит указ, который обязывал привлекать к тушению пожаров в лесах и болотах «уездных обывателей и прочих, кого следует прилагать по всем губерниям». В соответствии с этим указом Военной коллегией издается распоряжение воинским начальникам, «чтобы они, где огонь покажется, чинили обывателям всепоможение».

За нарушение правил пожарной безопасности в Москве и Санкт-Петербурге с 1722 года устанавливались штрафы: «Со знатных людей 16 алтын и 4 деньги», с незнатных - в два раза меньше. Описания современников больших городов XVIII века сохранили свидетельства страшных пожаров. Основные причины - исключительно деревянные постройки при большой их плотности, отсутствие пожарной охраны, небрежность обращения населения с огнем. Саратов, например, за всю историю выгорал 15 раз. Почти каждый пожар вызывал ответные меры властей по улучшению пожарной безопасности.

В 1765 году во всех губернских городах учредили пожарные обозы, обеспечивающие доставку инвентаря к месту пожара.

Помимо действующих указов о предупреждении пожаров в лесах, в 1774 году выходят новые обязательные правила. Контроль за состоянием лесных запасов возлагался на сотских. Правилами им предписывалось «смотреть со товарищи, чтоб в тех селениях жители и проезжие близ лесов и посеянного хлеба огня не раскладывали».

Принятые законодательные акты охватили целый ряд хозяйственных отраслей. В их числе был и флот. С 1765 года начал действовать новый «Регламент об управлении адмиралтейством и флотом». В нем указывалось, что гавани, корабли, магазины и прочие строения, принадлежащие адмиралтейству, должны тщательно охраняться, особенно в тех местах, где допускалось хранение огня. Караулам предписывалось иметь в наличии пожарный инструмент и постоянно вести наблюдение. В целях контроля соблюдения нового регламента главные командиры порта обязаны были ежедневно рапортовать Коллегии о том, что «во всем оном добрая осторожность хранится». Несколько позже, в 1718 году, выходит «Устав купеческого судоходства», в соответствии с которым экипажу запрещалось передвигаться по кораблю и спускаться в трюм с зажженной свечой или другим светильником. В случае необходимости разрешение мог дать только командир корабля или старший офицер.

На 1775 году в Москве насчитывалось 8778 дворов, из которых 1209 были каменными; 24 монастыря, 256 церквей, 378 кузниц и других зданий, общее число которых составляло 10797, хотя в предыдущее десятилетие число московских строений приближалось к 20 тысячам. Только в 1748 году в пяти пожарах сгорело 6620 объектов, среди которых было 4519 покоев, 1924 двора, 32 церкви, 3 монастыря.

Обеспокоенные москвичи через своего депутата князя А. Голицина в 1767 году обращаются к комиссии по выработке нового Уложения с «Наказом от жителей города Москвы». В одном из пунктов этого документа говорилось: «Для предосторожности от пожарных случаев, коими здешний город многократно весь почти в пепел обращаем был, необходимо кладку печей, каминов, очагов производить под присмотром мастеров». Кроме этого они обращали внимание комиссии на большую плотность за стройки. 'Так как из-за скученности уже построенных деревянных строений едва ли можно что предпринять, то необходимость заставляет просить, чтобы в знатнейших частях города запрещено было деревянные строения и жителей принудить каменные дома и службы крыть черепицей».

С 1772 года изменяется структура пожарных формирований. При всех полицейских частях Санкт-Петербурга был утвержден штат чинов «при пожарных инструментах». В состав каждой из них вошли брандмейстер, 106 служащих и 10 извозчиков. На каждую часть приходилось по 20 лошадей. Команды содержались подрядчиками из числа военных чиновников.

Спустя десять лет порядок содержания пожарных команд изменяется. По указу Екатерины II лошадей стали покупать за счёт казны, а кучеров стали нанимать с выплатой в год шести рублей жалованья. Кроме того, кучерам полагалось бесплатное обмундирование. С 1792 года пожарные команды полностью передаются в ведение полиции.

В Москве процесс создания пожарных команд происходил несколько иначе. В 1784 году город делят на 20 районов, в каждом из которых образуется пожарная команда. Для тушения пожаров привлекалось население в количестве 2824 человек от всех домовладений, пропорционально числу комнат в доме. Содержание и обувь они получали от хозяев. В ведении команд находилось 464 казенных извозчика, из которых 180 предназначалось для обслуживания полицейских. Из 664 лошадей, положенных по штату для перевозки инструментов, по прямому назначению использовалось 464, остальные предназначались для других целей. Всего на содержание 20 частных команд отпускалось 840 рублей ежегодно. На ремонт повозок, пожарного инструмента, починку амуниции и подготовку лошадей выделялось 2000 рублей.

В последнем десятилетии XVIII века вновь идет реорганизация. Принятый «Устав города Москвы» предусматривал образование при обер-полицмейстере пожарной экспедиции во главе с брандмайором. В штате экспедиции числилось 20 брандмейстеров, 61 мастеровой. При экспедиции имелось 360 драгунских лошадей, а также 523 лошади для перевозки пожарных инструментов.

К пожарным частям по месту жительства было приписано 1500 человек, т.е. 75 человек на одну часть. В них устанавливалось трехсменное дежурство, по 25 человек в смену. При возникновении в районе части пожара выезжала первая смена, затем к ней присоединялась вторая. Третья смена прибывала на съезжий двор для дежурства на случай нового пожара.

Как правило, на большие пожары выезжали брандмайор и все брандмейстеры. Вместе с ними прибывали и по две смены пожарных с инструментами. Таким образом, на пожаре сосредоточивалось: тысяча пожарных, свыше 20 насосов, 60 бочек с водой, 330 лошадей. А при возникновении угрозы разрастания пожара сюда дополнительно прибывала и третья смена со всех частей, что приводило к большой сумятице, создавало значительные трудности в управлении и организации тушения.

Только в 1808 году устанавливается порядок, определяющий выезд команд при различных пожарах. Кроме того, сюда стекались и большие толпы зрителей, затруднявших работу пожарных. Это побудило Екатерину II издать специальный указ: «Кто бы какого звания ни был обоего пола, никому к пожару не ездить и не ходить, кроме тех, чья должность есть быть при таком случае; если же кто против сего поступит, то с имеющихся чинов взыщется от полиции треть по окладу их жалованья на Воспитательный дом, а лошади и люди, кои при них будут, употреблены будут», т.е. зевак на пожаре теперь стали штрафовать.

Спустя шесть лет после образования в Москве пожарной экспедиции подобная структура создается в Санкт-Петербурге. В 1798 году принимается «Устав столичного города Санкт-Петербурга», в шестой главе которого указывался порядок организации экспедиции. Для заведования пожарным обозом и за соблюдением мер пожарной безопасности в городе вводилась должность брандмайора, а в каждой из 11 полицейских частей — должность брандмейстера. Число жителей, выделяемых каждой частью на пожар, определялось количеством жилых комнат домовладения. При этом на воротах каждого дома обозначались те инструменты, с которыми жители должны были являться на пожар.

В случае большого пожара по распоряжению генерал-губернатора дополнительно выделялись солдаты городского гарнизона. Устав пехотной полковой службы 1796 году имел инструкции по пожарному делу. «Высочайшим приказом» 1798 года начальники пожарных команд при приезде на пожар обязаны были подчиняться местным полицейским властям. Это право подчас вело к такому неграмотному руководству, что в результате выполнения изданных распоряжений гибли люди и сгорали в огне большие ценности.

В составе пожарного обоза каждой из частей имелись два больших пожарных насоса. Помимо этого, обозы имелись в городских кварталах. Они имели в своем составе один малый насос и два ручных. Устав предусматривал наличие трубочиста в штате каждой части.

В сельской местности указом 1797 года крестьянам предписывалось иметь на случай пожара несколько крюков и 3–4 лестницы. Эти инструменты обычно хранились возле церквей или в центре села. Если село было большим, то инструменты держались по приходам. На крышах крестьянских домов возле печных труб летом должны были стоять небольшие чаны с водой. В домах, где труб не было, чаны с водой ставили у ворот. Пожарные инструменты закреплялись за каждым жителем заранее.

Большую угрозу для сельской местности представляли лесные пожары, одной из распространенных причин которых являлось сжигание леса при расчистке земли под новые пашни. Это происходило повсеместно. Специальным указом, вышедшим в 1798 году, ответственность за предупреждение лесных пожаров возлагалась на местные управы. Два года спустя новым указом в казенных селениях учреждаются старосты, которых избирали на три года из поселян. В обязанность старосты вменялся контроль соблюдения противопожарных правил. В частности, разрешалось разводить огонь только на пастбищах. Пастухам запрещалось разводить костры с наступлением весны и до середины октября. В ночное время можно было разводить костер не ближе двух сажень от леса или порубок. Кроме того, в радиусе двух сажень от костра выкашивалась трава.

Конец XVIII века ознаменовался в Санкт-Петербурге опустошительными пожарами. Они заставили правительство внести серьезные изменения в организацию пожарной охраны столицы, которая до этого обеспечивалась мобилизованными жителями и войсками гарнизона. Правда, уже существовала пожарная экспедиция, но она представляла собой скорее административный орган, поскольку штатного состава в ней не имелось.

29 ноября 1802 года был принят указ об организации при съезжих дворах постоянной пожарной команды из 1602 человек, составленной из солдат, неспособных к строевой службе. Весной 1803 года команда была сформирована, и 24 июля того же года жители столицы освобождаются от несения пожарной повинности. Этому событию предшествовала большая работа. Анализ состояния пожарного дела привел к заключению о полной несостоятельности и нецелесообразности использовать для этих целей население. С этого времени и в других городах России начинается процесс создания профессиональных пожарных команд. Начался новый этап в организации борьбы с огнем.

Организационно-пожарная команда Санкт-Петербурга насчитывала 11 частей, прикрепленных к полицейским участкам. В 1811 году образуется и 12 часть. Штат команды был утвержден в следующем составе: брандмайор, 11 брандмейстеров, 11 помощников унтер-офицерского звания, 528 пожарных, мастер по насосам, слесарь с двумя учениками, 2 кузнеца, трубочистный мастер, 24 трубочиста и 137 кучеров. Первым брандмайором Санкт-Петербурга с 1803-го по 1827 год был полковник Домрачев.

Манифестом от 8 сентября 1802 года в России было создано МВД. В столицах Санкт-Петербурге и Москве во главе полиции стояли обер-полицмейстеры, под непосредственным началом которых находились Управы благочиния. Подобные управы имелись и в губернских городах. В их задачу входило централизованное управление пожарной охраной. Непосредственно борьбу с огнем вели пожарные команды, которые имелись при полицейских частях.

29 ноября 1802 года принимается Указ об организации в Санкт-Петербурге при съезжих дворах постоянной пожарной команды из 786 солдат внутренней стражи. Весной 1803 года команда была сформирована. Указом Александра I от 31 мая 1804 года население столицы освобождалось от выделения ночных сторожей, содержания пожарных работников, освещения улиц.

31 мая 1804 года профессиональная пожарная команда создается и в Москве. В принятом в этот день указе пояснялось, что «для отправления ночной стражи и содержания пожарных служителей составить особенную из отставных солдат команду».

На пожар в Санкт-Петербурге часть выезжала в следующем составе: брандмейстер верхом на лошади, линейка с пожарными, повозка с лестницами и баграми, средний насос и три повозки с водой. По прибытии к месту пожара лошади по мере необходимости возвращались в часть за дополнительным снаряжением.

Всего в начале второго десятилетия XX века в городе насчитывалось 17 больших (5 зимних и 12 летних), 12 средних и 24 малых насоса. Большой насос, используемый в зимнее время, приводился в действие десятью пожарными. Дальность подачи водяной струи такого насоса составляла 12 саженей. Заливной короб насоса вмещал 55 вёдер воды, которой хватало на 2,5 минуты работы.

В командах имелись также большие и малые ручные насосы. Большие насосы не имели заливного короба. Вода для них от источника водоснабжения подавалась большими или средними насосами с помощью рукавов в специальные железные короба. А уже из короба вода по рукавам, длина которых достигала 50 саженей, подавалась к ручным насосам, размещаемых в помещении. Обслуживали эти насосы 4 человека, а воду можно было подавать на расстояние 6 саженей.

Для доставки воды пожарные части использовали летом бочки, а зимой чаны емкостью 70 вёдер. В каждой части было по 3 ёмкости каждого наименования.

Для работы на крышах пожарными использовались пятиколенные лестницы, с помощью которых можно было подняться на высоту 8 саженей. В те времена это были одни из лучших лестниц в мире. Изготавливались они в Санкт-Петербургском пожарном депо. В вышедших в 1818 году «Практических наставлениях брандмейстерам» была подробно изложена работа с лестницей и другими пожарными инструментами, приведены различные рецепты огнезащитных покрытий для деревянных конструкций, правила и способы борьбы с огнем и т.п.

С учреждением пожарных команд начинается строительство пожарных депо — съезжих домов с каланчами.

В них размещались полицейские и пожарные части. В комплектовании пожарных команд инструментами не было никакой системы: каждая часть заботилась о своем оснащении самостоятельно.

В 1812 году в Санкт-Петербурге и Москве создаются пожарные депо с мастерскими. На эти мастерские возлагалась обязанность изготовлять пожарный инвентарь.

Специальным распоряжением в 1820 году губернские и уездные города стали снабжаться пожарными инструментами из столичных депо.

Санкт-Петербургское пожарное депо оказало большую помощь всем губерниям. Только за 15 лет своего существования депо изготовило и разослало по многим городам на 215 тыс. рублей различного инструмента, обучило и подготовило 83 человека. Впоследствии здесь были изготовлены пожарные инструменты, получившие мировую известность.

В Царицыне и уезде до второй половины XIX века не было профессиональной пожарной охраны, и борьба с пожарами велась, как и прежде, населением. На городской площади в деревянном сарае хранился пожарный инвентарь, а также имелись две лошади и при них платные кучера. По сигналу тревоги на пожар сбегались жители с закрепленными за ними инструментами. Только в 1900 году здесь создается пожарная команда с выездным обозом и учреждается должность брандмайора.

В других городах их организация осуществлялась на основе «Положения о составе пожарной охраны Петербурга и Москвы». Однако пройдет немало времени, пока этот процесс примет массовый характер. Так, пожарная команда при Тульском оружейном заводе была образована лишь в 1835 году. В Киеве должность брандмейстера учреждается в 1835 году, в станицах Войска Донского – в 1837 году.

В Уфе для организации и устройства пожарной команды в 1824 году был введен специальный налог. В Вологде в 1829 году утвержден штат пожарной команды в составе брандмейстера, двух учеников, одного унтер-офицера, двенадцати рядовых пожарных. Причем их количество могло быть увеличено по представлению губернатора Министерством внутренних дел. В городах Владимирской области для учреждения пожарных команд вся недвижимость облагалась специальным налогом.

Большое количество пожаров происходило из-за допускаемых нарушений при строительстве, что обязывало специалистов постоянно совершенствовать строительные нормы. В 1809 году в дополнение к существующим издаются правила, согласно которым деревянные строения с печным отоплением должны были возводиться на расстоянии не менее 12 саженей друг от друга. Строительство деревянных двухэтажных домов запрещалось. Второй этаж допускалось делать из дерева только в том случае, если первый этаж был каменным.

а строительные просчеты и отсутствие во вновь строящихся зданиях противопожарных перегородок архитекторы и строители привлекались к ответственности. Эти и другие меры по обеспечению пожарной безопасности, накопленный опыт строительства нашли отражение в изданном в 1832 году «Строительном Уставе». Основной упор в нем был сделан на профилактику — определены условия строительства зданий, правила возведения печей, даны нормативы по противопожарным разрывам.

Помимо этих правил, Санкт-Петербургская полиция в 1813 году издает документ «О мерах осторожности от огня», который в обязательном порядке вручался всем домовладельцам. Этот документ состоял из 32 разделов. В нем, в частности, отмечалось, что хозяин дома должен лично осматривать печи, очаги. Ему вменялась в обязанность переделка «всего того, что пойдет испорченным, поврежденным». Запрещалось доверять зажжение свеч, разжигание самоваров и печей престарелым, больным и детям, а лампы возле этой категории жильцов устанавливать таким образом, чтобы не мог возникнуть пожар.

В 1853 году в организации пожарной охраны происходят изменения. В соответствии с «Нормальной табели составу пожарной части в городах» штатный состав пожарных команд стал определяться в зависимости от численности населения. Такой подход внес известную пропорциональность и планомерность в организацию пожарной охраны. Все города делились на семь разрядов. К первому относились города с населением до 2 тысяч жителей, а к седьмому — от 25 до 30 тысяч. Число пожарных, возглавляемых брандмейстером, в каждом разряде, начиная с первого, составляло соответственно 5; 12; 26; 39; 51; 63; 75 человек. Проекты штатов утверждались Министерством внутренних дел. За 1853 год было утверждено штатное расписание для 461 города.

В отличие от указа Екатерины II от 1782 года, в соответствии с которым комплектование команд производилось из гражданских лиц, по новому штату люди подбирались из военного ведомства. Табель также определял и количество необходимого пожарного инструмента для каждого из разрядов.

Такой порядок существовал до 1873 года, когда вышел указ о прекращении комплектований пожарных военным ведомством. В связи с введением в России с 1874 года всеобщей воинской повинности на этот год было разрешено доукомплектовать команды молодыми солдатами. Лица, принятые на службу в пожарную охрану, освобождались от службы в армии. Несение службы в командах регламентировалось «Уставом пожарным», изданным в 1857 году в Своде законов. Устав состоял из 7 глав и 150 статей. Основные положения этого документа были изданы почти 150 лет назад, поэтому в нем содержались указы, нередко противоречащие друг другу.

Одновременно с профессиональными командами, подчиненными полиции, создаются вольнонаемные, принадлежащие городскому самоуправлению. В ряде мест возникают общественные команды и добровольные пожарные дружины. Например, численность общественной команды г. Осташкова Тверской губернии, образованной в 1843 году, составила 18 человек с брандмейстером.

Пройдет немного времени, и у пожарных команд появится много хозяев. Журнал «Пожарное дело» в 1896 году так писал по этому поводу: «Пожарное дело в России, конечно, есть. Но его нет как специально обособленного дела, как специальной объединенной отрасли государственного хозяйства. Оно давно растерзано и разметано по всевозможным учреждениям — земство, городские самоуправления, полиция, сельские власти, министерства...».

К началу 1812 года общая численность пожарной охраны в Москве составляла немногим более 1500 человек, располагавшими 96 большими и малыми насосами. До нашествия Наполеона в городе проживало 261 884 человека, имелось 464 фабрики и завода, 9151 жилой дом, из которых только 2567 были каменными. В результате пожара 1812 года было уничтожено 6596 домов. Пожарная команда выехала из города со своим обозом вместе с уходящими жителями.

В комплектовании пожарных команд техникой не было никакой системы. 13 апреля 1812 года в Санкт-Петербурге и Москве создаются пожарные депо с мастерскими. В них, как указывалось в постановлении, "должны изготовляться всякого рода и звания огнегасительные инструменты для рассылки по всем губерниям". Их изготовлением занимались как казенные мастера, так и вольнонаемные. Губернские города присылали в депо по три человека для обучения, которые затем зачислялись в штат с обязательным условием прослужить в пожарной охране 15 лет. По возвращении на места они налаживали изготовление у себя подобных инструментов и обучали этому искусству других. Так возникли мастерские в Казани, Киеве, Пензе, Рязани, Риге, Вильно, Ярославле и Харькове.

Несение службы в пожарных командах регламентировалось "Уставом пожарным", принятым в 1832 году. Он состоял из 7 глав и 150 статей. Основные положения этого документа были изданы ранее, поэтому в нем содержались статьи, нередко противоречащие друг другу. Под стать этому уставу было и решение от 1837 года о комплектовании пожарных команд из числа лиц, отбывших наказание. Это привело к тому, что в ряде команд нашли пристанище уголовники, которые во время пожаров занимались грабежом.