Проведение музыкальных занятий в детском саду
Впервые система музыкально-ритмических движений была разработана известным швейцарским музыкантом-педагогом Э. Жаком-Далькрозом. Эта система получила во многих странах широкое признание, особенно в области дошкольного и младшего школьного обучения. Метод Далькроза очень прост: используя специальные тренировочные упражнения, развивать у детей
с дошкольного возраста музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений. Э. Жак-Далькроз считал, что эти умения надо развивать как можно раньше и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. На первое место он ставил игру как естественную деятельность, в процессе которой ребенок познает жизнь, а также меньше всего утомляется, и поэтому интерес и внимание у него в игре держится дольше, чем в специальных обучающих упражнениях. Это очень важный вывод, который мы принимаем к сведению и в настоящее время. Ритмика по системе Ж. Далькроза, основанная на принципе интереса и доступности, стала средством борьбы с аритмией в лечебно-профилактических целях у детей дошкольного возраста.
Известный продолжатель идей Далькроза немецкий музыкант и педагог К. Орф использовал на своих занятиях сочетание слов, музыки и движения. Элементы его метода отражены в «Программе по музыкальному воспитанию в детском саду» и могут быть использованы в работе с детьми, требующими двигательной и речевой реабилитации.
Опыт работы автора показал, что подобные занятия очень эффективны в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии речи и движений.
При проведении занятий по предложенной системе педагог должен помнить следующее.
1. Занятия следует проводить с учетом индивидуальных возможностей детей,
так как не всегда удается использовать программу по музыкальному воспита-
нию в полном объеме. Часто приходится занижать требования: с детьми стар
шей группы заниматься по материалу средней или даже младшей группы.
2. Занятия должны строиться с учетом диагноза заболевания детей. Так,
для детей с диагнозом ОНР (общее недоразвитие речи) занятия строятся
особенно эмоционально, с быстрой сменой деятельности, чтобы они не ус
тавали. Распевки следует больше давать на гласные, чтобы лучше отрабатывать дыхание и раскрепостить зажатую нижнюю челюсть. Одну и ту же
тему лучше повторять по 2—4 раза, пока они ее не усвоят, а распевки на
гласные — петь долго: с сентября по октябрь, а иногда и ноябрь.
С детьми, имеющими диагноз Ф-ФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи), желательно больше работать над развитием слуховых и зрительных, представлений, совершенствуя их двигательные навыки. С этими детьми занятия по программе обычно продвигаются быстро, и порой удается выполнить всю программу по пению и почти всю по движению.
3. Речь, музыка и движение должны быть очень тесно взаимосвязаны,
дополнять друг друга. Благодаря этим трем компонентам активно укрепля-
ется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные. И в
результате педагог добивается не только чистоты интонирования, но, главное, выразительности в пении детей. Кроме того, слаженность этих трех
компонентов помогает развивать детские эмоции, которые, в свою очередь,
положительно сказываются на разработке детской мимики.
Все это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка к занятиям и пробудить его мысль и фантазию.
Благодаря использованию представленных в настоящем издании материалов дети могут участвовать в различных инсценировках, спектаклях, создавать разноплановые образы посредством мимики, интонаций, жестов и движений, которые быстро узнают зрители.
Уважаемые коллеги, автор желает вам успехов в работе и надеется, что предложенная методика поможет этому.