Проблемы вступления России в ВТО

Отношения России (СССР) с ГАТТ/ВТО имеют достаточно долгую и сложную историю. Еще в середине 40-х годов прошлого века Советский Союз принимал достаточно активное участие в создании основ послевоенного политического и экономического мирового устройства. Представители СССР в качестве наблюдателей участвовали в Международной конференции по торговле и занятости, проходив шей в 1948 г. в Гаване (Куба), на которой было принято решение о создании Международной торговой организации. Как уже говорилось выше, в силу ряда причин, в частности отказа США ратифицировать ее Устав, создание МТО не состоялось. В результате единственным регулятором миро вой торговли стало подписанное в Женеве в 1947 г. в качестве временного Генеральное соглашение по тарифам и торговле. СССР не подписал текст ГАТТ и не участвовал в его деятельности.

Более того, в 60-х годах ХХ в. он принял самое активное участие в работе Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), преследуя цель создания Международной торговой организации, которая заменила бы собой ГАТТ. Однако эта попытка не увенчалась успехом и ЮНКТАД не переросла в МТО, хотя продолжает действовать и в настоящее время, занимаясь в основном проблемами развивающихся государств.

В конце 70-х годов руководство СССР приняло решение о сближении с ГАТТ, чему, на наш взгляд, в значительной мере способствовали неоспоримые успехи в ее деятельности, выразившиеся, в частности, в увеличении количества стран, вступивших в ГАТТ и придерживавшихся в своей торгово - политической практике установленных ею правил. В 1986 г. СССР предпринял попытку стать участником Многосторонних торговых переговоров (Уругвайский раунд). При этом он следующим образом сформулировал свои цели, заявив о стремлении к:

• содействию улучшению торгово-политических условий ведения международной торговли, в том числе в ее отдельных секторах, и выработке соответствующих решений;

• расширению торговли между СССР и договаривающимися сторонами ГАТТ, укреплению между ними сотрудничества и доверия;

• приобретению опыта участия в работе ГАТТ, необходимого для решения вопроса о присоединении к ГАТТ с учетом намечаемых изменений в механизме советской внешней торговли.

Эта позиция явилась следствием проведенных в Советском Союзе изменений в системе управления народным хозяйством, одной из составных частей которых явилось повышение самостоятельности предприятий в осуществлении внешнеэкономических связей. Однако в результате сопротивления ряда развитых государств, и в первую очередь США, СССР к равноправному участию в Уругвайском раунде допущен не был. Однако уже в ходе раунда было рассмотрено заявление Советского Союза о его намерении в перспективе присоединиться к соглашению в качестве полноправного члена на согласованных условиях.

В мае 1990 г. СССР был предоставлен статус наблюдателя, который в 1992 г. унаследовала Россия. 18 мая 1992 г. было принято постановление Правительства РФ «О развитии отношений Российской Федерации и Генерального соглашения по тарифам и торговле».

В июне 1993 г. Президент РФ вручил Генеральному директору ГАТТ официальное заявление Правительства РФ о намерении присоединиться к ГАТТ в качестве полноправного участника. 16 июня 1993 г. Советом представителей ГАТТ, в соответствии с установленной процедурой была образована Рабочая группа по присоединению России к ГАТТ, в рамках которой начались переговоры по присоединению. Первым практическим шагом на этом пути стала передача в феврале 1994 г. Меморандума о внешнеторговом режиме Российской Федерации. Необходимо отметить, что в связи с созданием в том же году ВТО заявление России было переоформлено в просьбу о присоединении к ВТО. Собственно переговорный процесс по присоединению РФ к ВТО начался в 1995 г.

Цели, которые преследует Россия, стремясь присоединиться к ВТО:

• получение лучших по сравнению с существующими и недискриминационных условий доступа российской продукции на рынки стран—членов ВТО;

• доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

• создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы России в соответствие с нормами ВТО;

• расширение возможностей для российских инвесторов в странах—членах ВТО;

• создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения притока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

• участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

• улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

К началу 1998 г. завершился так называемый информационный этап переговоров, основным содержанием которых было ознакомление стран—членов ВТО с торгово-политическим режимом России и другими сторонами экономической системы, имеющими значение для присоединения к ВТО. В феврале того же года начался собственно переговорный этап, в ходе которого Россия должна определить конкретные условия своего присоединения к ВТО.

Формально Россия должна провести переговоры со всеми участниками ВТО. Однако реальное участие в заседании Рабочей группы принимают от 40 до 50 стран[16]. Ведущую роль в переговорах играют крупнейшие торговые партнеры России, в первую очередь США, страны ЕС, Япония. В конце 2001 г. к ним присоединился Китай.

Процедура присоединения России к ВТО протекает по стандартным правилам. Переговоры ведутся по четырем ключевым направлениям. Их основой являются документы и переговорные предложения, которые готовит правительственная комиссия по вопросам ВТО и утверждает Правительство РФ.

1. Переговоры по тарифным вопросам. Их основным предметом является определение максимального уровня («связывания») ставок ввозных таможенных пошлин, который Россия будет иметь право применять после присоединения к ВТО по всей ТН ВЭД. К настоящему времени договоренность достигнута по большинству тарифных позиций.

2. Переговоры по сельскохозяйственной проблематике. Здесь помимо тарифного аспекта обсуждаются допустимые объемы внутренней государственной поддержки аграрного сектора и экспортных субсидий на сельскохозяйственные товары и продовольствие. В связи с существенными расхождениями в позициях участия в переговорах сторон они носят весьма сложный характер.

3. Переговоры по доступу на рынок услуг. Их цель — согласование условий доступа иностранных поставщиков услуг на российский рынок. Переговорный процесс сосредоточен на «чувствительных» секторах, доступ на которые представляет значительный коммерческий интерес для ведущих стран—членов ВТО. Наибольшие проблемы на пере говорах представляют их запросы в сфере финансовых, телекоммуникационных и транспортных услуг.

4. Переговоры по системным вопросам. Они посвящены определению мер, которые Россия должна будет предпринять в области законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств как участника ВТО. Основой договоров в данном случае является проект доклада Рабочей группы, т.е. финального документа, в котором вместе с Протоколом о присоединении будет изложен пакет прав и обязанностей, которые Россия примет на себя по итогам переговоров (в отдельных документах будут зафиксированы обязательства по тарифным уступкам в области торговли товарами, по уровню поддержки сельского хозяйства, а также обязательства в сфере торговли услугами).

Одна из главных задач проходящих переговоров состоит в том, чтобы убедить страны—члены ВТО в том, что торговый режим и экономическая система России совместимы с нормами ВТО, и зафиксировать это в документах о присоединении. Это является необходимым условием для того, чтобы добиться обычных условий присоединения, а не заключать соглашение на каких-то особых, ограничительных условиях, как это было сделано в прошлом некоторыми странами. Большим шагом вперед в этом плане явилось признание рыночного статуса России со стороны США и ЕС.

Вторая задача состоит в том, чтобы добиться сбалансированных (симметричных) условий в области доступа на российский и иностранные рынки товаров и услуг. Это позволит защитить стратегически важные отрасли и повысить их конкурентоспособность, даст возможность обеспечить равноправность выхода российских предприятий на внешние рынки, а также защитить недостаточно развитые отрасли производства и сферы услуг.

Третья задача — добиться отмены в странах - членах ВТО дискриминационных элементов внешнеторгового режима, как тех, что остались со времен «холодной войны», так и тех, что появились в последние годы. Если этого не сделать, то страны, где действуют подобные меры, могут применить условия ст. ХIII (Неприменение многосторонних торговых соглашений между отдельными членами ВТО), как это уже было сделано США при присоединении ряда стран к ВТО. Здесь необходимо отметить, что, хотя Россия уже открыла свой рынок товаров для иностранных фирм, в ряде стран— членов ВТО в отношении российского экспорта сохраняются дискриминационные меры в виде количественных ограничений, специальные условия применения антидемпинговых пошлин, «добровольные ограничения экспорта, жест кие требования, относящиеся к стандартизации и сертификации российских товаров и т.п.

Еще одна задача состоит в том, чтобы остановить наметившееся стремление расширительного толкования условий приема в ВТО. В частности, имеют место попытки включить в условия присоединения такие вопросы, как проблемы собственности, программы приватизации, а в более широком плане — ход экономических реформ в стране. Все эти вопросы, как известно, не имеют прямого отношения к соглашениям, на которых базируется ВТО. Кроме того, эти вопросы непосредственно затрагивают национальные интересы страны, защита которых разрешена ВТО.

Сложность проблемы присоединения к ВТО состоит также в том, что от России могут потребовать немедленной реализации обязательств по доступу на рынки товаров и услуг и включения этого положения в документы о присоединении. Здесь следует помнить о том, что страны—члены ВТО имели для этого льготный период в 5, а в некоторых случаях и более лет.

Нельзя забывать и о том, что в России есть не только сторонники, но и противни вступления в ВТО, которые в обоснование своей позиции выдвигают, как им представляется, серьезные аргументы. Известный российский эксперт в области ГАТТ/ВТО Н.И. Дюмулен свел эти возражения в три блока.

Первый — ссылки на необходимость защиты недостаточно конкурентоспособных отраслей экономики, для которых присоединение к ВТО приведет к усилению конкуренции и захвату части рынка иностранными предпринимателями. Во избежание этого предлагается растянуть переходный период на 10—15 лет либо обеспечить достаточно высокий уровень государственной поддержки таким отраслям производства[17]. Наиболее активно в этом качестве выступают представители машиностроительной промышленности (авто- и авиастроение), отраслей легкой промышленности и некоторые другие. При этом сторонники такого подхода забывают (а может быть, им просто неизвестно или якобы неизвестно?), что ВТО не лишает страну возможности защищать национальные отрасли экономики и для этого существует достаточное количество рычагов. Надо только внимательно ознакомиться с текстами соглашений, составляющих ВТО. Хотелось бы также напомнить, что действующий уровень таможенного обложения не обеспечил надежной защиты рынка в период 1992—1997 гг. и только обвальная девальвация рубля в 1998 г. создала достаточную защиту многих отраслей национальной промышленности. Инструменты валютной, налоговой, таможенной и технической политики могут быть использованы для достижения той же цели и в рамках ВТО. Что касается упомянутого выше длительного переходного периода, то противникам присоединения к ВТО стоило бы напомнить, что переговоры о вступлении в эту организацию начались в 1995 г. Прошедшие 9 лет стоило бы использовать для улучшения конкурентоспособности производимой продукции и адаптации к предстоящему обострению конкуренции на внутреннем рынке, а также для продвижения своих товаров на внешние рынки.

Второй — ссылки на необходимость защиты новых развивающихся отраслей, еще недостаточно конкурентоспособных в условиях растущей иностранной конкуренции. Правила ВТО, как, впрочем, и российское законодательство, разрешают защиту таких отраслей. Необходимо только, чтобы эта проблема была обозначена в протоколе о доступе товаров на рынки России.

Третий — соображение национальной экономической без опасности, исключающей захват иностранными поставщиками товаров и услуг ключевых позиций в стратегически важных отраслях на российском рынке. Этот аргумент имеет право на жизнь, хотя необходимо напомнить, что меры,

разрешенные ВТО, особо предусматривают возможность защиты производства товаров и услуг по соображениям государственной безопасности.

В ходе публичных дискуссий выдвигаются и другие критические замечания, большинство из которых, к сожалению, свидетельствует о плохом знании или полном незнании документов ВТО и осуществляемой ею практики.

Переговоры о вступлении России в ВТО проходят без ненужной спешки. Имеющие к ним отношения должностные лица разного уровня, включая Президента РФ, неоднократно отмечали: наша задача состоит не в том, чтобы вступить в ВТО, во что бы то ни стало[18]. Напротив, мы вступим в эту организацию только на условиях, максимально обеспечивающих интересы России. Это не означает, что мы в ходе переговоров не будем идти на уступки. Суть переговоров как раз и состоит во взаимных уступках и в поиске на этой основе приемлемого компромисса. В этой связи очень важно помнить, что наши возможные уступки будут в конечном итоге компенсированы целым рядом льгот и преимуществ, являющихся следствием членства во Всемирной торговой организации. Напомним некоторые из них еще раз. Это[19]:

1) получение лучших по сравнению с существующими условиями для доступа российских товаров на иностранные рынки;

2) доступ к международному механизму разрешения споров;

3) участие в выработке правил международной торговли с учетом национальных интересов России;

4) улучшение имиджа страны в мире как полноправного участника международной торговли;

5) вступление России только на благоприятных для нее условиях.