Регулирование внешней торговой деятельности в рамках ВТО/ГАТТ

В международной торговле все большее значение приобретает национальное регулирование на многосторонней основе. Это способствует развитию мировой торговли. Наиболее масштабной международной организацией, занимающейся регулированием внешней торговли является ГАТТ.

Еще до второй мировой войны появилась потребность в выработке единых механизмов регулирования и создании многосторонней правовой базы их применения. Эта проблема стала особенно актуальна после окончания второй мировой войны. Как известно, единственной страной, вышедшей из войны экономически окрепшей, были США. Их лидерство на мировом рынке объясняет заинтересованность в создании универсальной многосторонней системы, которая не только позволила бы закрепить имеющиеся преимущества, но и расширить возможности продвижения своих товаров и капиталов на международные рынки в будущем. В качестве экономически наиболее сильной державы США были заинтересованы, с одной стороны, в либерализации международной торговли, а с другой — в унификации национальных систем ее регулирования.

Эта задача должна была быть решена путем создания Международной торговой организации (МТО). В феврале 1946 г. Экономический и социальный совет ООН (ЭКО- СОС) принял резолюцию с призывом к созыву Конференции ООН по торговле и занятости. На базе этой резолюции был создан Подготовительный комитет, который провел несколько заседаний, на одном из которых (Женева, 1947 г.) работа проходила по двум направлениям: разработка Устава МТО и переговоры о взаимном снижении таможенных тарифов. Эти переговоры по существу вылились в самостоятельную конференцию. Она завершилась принятием 30 октября 1947 г. Заключительного акта. Он учреждал Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) в качестве временного соглашения, регулирующего торговые отношения на период до вступления в силу Устава МТО, и содержал протокол о временном применении ГАТТ. Соглашение включало те положения Устава МТО, которые регулировали вопросы внешнеторговой политики (раздел Устава МТО, носивший название «Коммерческая политика»). ГАТТ вступило в силу с 1 января 1948 г.

Тем временем в Гаване (Куба) была созвана Конференция ООН по торговле и занятости (21 ноября 1947 г. 24 марта 1948 г.). Она завершилась принятием Заключительного акта, содержавшего так называемую Гаванскую хартию - Устав МТО. Поправки и изменения, внесенные в ту часть Хартии, которая касалась вопросов торговой политики, были позднее перенесены в текст ГАТТ.

В декабре 1950 г. правительство США заявило о своем отказе от намерения добиваться ратификации Конгрессом Устава МТО. В результате вопрос о создании Международной торговой организации на основе Гаванской хартии был закрыт, а Генеральное соглашение по тарифам и торговле осталось единственным многосторонним документом, содержащим принципы и правила международной торговли

На начальном этапе ГАТТ регулировало, как это следует из его названия, исключительно вопросы, связанные с торгово-политическим обеспечением внешней торговли. При этом необходимо подчеркнуть, что международная торговля в момент заключения Соглашения носила в основном сырьевой характер (на сырье приходилось до 80% товарооборота). Это наложило отпечаток на текст ГАТТ и на систему закрепленных в нем мер регулирования внешней торговли, основу которых составляли таможенные тарифы. В резултате в своем первоначальном виде ГАТТ было чисто тарифным соглашением, в которое с целью недопущения воздействия на торговлю нетарифных норм и правил был включен ряд положений, связанных с другими формами регулирования торговли (количественными ограничениями, субсидия ми, демпингом и т. п.).

В последующие годы был внесен ряд дополнений, приспосабливающих Соглашение к требоованиям изменившейся ситуации в мире. К числу наиболее существенных можно отнести включение в текст ГАТТ в 1964 г. части IV «Торговля и развитие» (она вступила в силу в 1968 г.), в которой определялись условия применения соглашения к развивающимся странам, а также итоги переговоров в рамках Токийского и Уругвайского раундов, распространивших положения Соглашения на новые области, выходящие за рамки таможенно-тарифной политики и существенно изменившие ряд статей ГАТТ[9].

Итоги деятельности ГАТТ свидетельствуют о том, что оно до последнего времени (до создания Всемирной торговой организации — ВТО) играло роль центрального между народного учреждения по вопросам торговли. Именно здесь принималось большинство конкретных мер и решений, регулирующих и модернизирующих правовую структуру мировой торговли.

Эффективность этого соглашения привела к росту числа его членов.

Важную роль в системе ГАТТ играли периодически про водимые переговорные конференции (всего их прошло восемь), последней из которых был Уругвайский раунд.

В основу деятельности Генерального соглашения по тарифам и торговле положен ряд принципов. Важнейшими из них являются режим наибольшего благоприятствования и национальный режим.

15 августа 1994 г. в г. Марракеше (Марокко) подписанием Заключительного акта официально закончился Уругвайский раунд переговоров. Его главная особенность состояла в том, что все результаты переговоров были представлены в виде единого пакета правовых документов, охватывающих значительную часть всей сферы международных экономических отношений (а не только торговлю товарами), принятие которых было обязательно для стран, пожелавших стать членами ВТО, без каких-либо оговорок и исключений. Следует напомнить, что до этого в ГАТТ действовало правило, в соответствии с которым страны- члены могли присоединяться или не присоединяться к Принимаемым соглашениям на добровольной основе, а развивающиеся страны могли брать на себя обязательства в меньшем объеме, чем развитые.

Новое положение об обязательном присоединении ко всем принятым соглашениям создало особо сложную ситуацию для развивающихся стран, а также для государств, еще не полностью готовых к реализации новых договоренностей. Правда, в ряде документов ВТО признается право развивающихся стран и стран с переходной экономикой на дифференцированный или более благоприятный режим в виде более длительного периода реализации отдельных соглашений, большей гибкости в их реализации; предоставления технической помощи развивающимся и наименее развитым странам (НРС); предоставления НРС более длительного переходного периода и освобождения от отдельных обязательств; иных пороговых уровней выполнения обязательств.

Участники переговоров не стали создавать всеобъемлющую и развитую в правовом плане организацию со своим уставом. ВТО является институциональной структурой, цель которой состоит в организации выполнения многосторонних соглашений и договоренностей, содержащихся в приложениях к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации, а также выполняет функции организатора будущих переговоров и арбитра при урегулировании споров.

Круг ведения ВТО определяется соглашениями и договоренностями, содержащимися в приложениях (в настоящее время их четыре). Сегодня основой ВТО являются три соглашения: Генеральное соглашение по тарифам и торговле в редакции 1994 г. (ГАТТ-1994) Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Не исключено, что в ходе будущих министерских конференций в круг ведения организации могут быть включены и другие вопросы.

return false">ссылка скрыта

Как уже кратко говорилось выше, серьезной проблемой для ВТО является регионализация, т.е. создание замкнутых экономических группировок, что может выхолостить один 113 ключевых принципов ВТО - режим наибольшего благоприятствования. Дело в том, что на торговлю внутри интеграционных группировок РПБ не распространяется, а торговые отношения между странами-членами строятся на принципе свободы торговли, т.е. без применения тарифных, количественных и других ограничений. Поскольку взаимная торговля стран членов таких группировок (так называемая внутренняя торговля), по крайней мере крупных, имеет тенденции к постоянному росту, это создает в мировой торговле своего рода анклавы, в которых действуют правила, отличные от принятых в ВТО. При этом доля таких анклавов в мировой торговле растет, что приводит к ее фрагментации.

Фрагментация мировой торговли происходит и по другому направлению: быстрыми темпами развивается торговля в рамках транснациональных корпораций (ТПК). По имеющимся данным, в настоящее время на внутрикорпоративную торговлю ТНК приходится примерно одна треть мировой торговли, а еще одна треть на торговлю между самим ТНК[10].

Серьезной проблемой ВТО является ослабление позиций развивающихся стран, о чем уже говорилось выше.

Соглашение об учреждении ВТО предусматривало создание единой организационной структуры многосторонней межправительственной организации, которая будет обслуживать все соглашения и договоренности входящие в итоговый документ Уругвайского раунда. В соответствии со ст. II Соглашения об учреждении ВТО оно устанавливает, что соглашения и связанные с ними правовые документы, включенные в приложения 1, 2, 3 (в дальнейшем именуемые «Многосторонние торговые соглашения»), являются неотъемлемыми частями настоящего Соглашения и обязательными для всех членов.

Напротив, соглашения и связанные с ними правовые‚ документы, (в дальнейшем именуемые «Торговые соглашения с ограниченным кругом участников»), также являются составной частью настоящего Соглашения для всех членов, которые их приняли, и обязательны для этих членов. Торговые соглашения с ограниченным кругом участников (Соглашение по торговле гражданской авиатехникой, Соглашение по правительственным закупкам, Соглашение по молочным продуктам и Соглашение по говядине) не создают обязательств или прав для членов, которые их не приняли.

Функции ВТО состоят в организации исполнения и применения Соглашения об учреждении ВТО и многостороннихторговых соглашений, содействии осуществлению их целей, а также обеспечении рамок для выполнения, применения и действия Торговых соглашений с ограниченным числом участников. ВТО — это форум для переговоров между ее членами по вопросам, входящим в круг ее ведения, а также (по решению Конференции на уровне министров) по более широкому кругу вопросов, касающихся многосторонних торговых отношений. ВТО выполняет административные функции в качестве органа, организующего периодические обзоры торговой политики стран-членов, а также в качестве органа по рассмотрению и разрешению споров и конфликтных ситуаций.

В целях достижения большей согласованности при проведении глобальной экономической политики ВТО сотрудничает, когда это целесообразно, с МВФ и МБРР и связанными с ними агентствами.

Свыше 50 стран и международных организаций имеют статус наблюдателей и добровольно выполняют все требования ВТО (Тайвань). Многостороннее соглашение в рамках ВТО касается основных принципов, норм и правил ведения взаимной торговли стран участниц. Эти принципы выработаны на базе многовековой практики. Члены ВТО - это договаривающиеся стороны, которые обмениваются обязанностями и преимуществами. Каждая страна участница должна привести свое законодательство в соответствие с требованиями ВТО. Это способствует унификации норм, правил и принципов. В настоящее время до 95% мировой торговли осуществляется по нормам ВТО. Эти нормы основываются на соответствующих принципах[11]:

1. Режим наибольшего благоприятствования и недискриминации.

Обязывает каждое государство распространять на всю совокупность поставщиков какого-либо товара льготы, которые оно предоставило бы какому-нибудь одному из них. Здесь предусмотрено два отступления от правил:

• предполагает тарифные предпочтения в пользу развивающихся стран;

• дает возможность создавать таможенные союзы между странами, если уровень протекционизма в них не превышает среднего, которым прежде пользовались страны, участвующие в этих союзах.

2. Таможенные тарифы как главный инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности.

3. Постепенное снижение таможенного тарифа.

4. Одинаковые фискальные правила и иные регламентации как для товаров национального производства, так и импортированных товаров.

5. Запрещение демпинга и разрешение антидемпинговых пошлин в случае несоблюдения этого запрещения.

6. Возможность нейтрализации экспортных премий или субсидий посредством компенсационных сборов.

7. Недискриминация поставщиков вне зависимости от их национальности при государственных закупках.

Правила ВТО допускают лишь два исключения из этих общих принципов.

1. Имеет структурный характер, касается развивающихся стран. Отношения между этими странами и промышленно развитыми государствами регулируются специальными правилами (например, режим преференций).

2. Имеет конъюнктурный характер и принимает форму защитной оговорки. Это касается товаров, которым в значительной степени угрожает иностранная конкуренция.

Подобные товары временно могут быть объектом особого протекционизма при соблюдении принципа недискриминации и при условии согласия ВТО.