Внешняя торговая политика: понятие, цели, задачи
Внешнеэкономическая деятельность государства может осуществляться на разных уровнях[1]:
• государственном, т. е. правительство от имени государства заключает и реализует внешнеэкономические сделки;
• субъектов хозяйственной деятельности (предприятий, фирм, организаций).
Субъекты хозяйственной деятельности осуществляют ВЭД путем заключения внешнеэкономических контрактов. Роль государства заключается в осуществлении внешнеторговой политики.
Внешнеторговая политика - это деятельность государства, направленная на развитие и регулирование экономических отношений с другими странами, с целью создания наиболее благоприятных условий для функционирования национальной экономики.
Объектами регулирования являются такие сферы, как:
• международная купля-продажа товаров и услуг;
• международное перемещение материальных, денежных и трудовых ресурсов;
• интеллектуальная собственность.
В рамках внешнеторговой политики регулируются отношения как с другими государствами, так и с международными экономическими организациями. К основным инструментам внешнеэкономической политики государства относятся:
1. Регулирование состава участников ВЭД.
2. Определение режимов ввоза и вывоза товаров.
3. Определение режимов таможенной границы.
4. Правила контроля.
5. Налоговая политика.
В рыночной экономике роль государства заключается в нормативном и финансовом регулировании при относительной свободе участников. Государственное регулирование может иметь определенные направления, такие как:
1. Защита внутреннего рынка, т.е. защита отечественных товаропроизводителей от конкуренции с иностранными товарами на внутреннем рынке.
2. Поощрение экспорта - поддержка в повышении конкурентоспособности отечественных товаров на зарубежных рынках, т.е. экспортная экспансия товаров.
Соотношение этих двух направлений изменяется в зависимости от состояния экономики, политической ситуации в стране, а также процессов происходящих в мировой экономике, таких, например, как:
• обострение конкурентной борьбы на мировом рынке;
• дестабилизация валютных курсов;
• возрастание неравновесия платежных балансов государств;
• рост задолженности развивающихся стран.
Указанные причины порождают постоянное взаимодействие двух тенденций во внешнеторговой политике государств:
1. Протекционизм;
2. Либерализация.
Протекционизм- это такая внешнеторговая политика, которая направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, а зачастую и на захват внешних рынков;
Либерализация- это внешнеторговая политика, связанная со снижением таможенных пошлин и других барьеров, препятствующих развитию ВЭД.
По мере расширения внешнеэкономических связей страны вытекает необходимость в более широком перечне инструментов, предназначенных для оптимизации ее участия в международном разделении труда, защиты национальной экономики от негативного влияния внешних факторов.
В условиях научно-технической революции для экономического развития любой страны все большее значение приобретает ее активное участие в международном разделении труда. Наглядным примером этого являются процессы, происходящие на Западе, где промышленно развитые страны сознательно идут на стирание экономических, а часто и политических границ, создают управленческие надстройки, одной из основных задач которых становится формирование благоприятных условий для достижения свободы движения товаров, капиталов, услуг, рабочей силы и т.п. Следствием этого является выравнивание уровней экономического развития отдельных стран на основе специализации и научно-техниеской кооперации. Решение всех этих задач тесно связано с проблемами формирования внешнеэкономической политики и ее составной части внешнеторговой политики.
Внешнеторговая политика — это система государственных мероприятий, направленных на достижение торговлей данной страны определенных преимуществ на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции[2]. В нее включается целый ряд направлений международных экономических отношений: торговля товарами, торговля услугами, международное движение капитала, торговля объектами интеллектуальной собственности, создание торгово-политических группировок. Внешнеэкономическая политика, как показывает история, часто используется для достижения определенных политических целей и поэтому с полным правом считается составной частью внешней политики государства.
Как следует из формулировки внешнеторговой политики, она имеет две стороны: защитную и наступательную и осуществляется с помощью определенного арсенала мер, которые, правда весьма условно, могут быть подразделены на защитные и наступательные. Важной частью внешнеэкономической политики является внешнеторговая политика.
Как известно из экономической истории, в различные периоды своего развития отдельные государства проводили ту внешнеторговую политику, которая на данном этапе в наибольшей степени соответствовала конкретной ситуации, существовавшей в данной стране. Первые попытки создания стройной концепции в области экономического развития государства и его внешнеторговой политики имели место в период ликвидации феодальной раздробленности в Европе и создания централизованных государств (ХVI —ХVII вв.). Эта концепция получила название меркантилизма.
Учитывая тот факт, что основой экономики существовавшего в то время феодального общества был купеческий капитал, для которого синонимом богатства являлись деньги, сторонники меркантилизма исходили из того, что богатство государства, которое они отождествляли с деньгами, зависит от максимально возможного накопления денег (золота, серебра). В этой связи они считали, что внешняя торговля должна быть ориентирована на накопление драгоценных металлов за счет политики ограничения импорта и расширения экспорта с помощью вмешательства государства в целях контроля за состоянием внешней торговли.
Основным средством ограничения доступа иностранных товаров на внутренний рынок были таможенные пошлины. Колониальные державы с помощью ограничительных, а то и запретительных пошлин стремились воспрепятствовать ввозу товаров из других стран. В результате в колонии могли ввозиться товары только из метрополии.