II.8. ФИЛОСОФИЯ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ (XIX век)

8.а. ПОЗИТИВИЗМ , ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ

492. Позитивизм возникает в:

а) XVIII в.; б) XIX в.; в) XX в.

 

493. Позитивизм – это философская установка:

а) онтологическая; б) гносеологическая; в) этическая.

 

494. Позитивизм отождествляет процесс познание истины с:

а) умозрением; б) естествознанием; в) творчеством.

 

495. Острой критике со стороны позитивизма подверглась:

а) метафизика; б) религия; в) искусство.

 

496. Эмпириокритицизм является позитивизмом:

а) первой волны;

б) второй волны;

в) третьей волны.

 

497. Наибольшей ценностью в позитивизме обладает опыт:

а) феноменальный; б) ноуменальный; в) экзистенциальный.

498. Человеческое познание, согласно позитивизму, способно ответить на вопрос:

а) как? б) почему? в) зачем?

 

499. Отношение позитивизма к трансцендентности:

а) апологетическое; б) толерантное; в) конфронтационное.

 

500. Отношение позитивизма к доопытному (рациональному) знанию:

а) апологетическое; б) толерантное; в) конфронтационное.

 

501. О. Конт выдвигает закон:

а) социальной мобильности;

б) достаточного основания;

в) эволюционной цефализации.

 

502. О. Конт выделял стадии развития человечества:

а) архаическая, государственная, космополитическая;

б) теологическая, метафизическая, позитивная;

в) рабовладельческая, феодальная, капиталистическая.

 

503. Философские воззрения Г. Спенсера носят характер:

а) метафизический; б) спекулятивный; в) эволюционистский.

 

504. В основу своей этики И. Бентам и Дж. Милль положили принцип:

а) любви к дальнему;

б) наибольшего счастья наибольшего количества людей;

в) непротивления злу силою.

 

505. В эмпириокритицизме задача познания виделась в:

а) проникновении в сущность человека;

б) постижении сущности мироздания;

в) описании опытных данных.

 

506. Согласно Р.Авенариусу, отличие научного мышления от обыденного в том, что:

а) понятия не соотносятся с окружающими предметами;

б) понятия соотносятся с окружающими предметами;

в) понятия могут соотноситься с отдаленными предметами.

 

507. Согласно Э. Маху, ощущения:

а) являются образами объективного мира;

б) не являются образами объективного мира;

в) обладают радикально субъективной природой.

 

508. В эмпириокритицизме фикция – это:

а) сопоставимость понятия с комплексом ощущений;

б) несопоставимость понятия с комплексом ощущений;

в) невозможность существования одного понятия для комплекса ощущений.

 

509. Принцип экономии мышления предполагает:

а) выбор той теории, которая наиболее просто описывает ощущения;

б) выбор той теории, которая наиболее достоверно обосновывает ощущения;

в) отрицание возможности существования теории, описывающей и обосновывающей ощущения.

 

510. Э. Мах полагал, что задача науки в том, чтобы:

а) углублять опыт;

б) расширять опыт;

в) экономить опыт.

 

511. Согласно В. Ленину, ощущения субъекта:

а) являются выражением субъективности;

б) отражают объективный мир;

в) являются преломлением объективности в субъективности.

 

512. Согласно В. Ленину, материя – это:

а) формальная организация идеального;

б) онтологическая иллюзия;

в) объективная реальность.

 

513. Философы предшествующих времен полагали, что истина обретается:

а) на путях погружения в ход жизни;

б) методом максимального обобщения многослойной конкретики;

в) интеллигибельно.

8.б. ПРАГМАТИЗМ

514. Как философское учение прагматизм появился в:

а) с. ХIX в.; б) к. XIX в.; в) к. XVIII – н. XIX вв.

 

515. Прагматизм как философское учение означает:

а) утверждение способности человека к приращению бытия;

б) целесообразную деятельность как определение и проявление сущности человека;

в) возведенный в принцип момент прибыльного делания.

 

516. Прагматизм отстаивает позицию, согласно которой:

а) истина > польза;

б) истина = польза;

в) истина < польза.

 

517. Согласно прагматизму, наивысшим показателем практической деятельности человека является:

а) прибыльность, взаимовыгодность;

б) совершенствование, гармонизация;

в) полезность, эффективность, контролируемость.

 

518. «Принцип Пирса» основан на:

а) способе дейсвия;

б) конечном результате;

в) затраченных средствах.

 

519. Согласно Ч. Пирсу, истина – это то:

а) что рождается в споре;

б) о чем не спорят;

в) что содержит в себе возможность быть опровергнутым.

 

520. По определению Ч. Пирса, состояние сознания, руководящее нашими желаниями и формирующее наши действия, есть:

а) вера; б) знание; в) целеполагание.

 

521. По выражению У. Джеймса, прагматизм – это метод, с помощью которого можно улаживать споры:

а) натурфилософские; б) метафизические; в) диалектические.

 

522. Инструментализм Дж. Дьюи основан на решении эпистемологической задачи: Как особенности определенного природного или общественного события:

а) могут быть соотнесены с таковыми в других подобных ситуациях?

б) влияют на каждого представителя сущего?

в) отражаются на становлении общемировой гармонии?

 

523. Верование, стимулирующее успешное действие, определяется как:

а) самовнушение; б) самообман; в) истина.

 

524. Гносеологические приоритеты прагматизма связаны с:

а) эмпиризмом; б) рационализмом; в) иррационализмом.

 

525. Для прагматизма характерна:

а) произвольность; б) заданность; в) каузальность.

 

526. Концепция истины, отстаиваемая прагматиками:

а) фаллибилизм;

б) конвенционализм;

в) корреспондентная теория истины.

 

527. Отношение Б. Рассела к прагматизму характеризуется:

а) терпимостью; б) поддержкой; в) предостережением.

 

8.в. НЕОКАНТИАНСТВО

528. Школы неокантианства опирались на идею И. Канта об:

а) актуализации подсознания;

б) апостериорных формах сознания;

в) априорных формах сознания.

 

529. Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер – представители неокантианской школы:

а) Баденской; б) Кенигсбергской; в) Марбургской.

 

530. В. Виндельбанд и Г. Риккерт – представители неокантианской школы:

а) Баденской; б) Кенигсбергской; в) Марбургской.

531. Неокантианство формируется в:

а) 60 – 70-е годы XIX века;

б) 20-е годы XX века;

в) 30-е годы XIX века.

 

532. С точки зрения неокантианцев Марбургской школы:

а) новые факты приводят к скорейшему пересмотру научных гипотез и теорий;

б) научные гипотезы и теории формируются на основании обнаруженных фактов;

в) факты обнаруживаются и описываются в свете имеющихся гипотез и теорий.

 

533. С позиции Марбургской школы, индуктивное обобщение фактов должно представлять собой:

а) физическую модель мира;

б) натурфилософскую модель мира;

в) логико-математическую модель мира.

 

534. С точки зрения неокантианцев Баденской школы, главным отличительным признаком гуманитарных наук является:

а) предмет исследования;

б) метод исследования;

в) цель исследования.

 

535. Баденцы утверждают, что ценности:

а) имеют эмпирическое происхождение;

б) не имеют эмпирическое происхождение;

в) обладают двоякой природой – эмпирической и внеэмпирической.

 

536. Неокантианцы отстаивали в познании:

а) его стихийность, произвольность;

б) его опытную, эмпирическую основу;

в) его творческий, конструктивный характер.

 

8.г. МАРКСИЗМ

537. На становление К. Маркса как философа в наибольшей степени повлияли идеи:

а) Демокрита и Л. Фейербаха;

б) Г. Гегеля и Л. Фейербаха;

в) И. Канта и Л. Фейербаха.

 

538. Согласно К. Марксу, источником превратности духовных представлений является:

а) превратность реально-практической жизни человека;

б) стремление к реализации идеально-должного;

в) пренебрежение действительно-сущим.

 

539. К. Маркс доказывал, что буржуазное общество основано на процессах:

а) конкуренции; б) присвоения; в) отчуждения.

 

540. Как писал К. Маркс, рабочий «становится тем беднее, чем:

а) меньше он работает»;

б) больше богатства он производит»;

в) больше он тратит».

 

541. Согласно К. Марксу, труд при капитализме сопровождается:

а) активной процессуальностью рабочего;

б) освобождением рабочего из-под власти предметов труда;

в) утратой рабочим предметов труда и одновременным порабощением ими.

 

542. Возвращение человека к общественному бытию связывается К. Марксом с:

а) упразднением частной собственности;

б) расширением деятельности профессиональных союзов;

в) воспитанием подрастающего поколения в духе коллективизма.

543. Утверждая: «Этой общественной формацией завершается предыстория человеческого общества», – К. Маркс имел в виду формацию:

а) античную; б) феодальную; в) буржуазную.

 

544. Развивая свои идеи, К. Маркс признавал:

а) влияние базиса на надстройку;

б) влияние надстройки на базис;

в) независимость друг от друга базиса и надстройки.

 

545. «Священным писанием» марксизма называют:

а) «Экономическо-философские рукописи 1844 года» К. Маркса;

б) «Диалектику природы» Ф. Энгельса;

в) «Капитал» К. Маркса.

 

546. Как писал К. Маркс, «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, в своей совокупности она есть … общественных отношений»:

а) ансамбль; б) конгломерат; в) симбиоз.

 

547. Субстанцией исторических изменений, согласно К. Марксу, выступает:

а) комплекс средств для производства материальных благ;

б) способ производства материальных благ;

в) принцип распределения материальных благ.

 

548. Как полагал К. Маркс, тенденцией истории является:

а) общественный прогресс;

б) общественный регресс;

в) циклическое прогрессивно-регрессивное развитие общества.

 

549. Духовное развитие человека К. Маркс:

а) отрицал;

б) не рассматривал;

в) считал зависимым от материального производства.

 

550. Ведущим принципом в учении К. Маркса является:

а) принцип практики;

б) принцип теории;

в) принцип теоретико-практического освоения мира.

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001.

История мировой философии: учеб пособие / А. И. Алешин, К. В. Бандуровский, В. Д. Губин и др.; под ред. В. Д. Губина и Т. Ю. Сидориной. – М.: Астрель: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.

История философии: Учеб. пособие / М. Л. Клюзова, М. К. Константинова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2005.

История философии. Запад – Россия – Восток / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. – М., 1995.

Миронов В. В. Философия: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

Назаров В. Н. Систематическая философия в вопросах и ответах. – Тула, 1999.

Радугин А. А. Философия: Курс лекций. – М.: ВЛАДОС, 1995.

Рассел Б. История западной философии в ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. – Новосибирск, 2001.

Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – СПб., 1994.

Спиркин А. Г. Философия: Учебник для вузов. М., 2000.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. – М., 2003.

Философия в вопросах и ответах: учеб. пособие / Е. В. Зорина, Н. Ф. Рахманкулова [и др.]; под ред. А. П. Алексеева, Л. Е. Яковлевой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

Философия: Учебник / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной, В. П. Филатова. – М.: Русское слово, 199

Шульгин Н. И. Философия. Тесты. Часть 1. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2003.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Асмус В. Ф. Античная философия. – М., 2001.

Богомолов А. С. Античная философия. – М., 1985.

Виндельбанд В. История новой философии: В 2 т. – СПб., 1913.

Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. – М., 1987.

Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения: Учеб. пособие. – М., 1980.

Зотов А. Ф. Современная западная философия. – М., 2001.

Коплстон Ф. Ч. История средневековой философии. – М., 1997.

Кузнецов В. Н. Западноевропейская цивилизация XVIII века. – М., 1986.

Нарский И. С. Западноевропейская философия XIX века. – М., 1976.

Стечкин О. Я. Философия Всеединства: Курс лекций. – Тула, 2004.