II.8. ФИЛОСОФИЯ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ (XIX век)
8.а. ПОЗИТИВИЗМ , ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ
492. Позитивизм возникает в:
а) XVIII в.; б) XIX в.; в) XX в.
493. Позитивизм – это философская установка:
а) онтологическая; б) гносеологическая; в) этическая.
494. Позитивизм отождествляет процесс познание истины с:
а) умозрением; б) естествознанием; в) творчеством.
495. Острой критике со стороны позитивизма подверглась:
а) метафизика; б) религия; в) искусство.
496. Эмпириокритицизм является позитивизмом:
а) первой волны;
б) второй волны;
в) третьей волны.
497. Наибольшей ценностью в позитивизме обладает опыт:
а) феноменальный; б) ноуменальный; в) экзистенциальный.
498. Человеческое познание, согласно позитивизму, способно ответить на вопрос:
а) как? б) почему? в) зачем?
499. Отношение позитивизма к трансцендентности:
а) апологетическое; б) толерантное; в) конфронтационное.
500. Отношение позитивизма к доопытному (рациональному) знанию:
а) апологетическое; б) толерантное; в) конфронтационное.
501. О. Конт выдвигает закон:
а) социальной мобильности;
б) достаточного основания;
в) эволюционной цефализации.
502. О. Конт выделял стадии развития человечества:
а) архаическая, государственная, космополитическая;
б) теологическая, метафизическая, позитивная;
в) рабовладельческая, феодальная, капиталистическая.
503. Философские воззрения Г. Спенсера носят характер:
а) метафизический; б) спекулятивный; в) эволюционистский.
504. В основу своей этики И. Бентам и Дж. Милль положили принцип:
а) любви к дальнему;
б) наибольшего счастья наибольшего количества людей;
в) непротивления злу силою.
505. В эмпириокритицизме задача познания виделась в:
а) проникновении в сущность человека;
б) постижении сущности мироздания;
в) описании опытных данных.
506. Согласно Р.Авенариусу, отличие научного мышления от обыденного в том, что:
а) понятия не соотносятся с окружающими предметами;
б) понятия соотносятся с окружающими предметами;
в) понятия могут соотноситься с отдаленными предметами.
507. Согласно Э. Маху, ощущения:
а) являются образами объективного мира;
б) не являются образами объективного мира;
в) обладают радикально субъективной природой.
508. В эмпириокритицизме фикция – это:
а) сопоставимость понятия с комплексом ощущений;
б) несопоставимость понятия с комплексом ощущений;
в) невозможность существования одного понятия для комплекса ощущений.
509. Принцип экономии мышления предполагает:
а) выбор той теории, которая наиболее просто описывает ощущения;
б) выбор той теории, которая наиболее достоверно обосновывает ощущения;
в) отрицание возможности существования теории, описывающей и обосновывающей ощущения.
510. Э. Мах полагал, что задача науки в том, чтобы:
а) углублять опыт;
б) расширять опыт;
в) экономить опыт.
511. Согласно В. Ленину, ощущения субъекта:
а) являются выражением субъективности;
б) отражают объективный мир;
в) являются преломлением объективности в субъективности.
512. Согласно В. Ленину, материя – это:
а) формальная организация идеального;
б) онтологическая иллюзия;
в) объективная реальность.
513. Философы предшествующих времен полагали, что истина обретается:
а) на путях погружения в ход жизни;
б) методом максимального обобщения многослойной конкретики;
в) интеллигибельно.
8.б. ПРАГМАТИЗМ
514. Как философское учение прагматизм появился в:
а) с. ХIX в.; б) к. XIX в.; в) к. XVIII – н. XIX вв.
515. Прагматизм как философское учение означает:
а) утверждение способности человека к приращению бытия;
б) целесообразную деятельность как определение и проявление сущности человека;
в) возведенный в принцип момент прибыльного делания.
516. Прагматизм отстаивает позицию, согласно которой:
а) истина > польза;
б) истина = польза;
в) истина < польза.
517. Согласно прагматизму, наивысшим показателем практической деятельности человека является:
а) прибыльность, взаимовыгодность;
б) совершенствование, гармонизация;
в) полезность, эффективность, контролируемость.
518. «Принцип Пирса» основан на:
а) способе дейсвия;
б) конечном результате;
в) затраченных средствах.
519. Согласно Ч. Пирсу, истина – это то:
а) что рождается в споре;
б) о чем не спорят;
в) что содержит в себе возможность быть опровергнутым.
520. По определению Ч. Пирса, состояние сознания, руководящее нашими желаниями и формирующее наши действия, есть:
а) вера; б) знание; в) целеполагание.
521. По выражению У. Джеймса, прагматизм – это метод, с помощью которого можно улаживать споры:
а) натурфилософские; б) метафизические; в) диалектические.
522. Инструментализм Дж. Дьюи основан на решении эпистемологической задачи: Как особенности определенного природного или общественного события:
а) могут быть соотнесены с таковыми в других подобных ситуациях?
б) влияют на каждого представителя сущего?
в) отражаются на становлении общемировой гармонии?
523. Верование, стимулирующее успешное действие, определяется как:
а) самовнушение; б) самообман; в) истина.
524. Гносеологические приоритеты прагматизма связаны с:
а) эмпиризмом; б) рационализмом; в) иррационализмом.
525. Для прагматизма характерна:
а) произвольность; б) заданность; в) каузальность.
526. Концепция истины, отстаиваемая прагматиками:
а) фаллибилизм;
б) конвенционализм;
в) корреспондентная теория истины.
527. Отношение Б. Рассела к прагматизму характеризуется:
а) терпимостью; б) поддержкой; в) предостережением.
8.в. НЕОКАНТИАНСТВО
528. Школы неокантианства опирались на идею И. Канта об:
а) актуализации подсознания;
б) апостериорных формах сознания;
в) априорных формах сознания.
529. Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер – представители неокантианской школы:
а) Баденской; б) Кенигсбергской; в) Марбургской.
530. В. Виндельбанд и Г. Риккерт – представители неокантианской школы:
а) Баденской; б) Кенигсбергской; в) Марбургской.
531. Неокантианство формируется в:
а) 60 – 70-е годы XIX века;
б) 20-е годы XX века;
в) 30-е годы XIX века.
532. С точки зрения неокантианцев Марбургской школы:
а) новые факты приводят к скорейшему пересмотру научных гипотез и теорий;
б) научные гипотезы и теории формируются на основании обнаруженных фактов;
в) факты обнаруживаются и описываются в свете имеющихся гипотез и теорий.
533. С позиции Марбургской школы, индуктивное обобщение фактов должно представлять собой:
а) физическую модель мира;
б) натурфилософскую модель мира;
в) логико-математическую модель мира.
534. С точки зрения неокантианцев Баденской школы, главным отличительным признаком гуманитарных наук является:
а) предмет исследования;
б) метод исследования;
в) цель исследования.
535. Баденцы утверждают, что ценности:
а) имеют эмпирическое происхождение;
б) не имеют эмпирическое происхождение;
в) обладают двоякой природой – эмпирической и внеэмпирической.
536. Неокантианцы отстаивали в познании:
а) его стихийность, произвольность;
б) его опытную, эмпирическую основу;
в) его творческий, конструктивный характер.
8.г. МАРКСИЗМ
537. На становление К. Маркса как философа в наибольшей степени повлияли идеи:
а) Демокрита и Л. Фейербаха;
б) Г. Гегеля и Л. Фейербаха;
в) И. Канта и Л. Фейербаха.
538. Согласно К. Марксу, источником превратности духовных представлений является:
а) превратность реально-практической жизни человека;
б) стремление к реализации идеально-должного;
в) пренебрежение действительно-сущим.
539. К. Маркс доказывал, что буржуазное общество основано на процессах:
а) конкуренции; б) присвоения; в) отчуждения.
540. Как писал К. Маркс, рабочий «становится тем беднее, чем:
а) меньше он работает»;
б) больше богатства он производит»;
в) больше он тратит».
541. Согласно К. Марксу, труд при капитализме сопровождается:
а) активной процессуальностью рабочего;
б) освобождением рабочего из-под власти предметов труда;
в) утратой рабочим предметов труда и одновременным порабощением ими.
542. Возвращение человека к общественному бытию связывается К. Марксом с:
а) упразднением частной собственности;
б) расширением деятельности профессиональных союзов;
в) воспитанием подрастающего поколения в духе коллективизма.
543. Утверждая: «Этой общественной формацией завершается предыстория человеческого общества», – К. Маркс имел в виду формацию:
а) античную; б) феодальную; в) буржуазную.
544. Развивая свои идеи, К. Маркс признавал:
а) влияние базиса на надстройку;
б) влияние надстройки на базис;
в) независимость друг от друга базиса и надстройки.
545. «Священным писанием» марксизма называют:
а) «Экономическо-философские рукописи 1844 года» К. Маркса;
б) «Диалектику природы» Ф. Энгельса;
в) «Капитал» К. Маркса.
546. Как писал К. Маркс, «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, в своей совокупности она есть … общественных отношений»:
а) ансамбль; б) конгломерат; в) симбиоз.
547. Субстанцией исторических изменений, согласно К. Марксу, выступает:
а) комплекс средств для производства материальных благ;
б) способ производства материальных благ;
в) принцип распределения материальных благ.
548. Как полагал К. Маркс, тенденцией истории является:
а) общественный прогресс;
б) общественный регресс;
в) циклическое прогрессивно-регрессивное развитие общества.
549. Духовное развитие человека К. Маркс:
а) отрицал;
б) не рассматривал;
в) считал зависимым от материального производства.
550. Ведущим принципом в учении К. Маркса является:
а) принцип практики;
б) принцип теории;
в) принцип теоретико-практического освоения мира.
ЛИТЕРАТУРА
Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001.
История мировой философии: учеб пособие / А. И. Алешин, К. В. Бандуровский, В. Д. Губин и др.; под ред. В. Д. Губина и Т. Ю. Сидориной. – М.: Астрель: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.
История философии: Учеб. пособие / М. Л. Клюзова, М. К. Константинова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2005.
История философии. Запад – Россия – Восток / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. – М., 1995.
Миронов В. В. Философия: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
Назаров В. Н. Систематическая философия в вопросах и ответах. – Тула, 1999.
Радугин А. А. Философия: Курс лекций. – М.: ВЛАДОС, 1995.
Рассел Б. История западной философии в ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. – Новосибирск, 2001.
Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – СПб., 1994.
Спиркин А. Г. Философия: Учебник для вузов. М., 2000.
Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. – М., 2003.
Философия в вопросах и ответах: учеб. пособие / Е. В. Зорина, Н. Ф. Рахманкулова [и др.]; под ред. А. П. Алексеева, Л. Е. Яковлевой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
Философия: Учебник / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной, В. П. Филатова. – М.: Русское слово, 199
Шульгин Н. И. Философия. Тесты. Часть 1. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2003.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Асмус В. Ф. Античная философия. – М., 2001.
Богомолов А. С. Античная философия. – М., 1985.
Виндельбанд В. История новой философии: В 2 т. – СПб., 1913.
Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. – М., 1987.
Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения: Учеб. пособие. – М., 1980.
Зотов А. Ф. Современная западная философия. – М., 2001.
Коплстон Ф. Ч. История средневековой философии. – М., 1997.
Кузнецов В. Н. Западноевропейская цивилизация XVIII века. – М., 1986.
Нарский И. С. Западноевропейская философия XIX века. – М., 1976.
Стечкин О. Я. Философия Всеединства: Курс лекций. – Тула, 2004.