II.ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

II.1. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

1.а. ФИЛОСОФСКАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

78. Философскую культуру Др. Индии характеризуют:

а) рационализм; б) мистицизм; в) соединение рационализма и мистицизма.

 

79. Философы в индийском обществе:

а) почитаются; б) не признаются; в) порицаются.

 

80. Спиритуалистическая направленность индийской философии означает:

а) деантропоморфизацию природных стихий;

б) утверждение стихии ветра в качестве проявления Абсолюта;

в) усмотрение высшего духовного начала.

 

81. Философская культура Др. Индии характеризуется:

а) сосредоточенностью на вопросах самосовершенствования;

б) решением вопросов эффективного мироустроения;

в) поиском путей самореализации индивидуальности.

 

82. Индийская философия:

а) живо реагирует на изменения в мире и обществе;

б) противится воздействию внешних (иных) идей;

в) динамично изменяется согласно своим внутренним законом развития.

 

83. Философская культура Др. Индии по сути своей:

а) религиозна; б) антирелигиозна; в) внерелигиозна.

 

84. Под мироотрицанием в индийской философии понимается:

а) недовольство бытием, мироустроением;

б) отрицание несовершенных общественных порядков;

в) стремление к соединению с Абсолютом.

 

85. Идея о трансмиграции – это идея о:

а) переселении душ;

б) бракосочетании с представителями других наций;

в) бегстве от самого себя, забвении «Я».

 

86. Индийский философ стремится к освобождению от:

а) социального гнета;

б) перевоплощений;

в) влияния мифов на сознание.

 

87. Отношение к философии в Индии как к:

а) образу жизни;

б) отдохновению от трудов;

в) университетской дисциплине.

 

88. Ортодоксальные школы индийской философии:

а) признают себя наследницами Вед;

б) отрицают авторитет Вед;

в) занимают нейтральную позицию по отношению к ведической традиции.

 

89. Ортодоксальные школы именуются:

а) даршаны; б) астика; в) настика.

 

90. Основа сущего, согласно Упанишадам, обладает следующими характеристиками:

а) материальностью и реальностью;

б) нематериальностью, реальностью, благостью;

в) нематериальностью и нереальностью.

 

91. Сущность бытия, согласно Упанишадам, познается:

а) логически; б) рационально; в) внелогично и внерационально.

 

92. Брахман – это нечто:

а) абсолютное; б) относительное; в) индифферентное.

 

93. Атман – это:

а) изощренная мысль; б) «кадр» мысли; в) самосознание.

94. Раскрытие Брахмана для человека возможно:

а) через пророков;

б) посредством реализации тождественности атмана – Брахмана;

в) благодаря познанию феноменального мира.

 

95. Феноменальный мир, согласно Упанишадам:

а) единственно реальный;

б) иллюзорная реальность;

в) нереален.

 

96. Познание сущности, согласно Упанишадам, основано на:

а) слиянии субъекта и объекта познания;

б) противопоставлении субъекта и объекта познания;

в) индефферентности субъекта и объекта познания.

 

97. Познание причинно-следственных связей мира, согласно Упанишадам:

а) приближает к истине;

б) удаляет от истины;

в) не имеет отношения к познанию истины.

 

98. Школы древнеиндийской философии:

а) идеалистичны;

б) материалистичны;

в) включают только одну материалистическую школу.

 

99. Даршана, трактующая ритуал как путь к освобождению:

а) йога; б) пурва-миманса; в) буддизм.

 

100. Даршана, основанная на утверждении самостоятельного существования категорий:

а) ньяя; б) йога; в) вайшешика.

 

101. Даршана, уделяющая особое внимание логике:

а) ньяя; б) санкхья; в) веданта.

 

101. Даршана, способствующая поддержанию кастовой системы:

а) вайшешика; б) локаята-чарвака; в) пурва-миманса.

 

102. Даршана, провозглашающая чувственные удовольствия:

а) буддизм; б) йога; в) локаята-чарвака.

 

103. Йога есть практическая реализация идей:

а) вайшешики; б) ньяи; в) санкхьи.

 

104. Йогин достигает освобождения от:

а) ахимсы; б) пуруши; в) пракрити.

 

105. Согласно санкхье, разъединить пракрити и пурушу означает:

а) победу альтруизма над эгоизмом;

б) раздвоение личности;

в) освобождение пуруши, достижение мокши.

 

106. Локаята-чарвака:

а) созвучна идеям других даршан;

б) противостоит им;

в) синтезирует их.

1.б.ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

107. Даосизм и конфуцианство в своих этико-практических установках:

а) взаимодополняемы;

б) противоположны;

в) независимы друг от друга.

 

108. Культурообразующие факторы утверждаются в:

а) конфуцианстве;

б) даосизме;

в) конфуцианстве и даосизме.

 

109. Даосский мудрец:

а) соблюдает естественные законы Дао;

б) вносит коррективы в законы Дао;

в) популяризирует законы Дао.

 

110. Принцип недеяния означает:

а) врожденную апатичность китайцев;

б) признание изначальной гармонии Дао;

в) образ жизни титулованных особ.

 

111. Идеальный человек в даосизме влияет на Поднебесную посредством:

а) участия в деятельности социальных институтов;

б) миссионерской деятельности;

в) накопления в себе силы-добродетели.

 

112. В даосизме совершенство достигается путем:

а) сохранения природы человека;

б) частичной трансформации природы человека;

в) преображения природы человека.

 

113. Дао в конфуцианстве предстает:

а) в этико-политической трактовке;

б) в онтологической трактовке;

в) как житейская мудрость.

 

114. Деятельная активность «благородного мужа» предполагает прежде всего:

а) состояние любви к врагам своим;

б) наличие теоретической базы;

в) соблюдение церемониала.

 

115. Согласно даосской мудрости, «человек высшей добродетели никогда . . ., однако нет ничего, что бы он оставил несделанным»:

а) не грешит;

б) не предусматривает;

в) не действует.

 

116. Идея Конфуция, поддерживающая ритуал:

а) ритуал есть выражение любви;

б) ритуал отражает и поддерживает незыблемость всеобщей соразмерности;

в) ритуал есть доступная для понимания обложка, в которой проносится кладезь человеческой индивидуальности.

 

117. Идея Конфуция, демократизирующая его учение:

а) бессмертие не только для правителя (Сына Неба), но и его приверженцев;

б) нацеленность на увеличение благосостояния каждого в Поднебесной;

в) влияние каждого представителя на состояние дел в Поднебесной.

 

118. Основное свойство, организующее добродетель конфуцианца:

а) самоутверждение;

б) самопожертвование;

в) мера, упорядоченность.

 

119. Движение космического Дао – это:

а) взаимопереход противоположностей;

б) направление к абсолютизации добра;

в) стремление от ничто к полноте бытия.

 

II.2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

2.а. НАТУРФИЛОСОФИЯ ДОСОКРАТИКОВ

120. Принцип античной философии, согласно которому бытие представляет собой абсолютное космическое единство:

а) космоцентризмом; б) всеединством; в) гармонией.

 

121. Принцип античной философии, согласно которому все подчиняется законам космоса, называется:

а) космоцентризмом; б) объективизмом; в) всеединством.

 

122. Античное представление о богах как принципах действия разнообразных сторон космоса (природы) называется:

а) космоцентризмом; б) абсолютизмом; в) пантеизмом.

 

123. Рождение термина «философия» связывают с именем:

а) Пифагора; б) Фалеса; в) Сократа.

 

124. Рождение самой философии как понятийного мышления связывают с:

а) Пифагором; б) Фалесом; в) Сократом.

 

125. Натурфилософия предполагает:

а) экспериментальное подтверждение умозаключений;

б) умозрительное истолкование природы, исходя из нее самой;

в) умозрительное истолкование природы, исходя из запредельных основ бытия.

 

126. Одухотворение материи, свойственное языческому сознанию:

а) пантеизм; б) панпсихизм; в) гилозоизм.

127. Философское представление, согласно которому всей материи присуще свойство живого – способность к ощущению, восприятию:

а) метемпсихоз; б) панпсихизм; в) гилозоизм.

 

128. Переселение души в любой материальный носитель:

а) метемпсихоз; б) панпсихизм; в) гилозоизм.

 

129. Область интересов античных натурфилософов:

а) гносеология; б) онтология; в) аксиология.

 

130. Под субстанцией понимается:

а) основа всего сущего;

б) все реально существующее;

в) возможность существования.

 

131. Натурфилософию досократиков, учитывая их материалистические и идеалистические воззрения, определяют как:

а) монизм; б) дуализм; в) плюрализм.

 

132. Бытие пронизано борьбой противоположностей, изменчиво, динамично в философии:

а) Фалеса; б) Гераклита; в) Парменида.

 

133. Принцип тождества бытия и мышления сформулировал:

а) Парменид; б) Гераклит; в) Зенон.

 

134. С Логосом Гераклит отождествил:

а) апейрон; б) воздух; в) огонь.

 

135. Субстанцией Пифагор считал:

а) воду; б) воздух; в) число.

 

136. Субстанцией Фалес считал:

а) воду; б) воздух; в) число.

 

137. В качестве субстанции Анаксимен представлял:

а) воду; б) воздух; в) число.

 

138. К Милетской школе принадлежали:

а) Протагор и Гераклит;

б) Фалес и Пифагор;

в) Фалес, Анаксимен, Анаксимандр.

 

139. Апейрон – это субстанция, которая представляет собой:

а) гармоничное единение противоположностей;

б) смесь четырех стихий;

в) аналог молекулы.

 

140. Гераклит считал источником всего сущего:

а) конфронтацию противоположностей;

б) единение противоположностей;

в) тождество и борьбу противоположностей.

 

141. В противоположность Гераклиту, Парменид утверждал:

а) Логос познается не разумом, а чувствами;

б) огонь не может быть субстанцией;

в) отсутствие противоположностей и движения.

 

142. Доказывал отсутствие небытия:

а) Гераклит; б) Анаксимен; в) Парменид.

 

143. Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит рассматривали вопрос о:

а) цели движения;

б) истоках движения;

в) причине движения.

 

144. Эмпедокл полагал, что в космогонии участвуют:

а) гомеомерии и Нус;

б) атомы и пустота;

в) Любовь (объединяющая сила) и Вражда (сила обособляющая).

 

145. Анаксагор полагал, что в космогонии участвуют:

а) гомеомерии и Нус;

б) атомы и пустота;

в) Любовь и Вражда.

 

146. Демокрит полагал, что в космогонии участвуют:

а) гомеомерии и Нус;

б) атомы и пустота;

в) Любовь и Вражда.

 

147. Согласно Демокриту, определенные траектории движения атомов свидетельствуют о космической:

а) необходимости;

б) целесообразности;

в) необходимости и причинности.

 

2.б. ПОЛЯРНОСТЬ ВОЗЗРЕНИЙ СОФИСТОВ И СОКРАТА.

ФИЛОСОФИЯ СОКРАТИЧЕСКИХ ШКОЛ

 

148. Взгляды софистов определяют как:

а) абсолютизм; б) гедонизм; в) релятивизм.

 

149. Взгляды Сократа определяют как:

а) абсолютизм; б) гедонизм; в) релятивизм.

 

150. Благом софисты считали:

а) знание; б) выгоду; в) удовольствие.

 

151. Благом Сократ считал:

а) знание; б) выгоду; в) удовольствие.

 

152. Ведущим направлением философии 5 века до н. э. является:

а) онтология; б) гносеология; в) антропология.

 

153. Идея «человек есть мера всех вещей» принадлежит:

а) Сократу; б) Протагору; в) Горгию.

 

154. *Следствием выражения «человек есть мера всех вещей» является:

а) социализация;

б) гуманизм, волюнтаризм, нигилизм;

в) метафизичность, познание Абсолюта.

 

155. Софисты наибольшим образом способствовали развитию:

а) политики; б) риторики; в) педагогики.

 

156. Софисты изменили подход к философии в сторону ее:

а) демократизации и гуманизации;

б) сакрализации;

в) аристократизации.

 

157. Сократ оценивал вклад софистов в философию как ее:

а) легализацию;

б) профанацию;

в) конъюктуризацию.

 

158. Софистика имеет с философией общий (-ую):

а) метод; б) цель; в) источник.

 

159. Отношение Сократа к софистам:

а) вдохновлял их;

б) противостоял им;

в) параллельно развивал те же идеи.

 

160. Сократ:

а) вел дневник философа;

б) оставил после себя лишь один трактат;

в) не записывал свои идеи.

 

161. Акме Сократа:

а) 40 лет; б) 50 лет; в) 33 года.

162. Смысловое наполнение фразы Сократа «Я знаю, что ничего не знаю»

Вл. Соловьев соотносил с:

а) констатацией собственного невежества;

б) выражением искусственной скромности;

в) евангельской заповедью блаженства: «Блаженны нищие духом, ибо они Бога узрят».

 

163. Единство истины, добра и красоты как идеал Сократа обозначается термином:

а) калакогатия; б) майевтика; в) эвристика.

 

164. Как Сократ отнесся бы к выражению Протагора «Человек есть мера всех вещей»:

а) согласился бы с ним полностью;

б) отверг его;

в) наполнил бы его иным смыслом.

 

165. Убеждение Сократа в том, что человеческое самопознание есть источник всякого истинного знания, выражается в его словах:

а) «Добродетель есть знание»;

б) «Я знаю только то, что ничего не знаю»;

в) «Познай самого себя».

 

166. Сократ был убежден, что безусловное, объективное знание:

а) не имеет места быть;

б) обретается в сфере человеческого духа;

в) может дать только экспериментальная проверка как один из основных научных методов познания.

 

167. Убеждение Сократа в том, что благо укоренено в бытии и понимающий это стремится к добродетели, отражают его слова:

а) «Добродетель есть знание»;

б) «Я знаю только то, что ничего не знаю»;

в) «Познай самого себя».

 

168. Киники утверждали: «Лишь та философия, которая …, имеет право на существование»:

а) беспристрастна и нелицеприятна;

б) не испытывает страха перед возможностью быть осмеянной;

в) врачует душу человека.

 

169. Истинное счастье, как полагали киники, обретается:

а) в следовании природе, естественности;

б) в благоустроенном государстве;

в) в семье.

 

170. Как считали киники, подлинное благо человека - это:

а) его самореализация в обществе;

б) его внутренняя свобода;

в) достижение семейной гармонии.

 

171. Учение киников порождает и развивает антитезу:

а) души и тела;

б) природы и культуры;

в) личности и масс.

 

172. Сократическая школа, которая могла бы, с полным на то основанием, называться софистической:

а) киники; б) киренаики; в) мегарики.

 

173. Общего у этой школы с софистами:

а) занятие логикой;

б) убеждение в отсутствии абсолютных ценностей;

в) нацеленность на получение прибыли.

 

174. Принцип удовольствия как смысла жизни, развиваемый киренаиками:

а) эвдемонизм; б) гедонизм; в) садизм.

 

 

2.в. ИДЕАЛИЗМ ПЛАТОНА

175. Платон является родоначальником:

а) объективного идеализма;

б) субъективного идеализма;

в) диалектического материализма.

 

176. Великим философским открытием Платона является:

а) иллюзорность реальности;

б) дифференциация реальности и действительности;

в) реальность идеального.

 

177. Статусом подлинного бытия Платон наделяет:

а) мир чувственно-конкретных вещей;

б) объективный мир эйдосов;

в) внутренний мир человека.

 

178. Согласно Платону, иерархию универсума венчает:

а) Благо; б) Ничто; в) Закон.

 

179. Срединная, посредническая ступень в космогонической иерархии Платона:

а) Логосом; б) мировым духом; в) мировой душой.

 

180. Согласно Платону, знание есть результат:

а) чувственного восприятия;

б) духовного созерцания;

в) жизненного опыта.

 

181. Анамнезис - это:

а) ощущение; б) припоминание; в) опыт.

 

182. Формула Платона:

а) эпистема = ноэзис + дианойя;

б) ноэзис = эпистема + дианойя;

в) дианойя = эпистема + ноэзис.

 

183. Обсуждению природы и смысла Эроса посвящен диалог Платона:

а) «Пир»; б) «Федон»; в) « Горгий».

 

184. Диалог Платона о бессмертии души:

а) «Федон»; б) «Критий»; в) «Парменид».

 

185. К выводу о том, что без единого мыслить многое невозможно и если единое не существует, то ничего не существует, Платон приходит в диалоге:

а) «Пир»; б) «Парменид»; в) «Софист».

 

186. Согласно Платону, источник несовершенства мира следует усматривать в:

а) его материальности;

б) человеческой природе;

в) забвении предельно высоких идеалов.

 

2.г. ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА АРИСТОТЕЛЯ

187. Аристотель жил в:

а) в 5 в. до н. э.; б) в 4 в. до н. э.; в) в 3 в. до н.э..

 

188. Аристотель открывает школу под названием:

а) Ликей; б) Академия; в) Колледж.

 

189. Аристотель был учителем:

а) имп. Нерона; б) имп. Юлия Цезаря; в) имп. Александра Македонского.

 

190. Аристотелевское учение:

а) полностью противостоит учению Платона;

б) по сути, согласуется с ним, являясь его модификацией;

в) не имеет к нему прямого отношения.

 

191. Составные части души, согласно Аристотелю:

а) разумная, волевая, вожделеющая;

б) духовная, душевная, телесная;

в) растительная, животная, разумная.

 

192. Аристотель заменил понятие «эйдос» на понятие:

а) Логос; б) форма; в) субстанция.

 

193. Наивысшей сущность Аристотель считает:

а) идею вне материальной оформленности;

б) материю без идеи;

в) лишенную материи форму, первоформу.

 

194. Материя в философии Аристотеля – это:

а) наивысшая сущность;

б) первичный материал, потенция вещей, совечная первоформе;

в) нечто иллюзорное, видимость, кажимость.

 

195. Термин, которым Аристотель именует первопричину мира:

а) субстанция;

б) неподвижный перводвигатель;

в) вечный двигатель.

 

196. Аристотелевский метод делить мир на объект и субъект познания называется:

а) дедуктивным; б) индуктивным; в) дискретным.

 

197. Первопричины бытия и вещи вообще, согласно Аритотелю:

а) Демиург и реализация его творческой потенции;

б) причины материальная и идеальная, абстрактная и конкретная;

в) причины формальная и материальная, движущая и целевая

 

198. Название «Метафизика» означает:

а) до «Физики»; б) после «Физики»; в) одновременно с «Физикой».

 

199. Сущность, согласно Аристотелю, должна быть:

а) чувственно воспринимаемой;

б) эмпирически доказуемой;

в) мыслимой (ноуменальной) и самодостаточной.

 

200. Этическим идеалом Аристотеля является:

а) крайне левая позиция;

б) «золотая середина»;

в) гиперболизация крайности.

 

201. В структуре человеческих знаний, разработанной Аристотелем, ближайшей к математике наукой является:

а) логика; б) теология; в) физика.

 

202. В аристотелевской структуре человеческих знаний рядом с метафизикой как ответвлением теологии располагается:

а) логика; б) этика; в) риторика.

 

203. Корнем аристотелевского «древа познания» средневековые мыслители считали:

а) логику; б) математику; в) философию.

 

204. Разряды бытия, общие понятия, без которых ничего не мыслится, названы Аристотелем:

а) субстанция; б) акциденция; в) категория.

 

205. Аристотель считал благо:

а) всеобщим, надындивидуальным;

б) индивидуальным, конкретным;

в) корпоративным.

 

206. Аристотель полагал, что цель живой природы:

а) воплотить разум;

б) упростить пищевую цепочку;

в) разнообразить формы органической жизни.

2.д. ЭПИКУРЕИЗМ

207. Эпикуреизм, стоицизм, скептицизм возникают во времена:

а) становления греческого полиса;

б) процветания греческого полиса;

в) упадка греческого полиса.

 

208. Проблемы, которые в эпоху эллинизма становятся приоритетными:

а) метафизические; б) этические; в) социологические.

 

209. Эллинистическую эпоху пронизывает противоречие между:

а) объективизмом и субъективизмом;

б) универсализмом и индивидуализмом;

в) абсолютизмом и релятивизмом.

 

210. В основу эпикуреизма было положено учение о:

а) самоотклонении атомов;

б) самоотождествлении атомов;

в) самоустранении атомов.

 

211. Эпикуреизм ошибочно отождествляли в последующие времена с:

а) фетишизмом; б) гедонизмом; в) коммунизмом.

 

212. Как утверждал Эпикур, главное – не оказаться в зависимости от вещей:

а) недостойных; б) непродуктивных; в) неподконтрольных.

 

213. Философско-познавательная деятельность, согласно воззрениям эпикурейцев, освобождает от трех страхов:

а) перед врагами, необходимостью и богами;

б) перед смертью, необходимостью и богами;

в) перед случайностью, смертью и богами.

 

214. Эпикур понимал счастье:

а) как реализацию творческих потенций человека, материализацию его идей;

б) как осознание и утверждение воли к власти;

в) как свободу от телесных страданий и душевных тревог.

 

215. Честолюбивые замыслы Эпикур считал удовольствиями:

а) естественными и необходимыми;

б) естественными, но не необходимыми;

в) неестественными и не необходимыми.

 

216. Утверждая «Когда мы существуем, (ее) еще нет; когда (она) присутствует – нас нет», Эпикур имеет в виду:

а) смерть; б) славу; в) благодать.

 

217. Эпикурейцы:

а) отрицают существование богов;

б) отрицают вмешательство богов в дела людей;

в) настаивают на присутствии бога в сознании верующего.

 

218. Эпикурейцы утверждают необходимость соблюдения законов, потому что:

а) это условие прогресса;

б) это долг гражданина полиса;

в) это условие внутреннего спокойствия.

 

219. По представлениям Эпикура, дружба:

а) предусматривает взаимные обязательства;

б) должна быть лишена всяких обязательств;

в) наделяет особыми правами при исполнении обязанностей.

 

220. Эпикурейский термин, утративший в русском языке первоначальное значение:

а) апатия; б) автаркия; в) атараксия.

 

221. Сократическая школа, идеи которой согласуются с эпикурейскими наибольшим образом:

а) киники; б) киренаики; в) мегарики.

 

2.е. СТОИЦИЗМ

 

222. Стоицизм критиковал эпикурейское отождествление:

а) блага и удовольствия;

б) любви и привычки;

в) веры и надежды.

 

223. Сферу морально нейтрального стоики обозначали термином:

а) анафора; б) эпифора; в) адиафора.

 

224. Ключевые понятия в онтологии стоиков:

а) единство, целостность;

б) множественность, обособленность;

в) единичность, особенность.

 

225. Космология стоиков опирается на учение:

а) Демокрита; б) Гераклита; в) Парменида.

 

226. Логос – это стоический термин для обозначения:

а) человеческой способности мыслить;

б) общечеловеческого ноуменального опыта;

в) космической разумности, законосообразности.

 

227. Движущую силу вещества стоики называли:

а) торсионным полем; б) пневмой; в) бозоном Хиггса.

 

228. Фатализм исходит из:

а) отрицания воли человека и свободы его выбора;

б) признания возможности случайности;

в) утверждения свободной воли человека.

 

229. Согласно стоицизму, добродетель человека находится в зависимости от:

а) его способности отстоять право на самоопределение;

б) его готовности к самопожертвованию;

в) благоприятных условий общественной жизни.

 

230. Страсти стоиками:

а) укрощаются; б) вызываются; в) воспеваются.

 

231. Стоицизм ориентирует человека на:

а) достижение гармонии с окружающим миром;

б) преобразование мира;

в) достижение независимости от внешних условий.

 

232. Стоики считали, что желать счастья - это:

а) естественно;

б) противоестественно;

в) необходимо.

 

233. Благо стоики сводили к четырем добродетелям:

а) благоразумию, умеренности, мужеству, целомудрию;

б) благоразумию, умеренности, мужеству, справедливости;

в) добротолюбию, умеренности, мужеству, справедливости.

 

234. Идеи стоицизма об идеале доброй воли «воскреснут» в учении:

а) Гегеля; б) Канта; в) Фейербаха.

 

235. Стоический идеал мудреца – это человек, достигший:

а) гармонии с мирозданием;

б) отрешения от внешнего во имя обретения духовной свободы;

в) любви к миру и готовности к самопожертвованию.

 

 

2.ж. СКЕПТИЦИЗМ

236. Основателем скептицизма является:

а) Зенон; б) Пиррон; в) Секст Эмпирик.

 

237. Скептицизм как философское направление эпохи эллинизма просуществовал:

а) с к. 4 в. до н. э. по 3 в. н. э.;

б) с 4 до н. э. по 4 в. н. э.;

в) с 3 в. до н. э. по 2 в. н. э.

 

238. Скептицизм развивает положения:

а) абсолютизма; б) релятивизма; в) эвдемонизма.

 

239. Этика скептиков опирается на онтологические положения:

а) Демокрита; б) Гераклита; в) Парменида.

 

240. Атараксия как этический идеал скептиков - это:

а) сострадание; б) самопожертвование; в) невозмутимость.

 

241. Скептики убеждены, что человек:

а) должен воздерживаться от суждений;

б) должен научиться выражать свое мнение;

в) синтезируя мнения, добивается истины.

 

242. Аргументы Секста Эмпирика имеют своей целью доказать:

а) обладание истинного знания всеми погруженными в бытие;

б) невозможность истинного знания о мире;

в) возможность получения истинного знания о мире при условии научного подхода к его освоению.

 

243. Положения троп Секста Эмпирика действенны:

а) в рамках объектно-субъектных отношений;

б) при условии отождествления объекта и субъекта познания;

в) при условии эволюционного возвышения познающего субъекта над объектом познания.

 

244. Скептики утверждают нацеленность на:

а) законопослушание; б) законотворчество; в) игнорирование законов.

 

245. Скептицизм продолжает традицию:

а) сократическую; б) софистическую; в) эпикурейскую.

2.з. НЕОПЛАТОНИЗМ

 

246. Учение Аммония Саккаса о Едином и его ипостасях получило название «неоплатонизм», поскольку:

а) его записал ученик Аммония Саккаса – Плотин;

б) это учение развивает идеи Платона о духовной первооснове бытия;

в) это учение представляет собой новую, совершенно оригинальную философскую платформу.

 

247. С Единым возможно слияние:

а) эмпирическое; б) рациональное; в) сверхрациональное (мистическое).

 

248. Первая ипостась Единого:

а) Космос; б) Душа; в) Ум, или Дух (Логос).

 

249. Эманация – это:

а) нисхождение; б) восхождение; в) расхождение.

 

250. Согласно неоплатоникам, зло содержится в:

а) в Едином; б) в Душе; в) в материи.

251. Неоплатонизм есть концепция:

а) монистическая; б) дуалистическая; в) плюралистическая.

 

252. Согласно неоплатонизму, наш мир:

а) низший; б) высший; в) срединный.

 

253. Под «самопродуцирующейся активностью» понимается:

а) Единое; б) Логос; в) космос.

&nbsния о мире;

в) возможность получения истинного знания о мире при условии научного подхода к его освоению.

 

243. Положения троп Секста Эмпирика действенны:

а) в рамках объектно-субъектных отношений;

б) при условии отождествления объекта и субъекта познания;

в) при условии эволюционного возвышения познающего субъекта над объектом познания.

 

244. Скептики утверждают нацеленность на:

а) законопослушание; б) законотворчество; в) игнорирование законов.

 

245. Скептицизм продолжает традицию:

а) сократическую; б) софистическую; в) эпикурейскую.

2.з. НЕОПЛАТОНИЗМ

 

246. Учение Аммония Саккаса о Едином и его ипостасях получило название «неоплатонизм», поскольку:

а) его записал ученик Аммония Саккаса – Плотин;

б) это учение развивает идеи Платона о духовной первооснове бытия;

в) это учение представляет собой новую, совершенно оригинальную философскую платформу.

 

247. С Единым возможно слияние:

а) эмпирическое; б) рациональное; в) сверхрациональное (мистическое).

 

248. Первая ипостась Единого:

а) Космос; б) Душа; в) Ум, или Дух (Логос).

 

249. Эманация – это:

а) нисхождение; б) восхождение; в) расхождение.

 

250. Согласно неоплатоникам, зло содержится в:

а) в Едином; б) в Душе; в) в материи.

251. Неоплатонизм есть концепция:

а) монистическая; б) дуалистическая; в) плюралистическая.

 

252. Согласно неоплатонизму, наш мир:

а) низший; б) высший; в) срединный.

 

253. Под «самопродуцирующейся активностью» понимается:

а) Единое; б) Логос; в) космос.

 

254. Становясь многим, само Единое:

а) совершенствуется;

б) утрачивает совершенство;

в) не изменяется.

 

255. Ипостаси от 1 ко 2 и от 2 к 3:

а) наращивают совершенство;

б) истощают совершенство;

в) не изменяются.

 

256. Первые христианские философы отождествляли с Христом:

а) Единое; б) Логос; в) Душу.

 

257. Отношение к плоти в неоплатонизме:

а) нейтральное; б) враждебное; в) культивирующее.

 

258. Неоплатонический термин, позаимствованный христианскими философами:

а) Троица; б) эманация; в) ипостаси.

 

259. Смысл жизни человека видится неоплатониками в:

а) преображении космоса;

б) адаптации к материальному (эмпирическому);

в) познании и возвращении к Единому.