II.ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
II.1. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
1.а. ФИЛОСОФСКАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
78. Философскую культуру Др. Индии характеризуют:
а) рационализм; б) мистицизм; в) соединение рационализма и мистицизма.
79. Философы в индийском обществе:
а) почитаются; б) не признаются; в) порицаются.
80. Спиритуалистическая направленность индийской философии означает:
а) деантропоморфизацию природных стихий;
б) утверждение стихии ветра в качестве проявления Абсолюта;
в) усмотрение высшего духовного начала.
81. Философская культура Др. Индии характеризуется:
а) сосредоточенностью на вопросах самосовершенствования;
б) решением вопросов эффективного мироустроения;
в) поиском путей самореализации индивидуальности.
82. Индийская философия:
а) живо реагирует на изменения в мире и обществе;
б) противится воздействию внешних (иных) идей;
в) динамично изменяется согласно своим внутренним законом развития.
83. Философская культура Др. Индии по сути своей:
а) религиозна; б) антирелигиозна; в) внерелигиозна.
84. Под мироотрицанием в индийской философии понимается:
а) недовольство бытием, мироустроением;
б) отрицание несовершенных общественных порядков;
в) стремление к соединению с Абсолютом.
85. Идея о трансмиграции – это идея о:
а) переселении душ;
б) бракосочетании с представителями других наций;
в) бегстве от самого себя, забвении «Я».
86. Индийский философ стремится к освобождению от:
а) социального гнета;
б) перевоплощений;
в) влияния мифов на сознание.
87. Отношение к философии в Индии как к:
а) образу жизни;
б) отдохновению от трудов;
в) университетской дисциплине.
88. Ортодоксальные школы индийской философии:
а) признают себя наследницами Вед;
б) отрицают авторитет Вед;
в) занимают нейтральную позицию по отношению к ведической традиции.
89. Ортодоксальные школы именуются:
а) даршаны; б) астика; в) настика.
90. Основа сущего, согласно Упанишадам, обладает следующими характеристиками:
а) материальностью и реальностью;
б) нематериальностью, реальностью, благостью;
в) нематериальностью и нереальностью.
91. Сущность бытия, согласно Упанишадам, познается:
а) логически; б) рационально; в) внелогично и внерационально.
92. Брахман – это нечто:
а) абсолютное; б) относительное; в) индифферентное.
93. Атман – это:
а) изощренная мысль; б) «кадр» мысли; в) самосознание.
94. Раскрытие Брахмана для человека возможно:
а) через пророков;
б) посредством реализации тождественности атмана – Брахмана;
в) благодаря познанию феноменального мира.
95. Феноменальный мир, согласно Упанишадам:
а) единственно реальный;
б) иллюзорная реальность;
в) нереален.
96. Познание сущности, согласно Упанишадам, основано на:
а) слиянии субъекта и объекта познания;
б) противопоставлении субъекта и объекта познания;
в) индефферентности субъекта и объекта познания.
97. Познание причинно-следственных связей мира, согласно Упанишадам:
а) приближает к истине;
б) удаляет от истины;
в) не имеет отношения к познанию истины.
98. Школы древнеиндийской философии:
а) идеалистичны;
б) материалистичны;
в) включают только одну материалистическую школу.
99. Даршана, трактующая ритуал как путь к освобождению:
а) йога; б) пурва-миманса; в) буддизм.
100. Даршана, основанная на утверждении самостоятельного существования категорий:
а) ньяя; б) йога; в) вайшешика.
101. Даршана, уделяющая особое внимание логике:
а) ньяя; б) санкхья; в) веданта.
101. Даршана, способствующая поддержанию кастовой системы:
а) вайшешика; б) локаята-чарвака; в) пурва-миманса.
102. Даршана, провозглашающая чувственные удовольствия:
а) буддизм; б) йога; в) локаята-чарвака.
103. Йога есть практическая реализация идей:
а) вайшешики; б) ньяи; в) санкхьи.
104. Йогин достигает освобождения от:
а) ахимсы; б) пуруши; в) пракрити.
105. Согласно санкхье, разъединить пракрити и пурушу означает:
а) победу альтруизма над эгоизмом;
б) раздвоение личности;
в) освобождение пуруши, достижение мокши.
106. Локаята-чарвака:
а) созвучна идеям других даршан;
б) противостоит им;
в) синтезирует их.
1.б.ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
107. Даосизм и конфуцианство в своих этико-практических установках:
а) взаимодополняемы;
б) противоположны;
в) независимы друг от друга.
108. Культурообразующие факторы утверждаются в:
а) конфуцианстве;
б) даосизме;
в) конфуцианстве и даосизме.
109. Даосский мудрец:
а) соблюдает естественные законы Дао;
б) вносит коррективы в законы Дао;
в) популяризирует законы Дао.
110. Принцип недеяния означает:
а) врожденную апатичность китайцев;
б) признание изначальной гармонии Дао;
в) образ жизни титулованных особ.
111. Идеальный человек в даосизме влияет на Поднебесную посредством:
а) участия в деятельности социальных институтов;
б) миссионерской деятельности;
в) накопления в себе силы-добродетели.
112. В даосизме совершенство достигается путем:
а) сохранения природы человека;
б) частичной трансформации природы человека;
в) преображения природы человека.
113. Дао в конфуцианстве предстает:
а) в этико-политической трактовке;
б) в онтологической трактовке;
в) как житейская мудрость.
114. Деятельная активность «благородного мужа» предполагает прежде всего:
а) состояние любви к врагам своим;
б) наличие теоретической базы;
в) соблюдение церемониала.
115. Согласно даосской мудрости, «человек высшей добродетели никогда . . ., однако нет ничего, что бы он оставил несделанным»:
а) не грешит;
б) не предусматривает;
в) не действует.
116. Идея Конфуция, поддерживающая ритуал:
а) ритуал есть выражение любви;
б) ритуал отражает и поддерживает незыблемость всеобщей соразмерности;
в) ритуал есть доступная для понимания обложка, в которой проносится кладезь человеческой индивидуальности.
117. Идея Конфуция, демократизирующая его учение:
а) бессмертие не только для правителя (Сына Неба), но и его приверженцев;
б) нацеленность на увеличение благосостояния каждого в Поднебесной;
в) влияние каждого представителя на состояние дел в Поднебесной.
118. Основное свойство, организующее добродетель конфуцианца:
а) самоутверждение;
б) самопожертвование;
в) мера, упорядоченность.
119. Движение космического Дао – это:
а) взаимопереход противоположностей;
б) направление к абсолютизации добра;
в) стремление от ничто к полноте бытия.
II.2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
2.а. НАТУРФИЛОСОФИЯ ДОСОКРАТИКОВ
120. Принцип античной философии, согласно которому бытие представляет собой абсолютное космическое единство:
а) космоцентризмом; б) всеединством; в) гармонией.
121. Принцип античной философии, согласно которому все подчиняется законам космоса, называется:
а) космоцентризмом; б) объективизмом; в) всеединством.
122. Античное представление о богах как принципах действия разнообразных сторон космоса (природы) называется:
а) космоцентризмом; б) абсолютизмом; в) пантеизмом.
123. Рождение термина «философия» связывают с именем:
а) Пифагора; б) Фалеса; в) Сократа.
124. Рождение самой философии как понятийного мышления связывают с:
а) Пифагором; б) Фалесом; в) Сократом.
125. Натурфилософия предполагает:
а) экспериментальное подтверждение умозаключений;
б) умозрительное истолкование природы, исходя из нее самой;
в) умозрительное истолкование природы, исходя из запредельных основ бытия.
126. Одухотворение материи, свойственное языческому сознанию:
а) пантеизм; б) панпсихизм; в) гилозоизм.
127. Философское представление, согласно которому всей материи присуще свойство живого – способность к ощущению, восприятию:
а) метемпсихоз; б) панпсихизм; в) гилозоизм.
128. Переселение души в любой материальный носитель:
а) метемпсихоз; б) панпсихизм; в) гилозоизм.
129. Область интересов античных натурфилософов:
а) гносеология; б) онтология; в) аксиология.
130. Под субстанцией понимается:
а) основа всего сущего;
б) все реально существующее;
в) возможность существования.
131. Натурфилософию досократиков, учитывая их материалистические и идеалистические воззрения, определяют как:
а) монизм; б) дуализм; в) плюрализм.
132. Бытие пронизано борьбой противоположностей, изменчиво, динамично в философии:
а) Фалеса; б) Гераклита; в) Парменида.
133. Принцип тождества бытия и мышления сформулировал:
а) Парменид; б) Гераклит; в) Зенон.
134. С Логосом Гераклит отождествил:
а) апейрон; б) воздух; в) огонь.
135. Субстанцией Пифагор считал:
а) воду; б) воздух; в) число.
136. Субстанцией Фалес считал:
а) воду; б) воздух; в) число.
137. В качестве субстанции Анаксимен представлял:
а) воду; б) воздух; в) число.
138. К Милетской школе принадлежали:
а) Протагор и Гераклит;
б) Фалес и Пифагор;
в) Фалес, Анаксимен, Анаксимандр.
139. Апейрон – это субстанция, которая представляет собой:
а) гармоничное единение противоположностей;
б) смесь четырех стихий;
в) аналог молекулы.
140. Гераклит считал источником всего сущего:
а) конфронтацию противоположностей;
б) единение противоположностей;
в) тождество и борьбу противоположностей.
141. В противоположность Гераклиту, Парменид утверждал:
а) Логос познается не разумом, а чувствами;
б) огонь не может быть субстанцией;
в) отсутствие противоположностей и движения.
142. Доказывал отсутствие небытия:
а) Гераклит; б) Анаксимен; в) Парменид.
143. Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит рассматривали вопрос о:
а) цели движения;
б) истоках движения;
в) причине движения.
144. Эмпедокл полагал, что в космогонии участвуют:
а) гомеомерии и Нус;
б) атомы и пустота;
в) Любовь (объединяющая сила) и Вражда (сила обособляющая).
145. Анаксагор полагал, что в космогонии участвуют:
а) гомеомерии и Нус;
б) атомы и пустота;
в) Любовь и Вражда.
146. Демокрит полагал, что в космогонии участвуют:
а) гомеомерии и Нус;
б) атомы и пустота;
в) Любовь и Вражда.
147. Согласно Демокриту, определенные траектории движения атомов свидетельствуют о космической:
а) необходимости;
б) целесообразности;
в) необходимости и причинности.
2.б. ПОЛЯРНОСТЬ ВОЗЗРЕНИЙ СОФИСТОВ И СОКРАТА.
ФИЛОСОФИЯ СОКРАТИЧЕСКИХ ШКОЛ
148. Взгляды софистов определяют как:
а) абсолютизм; б) гедонизм; в) релятивизм.
149. Взгляды Сократа определяют как:
а) абсолютизм; б) гедонизм; в) релятивизм.
150. Благом софисты считали:
а) знание; б) выгоду; в) удовольствие.
151. Благом Сократ считал:
а) знание; б) выгоду; в) удовольствие.
152. Ведущим направлением философии 5 века до н. э. является:
а) онтология; б) гносеология; в) антропология.
153. Идея «человек есть мера всех вещей» принадлежит:
а) Сократу; б) Протагору; в) Горгию.
154. *Следствием выражения «человек есть мера всех вещей» является:
а) социализация;
б) гуманизм, волюнтаризм, нигилизм;
в) метафизичность, познание Абсолюта.
155. Софисты наибольшим образом способствовали развитию:
а) политики; б) риторики; в) педагогики.
156. Софисты изменили подход к философии в сторону ее:
а) демократизации и гуманизации;
б) сакрализации;
в) аристократизации.
157. Сократ оценивал вклад софистов в философию как ее:
а) легализацию;
б) профанацию;
в) конъюктуризацию.
158. Софистика имеет с философией общий (-ую):
а) метод; б) цель; в) источник.
159. Отношение Сократа к софистам:
а) вдохновлял их;
б) противостоял им;
в) параллельно развивал те же идеи.
160. Сократ:
а) вел дневник философа;
б) оставил после себя лишь один трактат;
в) не записывал свои идеи.
161. Акме Сократа:
а) 40 лет; б) 50 лет; в) 33 года.
162. Смысловое наполнение фразы Сократа «Я знаю, что ничего не знаю»
Вл. Соловьев соотносил с:
а) констатацией собственного невежества;
б) выражением искусственной скромности;
в) евангельской заповедью блаженства: «Блаженны нищие духом, ибо они Бога узрят».
163. Единство истины, добра и красоты как идеал Сократа обозначается термином:
а) калакогатия; б) майевтика; в) эвристика.
164. Как Сократ отнесся бы к выражению Протагора «Человек есть мера всех вещей»:
а) согласился бы с ним полностью;
б) отверг его;
в) наполнил бы его иным смыслом.
165. Убеждение Сократа в том, что человеческое самопознание есть источник всякого истинного знания, выражается в его словах:
а) «Добродетель есть знание»;
б) «Я знаю только то, что ничего не знаю»;
в) «Познай самого себя».
166. Сократ был убежден, что безусловное, объективное знание:
а) не имеет места быть;
б) обретается в сфере человеческого духа;
в) может дать только экспериментальная проверка как один из основных научных методов познания.
167. Убеждение Сократа в том, что благо укоренено в бытии и понимающий это стремится к добродетели, отражают его слова:
а) «Добродетель есть знание»;
б) «Я знаю только то, что ничего не знаю»;
в) «Познай самого себя».
168. Киники утверждали: «Лишь та философия, которая …, имеет право на существование»:
а) беспристрастна и нелицеприятна;
б) не испытывает страха перед возможностью быть осмеянной;
в) врачует душу человека.
169. Истинное счастье, как полагали киники, обретается:
а) в следовании природе, естественности;
б) в благоустроенном государстве;
в) в семье.
170. Как считали киники, подлинное благо человека - это:
а) его самореализация в обществе;
б) его внутренняя свобода;
в) достижение семейной гармонии.
171. Учение киников порождает и развивает антитезу:
а) души и тела;
б) природы и культуры;
в) личности и масс.
172. Сократическая школа, которая могла бы, с полным на то основанием, называться софистической:
а) киники; б) киренаики; в) мегарики.
173. Общего у этой школы с софистами:
а) занятие логикой;
б) убеждение в отсутствии абсолютных ценностей;
в) нацеленность на получение прибыли.
174. Принцип удовольствия как смысла жизни, развиваемый киренаиками:
а) эвдемонизм; б) гедонизм; в) садизм.
2.в. ИДЕАЛИЗМ ПЛАТОНА
175. Платон является родоначальником:
а) объективного идеализма;
б) субъективного идеализма;
в) диалектического материализма.
176. Великим философским открытием Платона является:
а) иллюзорность реальности;
б) дифференциация реальности и действительности;
в) реальность идеального.
177. Статусом подлинного бытия Платон наделяет:
а) мир чувственно-конкретных вещей;
б) объективный мир эйдосов;
в) внутренний мир человека.
178. Согласно Платону, иерархию универсума венчает:
а) Благо; б) Ничто; в) Закон.
179. Срединная, посредническая ступень в космогонической иерархии Платона:
а) Логосом; б) мировым духом; в) мировой душой.
180. Согласно Платону, знание есть результат:
а) чувственного восприятия;
б) духовного созерцания;
в) жизненного опыта.
181. Анамнезис - это:
а) ощущение; б) припоминание; в) опыт.
182. Формула Платона:
а) эпистема = ноэзис + дианойя;
б) ноэзис = эпистема + дианойя;
в) дианойя = эпистема + ноэзис.
183. Обсуждению природы и смысла Эроса посвящен диалог Платона:
а) «Пир»; б) «Федон»; в) « Горгий».
184. Диалог Платона о бессмертии души:
а) «Федон»; б) «Критий»; в) «Парменид».
185. К выводу о том, что без единого мыслить многое невозможно и если единое не существует, то ничего не существует, Платон приходит в диалоге:
а) «Пир»; б) «Парменид»; в) «Софист».
186. Согласно Платону, источник несовершенства мира следует усматривать в:
а) его материальности;
б) человеческой природе;
в) забвении предельно высоких идеалов.
2.г. ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА АРИСТОТЕЛЯ
187. Аристотель жил в:
а) в 5 в. до н. э.; б) в 4 в. до н. э.; в) в 3 в. до н.э..
188. Аристотель открывает школу под названием:
а) Ликей; б) Академия; в) Колледж.
189. Аристотель был учителем:
а) имп. Нерона; б) имп. Юлия Цезаря; в) имп. Александра Македонского.
190. Аристотелевское учение:
а) полностью противостоит учению Платона;
б) по сути, согласуется с ним, являясь его модификацией;
в) не имеет к нему прямого отношения.
191. Составные части души, согласно Аристотелю:
а) разумная, волевая, вожделеющая;
б) духовная, душевная, телесная;
в) растительная, животная, разумная.
192. Аристотель заменил понятие «эйдос» на понятие:
а) Логос; б) форма; в) субстанция.
193. Наивысшей сущность Аристотель считает:
а) идею вне материальной оформленности;
б) материю без идеи;
в) лишенную материи форму, первоформу.
194. Материя в философии Аристотеля – это:
а) наивысшая сущность;
б) первичный материал, потенция вещей, совечная первоформе;
в) нечто иллюзорное, видимость, кажимость.
195. Термин, которым Аристотель именует первопричину мира:
а) субстанция;
б) неподвижный перводвигатель;
в) вечный двигатель.
196. Аристотелевский метод делить мир на объект и субъект познания называется:
а) дедуктивным; б) индуктивным; в) дискретным.
197. Первопричины бытия и вещи вообще, согласно Аритотелю:
а) Демиург и реализация его творческой потенции;
б) причины материальная и идеальная, абстрактная и конкретная;
в) причины формальная и материальная, движущая и целевая
198. Название «Метафизика» означает:
а) до «Физики»; б) после «Физики»; в) одновременно с «Физикой».
199. Сущность, согласно Аристотелю, должна быть:
а) чувственно воспринимаемой;
б) эмпирически доказуемой;
в) мыслимой (ноуменальной) и самодостаточной.
200. Этическим идеалом Аристотеля является:
а) крайне левая позиция;
б) «золотая середина»;
в) гиперболизация крайности.
201. В структуре человеческих знаний, разработанной Аристотелем, ближайшей к математике наукой является:
а) логика; б) теология; в) физика.
202. В аристотелевской структуре человеческих знаний рядом с метафизикой как ответвлением теологии располагается:
а) логика; б) этика; в) риторика.
203. Корнем аристотелевского «древа познания» средневековые мыслители считали:
а) логику; б) математику; в) философию.
204. Разряды бытия, общие понятия, без которых ничего не мыслится, названы Аристотелем:
а) субстанция; б) акциденция; в) категория.
205. Аристотель считал благо:
а) всеобщим, надындивидуальным;
б) индивидуальным, конкретным;
в) корпоративным.
206. Аристотель полагал, что цель живой природы:
а) воплотить разум;
б) упростить пищевую цепочку;
в) разнообразить формы органической жизни.
2.д. ЭПИКУРЕИЗМ
207. Эпикуреизм, стоицизм, скептицизм возникают во времена:
а) становления греческого полиса;
б) процветания греческого полиса;
в) упадка греческого полиса.
208. Проблемы, которые в эпоху эллинизма становятся приоритетными:
а) метафизические; б) этические; в) социологические.
209. Эллинистическую эпоху пронизывает противоречие между:
а) объективизмом и субъективизмом;
б) универсализмом и индивидуализмом;
в) абсолютизмом и релятивизмом.
210. В основу эпикуреизма было положено учение о:
а) самоотклонении атомов;
б) самоотождествлении атомов;
в) самоустранении атомов.
211. Эпикуреизм ошибочно отождествляли в последующие времена с:
а) фетишизмом; б) гедонизмом; в) коммунизмом.
212. Как утверждал Эпикур, главное – не оказаться в зависимости от вещей:
а) недостойных; б) непродуктивных; в) неподконтрольных.
213. Философско-познавательная деятельность, согласно воззрениям эпикурейцев, освобождает от трех страхов:
а) перед врагами, необходимостью и богами;
б) перед смертью, необходимостью и богами;
в) перед случайностью, смертью и богами.
214. Эпикур понимал счастье:
а) как реализацию творческих потенций человека, материализацию его идей;
б) как осознание и утверждение воли к власти;
в) как свободу от телесных страданий и душевных тревог.
215. Честолюбивые замыслы Эпикур считал удовольствиями:
а) естественными и необходимыми;
б) естественными, но не необходимыми;
в) неестественными и не необходимыми.
216. Утверждая «Когда мы существуем, (ее) еще нет; когда (она) присутствует – нас нет», Эпикур имеет в виду:
а) смерть; б) славу; в) благодать.
217. Эпикурейцы:
а) отрицают существование богов;
б) отрицают вмешательство богов в дела людей;
в) настаивают на присутствии бога в сознании верующего.
218. Эпикурейцы утверждают необходимость соблюдения законов, потому что:
а) это условие прогресса;
б) это долг гражданина полиса;
в) это условие внутреннего спокойствия.
219. По представлениям Эпикура, дружба:
а) предусматривает взаимные обязательства;
б) должна быть лишена всяких обязательств;
в) наделяет особыми правами при исполнении обязанностей.
220. Эпикурейский термин, утративший в русском языке первоначальное значение:
а) апатия; б) автаркия; в) атараксия.
221. Сократическая школа, идеи которой согласуются с эпикурейскими наибольшим образом:
а) киники; б) киренаики; в) мегарики.
2.е. СТОИЦИЗМ
222. Стоицизм критиковал эпикурейское отождествление:
а) блага и удовольствия;
б) любви и привычки;
в) веры и надежды.
223. Сферу морально нейтрального стоики обозначали термином:
а) анафора; б) эпифора; в) адиафора.
224. Ключевые понятия в онтологии стоиков:
а) единство, целостность;
б) множественность, обособленность;
в) единичность, особенность.
225. Космология стоиков опирается на учение:
а) Демокрита; б) Гераклита; в) Парменида.
226. Логос – это стоический термин для обозначения:
а) человеческой способности мыслить;
б) общечеловеческого ноуменального опыта;
в) космической разумности, законосообразности.
227. Движущую силу вещества стоики называли:
а) торсионным полем; б) пневмой; в) бозоном Хиггса.
228. Фатализм исходит из:
а) отрицания воли человека и свободы его выбора;
б) признания возможности случайности;
в) утверждения свободной воли человека.
229. Согласно стоицизму, добродетель человека находится в зависимости от:
а) его способности отстоять право на самоопределение;
б) его готовности к самопожертвованию;
в) благоприятных условий общественной жизни.
230. Страсти стоиками:
а) укрощаются; б) вызываются; в) воспеваются.
231. Стоицизм ориентирует человека на:
а) достижение гармонии с окружающим миром;
б) преобразование мира;
в) достижение независимости от внешних условий.
232. Стоики считали, что желать счастья - это:
а) естественно;
б) противоестественно;
в) необходимо.
233. Благо стоики сводили к четырем добродетелям:
а) благоразумию, умеренности, мужеству, целомудрию;
б) благоразумию, умеренности, мужеству, справедливости;
в) добротолюбию, умеренности, мужеству, справедливости.
234. Идеи стоицизма об идеале доброй воли «воскреснут» в учении:
а) Гегеля; б) Канта; в) Фейербаха.
235. Стоический идеал мудреца – это человек, достигший:
а) гармонии с мирозданием;
б) отрешения от внешнего во имя обретения духовной свободы;
в) любви к миру и готовности к самопожертвованию.
2.ж. СКЕПТИЦИЗМ
236. Основателем скептицизма является:
а) Зенон; б) Пиррон; в) Секст Эмпирик.
237. Скептицизм как философское направление эпохи эллинизма просуществовал:
а) с к. 4 в. до н. э. по 3 в. н. э.;
б) с 4 до н. э. по 4 в. н. э.;
в) с 3 в. до н. э. по 2 в. н. э.
238. Скептицизм развивает положения:
а) абсолютизма; б) релятивизма; в) эвдемонизма.
239. Этика скептиков опирается на онтологические положения:
а) Демокрита; б) Гераклита; в) Парменида.
240. Атараксия как этический идеал скептиков - это:
а) сострадание; б) самопожертвование; в) невозмутимость.
241. Скептики убеждены, что человек:
а) должен воздерживаться от суждений;
б) должен научиться выражать свое мнение;
в) синтезируя мнения, добивается истины.
242. Аргументы Секста Эмпирика имеют своей целью доказать:
а) обладание истинного знания всеми погруженными в бытие;
б) невозможность истинного знания о мире;
в) возможность получения истинного знания о мире при условии научного подхода к его освоению.
243. Положения троп Секста Эмпирика действенны:
а) в рамках объектно-субъектных отношений;
б) при условии отождествления объекта и субъекта познания;
в) при условии эволюционного возвышения познающего субъекта над объектом познания.
244. Скептики утверждают нацеленность на:
а) законопослушание; б) законотворчество; в) игнорирование законов.
245. Скептицизм продолжает традицию:
а) сократическую; б) софистическую; в) эпикурейскую.
2.з. НЕОПЛАТОНИЗМ
246. Учение Аммония Саккаса о Едином и его ипостасях получило название «неоплатонизм», поскольку:
а) его записал ученик Аммония Саккаса – Плотин;
б) это учение развивает идеи Платона о духовной первооснове бытия;
в) это учение представляет собой новую, совершенно оригинальную философскую платформу.
247. С Единым возможно слияние:
а) эмпирическое; б) рациональное; в) сверхрациональное (мистическое).
248. Первая ипостась Единого:
а) Космос; б) Душа; в) Ум, или Дух (Логос).
249. Эманация – это:
а) нисхождение; б) восхождение; в) расхождение.
250. Согласно неоплатоникам, зло содержится в:
а) в Едином; б) в Душе; в) в материи.
251. Неоплатонизм есть концепция:
а) монистическая; б) дуалистическая; в) плюралистическая.
252. Согласно неоплатонизму, наш мир:
а) низший; б) высший; в) срединный.
253. Под «самопродуцирующейся активностью» понимается:
а) Единое; б) Логос; в) космос.
&nbsния о мире;
в) возможность получения истинного знания о мире при условии научного подхода к его освоению.
243. Положения троп Секста Эмпирика действенны:
а) в рамках объектно-субъектных отношений;
б) при условии отождествления объекта и субъекта познания;
в) при условии эволюционного возвышения познающего субъекта над объектом познания.
244. Скептики утверждают нацеленность на:
а) законопослушание; б) законотворчество; в) игнорирование законов.
245. Скептицизм продолжает традицию:
а) сократическую; б) софистическую; в) эпикурейскую.
2.з. НЕОПЛАТОНИЗМ
246. Учение Аммония Саккаса о Едином и его ипостасях получило название «неоплатонизм», поскольку:
а) его записал ученик Аммония Саккаса – Плотин;
б) это учение развивает идеи Платона о духовной первооснове бытия;
в) это учение представляет собой новую, совершенно оригинальную философскую платформу.
247. С Единым возможно слияние:
а) эмпирическое; б) рациональное; в) сверхрациональное (мистическое).
248. Первая ипостась Единого:
а) Космос; б) Душа; в) Ум, или Дух (Логос).
249. Эманация – это:
а) нисхождение; б) восхождение; в) расхождение.
250. Согласно неоплатоникам, зло содержится в:
а) в Едином; б) в Душе; в) в материи.
251. Неоплатонизм есть концепция:
а) монистическая; б) дуалистическая; в) плюралистическая.
252. Согласно неоплатонизму, наш мир:
а) низший; б) высший; в) срединный.
253. Под «самопродуцирующейся активностью» понимается:
а) Единое; б) Логос; в) космос.
254. Становясь многим, само Единое:
а) совершенствуется;
б) утрачивает совершенство;
в) не изменяется.
255. Ипостаси от 1 ко 2 и от 2 к 3:
а) наращивают совершенство;
б) истощают совершенство;
в) не изменяются.
256. Первые христианские философы отождествляли с Христом:
а) Единое; б) Логос; в) Душу.
257. Отношение к плоти в неоплатонизме:
а) нейтральное; б) враждебное; в) культивирующее.
258. Неоплатонический термин, позаимствованный христианскими философами:
а) Троица; б) эманация; в) ипостаси.
259. Смысл жизни человека видится неоплатониками в:
а) преображении космоса;
б) адаптации к материальному (эмпирическому);
в) познании и возвращении к Единому.