МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ

При изучении первого раздела программы «Методы социально-психологического тренинга» вам необходимо проанализировать основные признаки понятия «социально-психологический тртенинг» как ключевой категории изучаемого курса. Вам нужно сформировать четкое представление о соотношении понятий «технология» и «метод», «прием», «средство», «форма». Очень важно проанализировать содержательные компоненты любого социально-психологического тренинга и соотнести это понятие с другими мета-методами практической психологии.

Нужно обратить особое внимание на значение психологических технологий в деятельности психолога – ведущего тренинговых групп. В рамках данного раздела должны быть хорошо поняты основные виды технологий, применяемых в различных направлениях деятельности психолога образования. Особое внимание следует уделить проблеме соотношения психологической теории и практики, а также важности овладения разными типами технологий социально-психологического тренинга.

Для глубокого освоения материала раздела вам необходимо проанализировать основания выделения следующих важнейших направлений работы психолога-тренера в различных парадигмах ведения тренинговых групп. Кроме того, необходимо раскрыть содержание и структуру психологических технологий в каждом из направлений тренинговой работы психолога. Очень важно выделить социальную специфику и психологические особенности возможных участников социально-психологических тренингов: представителей администрации, педагогов, психологов, других специалистов, с которыми приходится работать психологу в разных социальных структурах, а также родителей. Нужно уметь разбираться со спецификой применения социально-психологического тренинга в работе указанными категориями.

При изучении содержания второго раздела учебной дисциплины «Конструирование программы социально-психологического тренинга и тренинговых техник» необходимо сосредоточиться на детальном рассмотрении конкретных методов и приемов создания программы социально-психологического тренинга и отдельных тренинговых технологий.

Вначале нужно рассмотреть особенности протекания социально-психологического тренинга, специфики его подготовки с учетом тех стадий, которые проходит в своем развитии тренинговая группа.

Не менее важным является хорошее знание форм, методов и алгоритмов ведения тренинговой группы. Вам необходимо обратить особое внимание на важнейшие принципы профессиональной этики ведущего социально-психологического тренинга, чтобы в дальнейшем не допускать ее нарушений. В процессе освоения учебного материала этого раздела нужно осознать место тренинга в современной культуре. Чтобы в будущей профессиональной деятельности избежать ошибок при проведении тренинга, нужно знать типичные психологические проблемы, с которыми люди приходят на тренинг, и способы их решения, а также хорошо освоить техники и приемы тренинга.

 

11. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В рамках преподавания содержания первого раздела следует рассмотреть некоторые вопросы, которых студенты уже частично касались при изучении других дисциплин. Это вопросы, связанные с понятием практической психологии, психологической помощи, задач, решаемых практическим психологом, и важнейших направлений его профессиональной деятельности, а также общих методов психологической работы.

При усвоении материала первого раздела студент должен хорошо уяснить сущность важнейших проблем, стоящих перед психологом-ведущим тренинговые группы, и то, какую роль в их решении играют психологические технологии. Среди этих проблем ему следует уделить особое внимание проблемам, характерным для современной системы образования. В связи с последними необходимо рассмотреть по-прежнему актуальную проблему эффективного межличностного взаимодействия между участниками тренинга.

Нужно обратить внимание на то, что многие трудности, с которыми сталкиваются психологи-тренеры, проистекают из недостаточной технологизации их деятельности и низкого уровня операционализации многих психологических теорий.

При изучении второго раздела данной учебной дисциплины студентам необходимо уяснить, в чем состоит специфика методов конструирования социально-психологического тренинга, используемых среди других важнейших направлений его деятельности.

Студенту при усвоении материала об основных принципах и методах конструирования тренинга работы необходимо учесть, что в качестве важнейших алгоритмов такого конструирования в разных научно-практических подходах могут применяться самые разные цепочки действий.

Очень важно построить преподавание указанной дисциплины также максимально технологично, демонстрируя на примере ведения занятий то, как могут реализовываться способы разработки социально-психологического тренинга. Необходимо как можно больше конкретных примеров, иллюстраций, демонстраций и использования разнообразных приемов, показывающих содержание различных психологических технологий такой работы.

 


Приложение 1