ВОПРОС Теоретическое обоснование проектирования ППС.
Проектирование ППС должно опи-раться на теоретический фундамент, т. к. без надежной теоретической ба-зы создать эффективное ППС вряд ли возможно.
Проектирование обучающих про-грамм должно базироваться на пси-хологической теории, причем, прежде всего, необходимо проектировать процесс обучения, а не его машин-ную программную реализацию.
Технологию обучения не должны диктовать существующие техничес-кие средства. Основными в ее создании должны быть теоретичес-кие представления о процессе обучение. Такой подход на практике реализовать сложно, но именно он позволяет построить эффективный учебный процесс.
Проектирование и создание ППС требует от разработчиков самых раз-нообразных знаний и умений. Преж-де всего, требуется хорошее знание учебной дисциплины, для которой создается ППС.
Необходим также опыт препода-вания данного предмета, так как без этого невозможно правильно органи-зовать контроль усвоения знаний, а значит нельзя верно построить управление учебной деятельностью. Очень желательно, чтобы создава-емые ППС опирались на научно обоснованную методику обучения.
Вовсе не обязательно стремиться к тому, чтобы уже первый проект ППС полностью удовлетворял всем намеченным требованиям.
Проектирование ‑ непрерывный процесс, в котором каждый последующий проект должен быть лучше предыдущего.
Поэтому не стремитесь сразу же построить совершенную обучающую систему, однако при этом, во-пер-вых, четко фиксируйте основные недостатки предлагаемого проекта и, во-вторых, попытайтесь наметить пути устранения этих недостатков.
2.2. Психолого-педагогические требования к педагогическим про-граммным средствам
При проектировании ППС необхо-димо учитывать следующие психо-лого-педагогические требования:
- построение учебной деятель-ности обучающихся с учетом основ-ных принципов педагогической пси-хологии и дидактики;
- обеспечение доступности обуче-ния для обучающихся с различным уровнем подготовки;
- обеспечение возможности адап-тации программ к индивидуальным особенностям обучающегося, его способности воспринять предложен-ный учебный материал;
- создание условий, позволяющих обучающемуся принимать решение о стратегии обучения, характере помо-щи и т. п.;
- стимулирование познавательной активности обучающихся;
- информирование обучающегося о цели обучения, о достигнутых результатах учебной деятельности, об основных недочетах, характере повторяющихся ошибок;
- обеспечение наглядности обуче-ния;
- обеспечение простоты пользо-вания программой;
- наличие эффективного интер-фейса.
ППС должно строиться на основе деятельностного подхода, т. е. в обу-чающей программе должна просле-живаться модель деятельности обу-чающегося.
Необходимо стимулировать вы-сокую мотивацию обучающихся к учению, причем мотивы их деятель-ности должны быть адекватны со-держанию учебного материала (учеб-ные мотивы, интересы обучающихся);
При проектировании ППС необхо-димо учитывать особенности таких психических процессов, как воспри-ятие, внимание, воображение, па-мять, мышление.
В соответствии с дидактическим принципом наглядности обучения, в ППС должны быть реализованы воз-можности компьютерной визуализа-ции учебной информации, в том чис-ле имитационного моделирования.
В ППС должны быть реализованы интерактивный диалог и обратная связь. Обратная связь используется для контроля и самоконтроля с целью оценки результатов учебной деятельности. Должна быть реали-зована возможность обучающимся инициировать диалог.
Средства тестирования и конт-роля знаний и умений должны давать объективную информацию об уровне усвоения учащимися изучаемого учебного материала. Процедуры тестирования должны активизировать познавательную де-ятельность обучающихся.
В ППС также должна быть обес-печена возможность автоматизации выполнения рутинных операций за счет выполнения на компьютере трудоемких вычислительных работ, а также реализована возможность доступа к сетевым информаци-онным ресурсам по изучаемой об-ласти знаний.
2.3. Дидактические требования к ППС
Дидактическим требованием к ППС является выполнение следующих дидактических принципов:
- научности;
- доступности;
- адаптивности (индивидуализа-ции и дифференциации процесса обучения);
- систематичности и последова-тельности обучения;
- связи обучения с практикой;
- сознательности;
- самостоятельности и активиза-ции деятельности.
2.4. Функциональные требования к ППС
ППС должны предусматривать выполнение следующих функций:
- представление текста со скрол-лингом не более 3 экранов монитора;
- контекстный поиск фрагментов текста;
- наличие гиперссылок в виде всплывающего окна;
- наличие списка ключевых слов с определением данного термина;
- наличие ссылок на элементы статической графики с представ-лением этих элементов (при срав-нительно небольшом размере ри-сунка);
- наличие ссылок на сокращения и условные обозначения в тексте;
- наличие ссылок на литературу;
- наличие замечания при невер-ном или неполном ответе на конт-рольный вопрос при самопроверке усвоения учебного материала с при-ведением текста полного ответа;
- возможность быстрой распечат-ки учебного материала.
2.5. Технические требования к ППС
Основными техническими требо-ваниями к ППС являются:
- функционирование в локальном (на компакт-дисках и других внешних носителях информации) и в сетевом режиме;
- надежность работы;
- гетерогенность (устойчивая ра-бота на различных аппаратно – про-граммных платформах);
- наличие защиты от несанкцио-нированных действий пользовате-лей;
- тестируемость;
- простота, надежность и полнота инсталляции и деинсталляции.