Управление при словах, близких по значению
Дорожить – беречь (слова), восхищаюсь – люблю (поэзия), вторить – повторять (песня), доволен – рад (жизнь), думать – задумать (проект), обращать внимание – уделять внимание (здоровье), наградить – удостоить (улыбка), удивляться – быть удивленным (красота природы), беспокоиться – тревожиться (друг), начать – приступить (работа), коснуться – говорить (вопрос), поделиться – рассказать (проблема).
5.
Обзорные темы в курсе литературы в старших классах. Обзорное изучение художественного произведения в контексте монографической темы. Предложите фрагмент урока работы с приведенным текстом (его место, роль, вопросы и задания и т.д.).
Обзорные темы дают возможность воссоздать целостную картину определенного периода развития литературы в ее связях с общественно-политической и культурной жизнью страны.
Обзорные темы включают краткий анализ художественных текстов, сведения о развитии культуры; критики, об отдельных писателях.
Обзорные темы – неотъемлемая часть учебного курса старших классов. Они обеспечивают связное представление об историко-литературном процессе. Обилие материала требует четкости организации урока. Также выдвигаются специальные требования к воспроизведению различных материалов, входящих в состав обзорных тем.
Общее для всех обзорных тем является:
- обилие материала и неизбежность беглого знакомства с ним. Однако обилие материала не дает учителю право случайного выбора материала для урока;
- Должно быть следующее:
o каждый факт в контексте обзорной темы может и должен звучать как типичная иллюстрация какого-то явления;
Проявление такой формы изучения литературы объясняется тем, что возраст старшеклассников позволяет ставить вопрос об исторической обусловленности творчества писателя, литературного развития. Учащиеся старших классов не только проявляют интерес к творческому облику художника слова, но и склонны сами к сопоставлению писателя с писателем, к оценкам, которые выходят за рамки творческой биографии, художественного наследия одного автора. Они способны «обнять мысленным взором» целую полосу литературной жизни страны.
На обзорные темы отводится меньше времени. Однако значение их в курсе велико: давая ученикам разнообразные историко-литературные сведения и представления о литературной обстановке определенных эпох, обзоры помогают школьникам понять отечественную литературу как явление движущееся и меняющееся, увидеть процесс ее развития.
Изучение обзорных тем развивает у старшеклассников способность к широким обобщениям, приучают их мыслить исторически. Обзоры систематизируют обширный фактический материал, способствуя не только пониманию его, но и запоминанию. Основным методом работы над обзорными темами являются объяснительно-репродуктивные (в форме лекции учителя). «Чрезвычайно важным для всякой обзорной лекции является вопрос о ее целостной композиции. В основе любого обзора, как бы он ни был обширен, хотя бы он был рассчитан на 8-10 часов, должна лежать определенная основная идея, придающая обзору целенаправленность и цементирующая отдельные уроки в единое целое. Для обзора литературы последней трети XVIII в. это будет мысль о победе реалистических тенденций у писателей эпохи и о слабом развитии или распаде других литературных направлений.
В целях активизации внимания класса в лекцию следует вкраплять беседу в форме вопросов о том, помнят ли учащиеся материал, на которых ссылается лектор, как они понимают того или иного героя и т.д.
Помимо лекций при изучении обзорной темы возможна, как отмечалось выше, беседа.
Цель: проанализировать идейно-художественное своеобразие романа.
Познакомить учащихся с проблематикой романа: конфликтом романтического с обыденным и пошлым.
Роль в данном фрагменте: обозначается конфликт всего произведения.
Вопросы: присутствуют ли черты романтического в письме Марьи Горбатовой?
Каково отношение к письму Петра Ивановича Адуева?
Обзорные темы: 1) собственно обзорные(серебряный век)
2) обзорное изучении творчество писателя(монографическое).
Типы обзорных тем:1) введение в начале каждого периода, база для дальнейшего понимания. 2)обзор литературы определенных десятилетий(ВОВ) 3) статья, характеристика творчества писателя: сжатое и емкое представление о личности писателя, особенности, значение в отечественной культуре. Произведения рассматриваются не целиком, а обзорно, в соответствии с литературными течениями данной эпохи. Знакомство с теоретико литературными понятиями. Осн.методы: лекция, поисковый метод, доклады, выразительное чтение, комментированное чтение.
6. как Петр относится к письму из прошлого?
2.какие детали это позволяет это понять(ремарки)
3. романтические штампы перечислить(цветок,…)