Канцэпцыі развіцця беларускай нацыянальнай культуры (М.Багдановіч, І. Абдзіраловіч і інш.).

48. Фарміраванне экспліцытных культуралагічных ведаў у Беларусі ў ХХ ст.

Важным достижением культуры Беларуси в начале ХХ в. стала разработка концепции национальной школы и издание первых учебных книг на белорусском языке.В “Воспоминаниях” В Ластовского содержится писан е типичных коммуникативных моделей поведения белорусских крестьян, обусловленных ментальными характеристиками, образом и условиями жизни. Автор свидетельствует, что из индивидуальных черт характера издавна особенно ценились скрытность и хитрость. Разговорчивых и открытых людей любили, но не уважали и не ценили, в то время как скрытого и замкнутого в себе человека боялись и уважали. В процесс инкультурации и гражданского воспитания личности В. Ластовский придавал первичное значение семейному окружению и именно семью рассматривал в качестве духовной основы, на которой взращивается личность гражданина, патриота, покровителя и сторонника родной культуры. В. Ластовский был убежден, что отсутствие волевых усилий для развития и сохранения индивидуальности своей культуры является отрицательной чертой многих белорусов. Слабым местом белорусской культуры он считал отсутствие религиозной индивидуальности, которая бы выделяла белорусов среди разных территориально близких и далеких нам христианских народов. Я Купала, что белорус католик или православный должны помнить то, что у них один родной язык, общие обычаи и традиции, одна Отчизна – Беларусь.Среди множества причин того, что белорусский язык не стал активным коммуникативным средством ,Купала выделил слабость проявления или вообще отсутствие национального самосознания белорусов. Я. Купала привел евреев, многим из которых на протяжении веков даже нахождение в инокультурном окружении не мешало сохранять свой язык и культурные традиции и одновременно получать образование на языке того народа, среди которого они жили.

 

49. Распрацоўка тэарэтыка-метадалагічных праблем культуры ў айчыннай гуманітарстыцы (Я.М. Бабосаў, А.С. Майхровіч, У.М. Конан, М.І. Крукоўскі і інш.).

50. Сучасная культуралагічная школа Рэспублікі Беларусь і асноўныя кірункі фундаментальных даследванняў культуры.

Образовательный процесс в школах Республики Беларусь осуществляется на бикультурной основе: родной язык и литература (культура) / русский язык и литература (культура). Образование в области литературы в рамках культурологического подхода рассматривается как часть культуры, а обучение – как процесс превращения достижений культуры в достояние конкретной личности. Культуросообразная направленность общего среднего образования в Республике Беларусь закреплена в общепедагогических целях образовательного стандарта "Общее среднее образование. Основные нормативы и требования". Диалог русской литературы с родной литературой учащихся. Утверждение культуроведческого подхода (направления) в общеобразовательных учреждениях обусловлено рядом причин: отход общего среднего образования от "традиционно-сциентистской школы" к школе культуросообразной, где ценности духовной и материальной культуры представлены наиболее целостно; усиливается значимость белорусской литературы и языка в формировании национального, личностного самосознания, духовной культуры белорусского народа; культуроведческий обучения – аспект реализации одного из компонентов содержания литературного образования; все большее признание получает принцип культуросообразности, который предполагает максимальное использование в образовательном процессе культурных национальных и региональных традиций, опору на ценности, присущие национальной культуре, и учёт специфики национального менталитета. Соблюдение принципа культуросообразности обеспечивает становление национально-культурной идентификации учащегося, формирование у него представлений о национальном образе мира, воспитание человека с развитым чувством национального и личного самоуважения, гражданина и патриота. Современные бел. культурологи исследуют закономерности развития и функционирования культуры, ее морфологию и динамику, этнические и духовные основы культуры и бытия человека, проблемы теории ценности и вариативности культуры, диалектику ментальности и национальной культуры, взаимодействие разных культур и цивилизаций. В последние годы изданы авторские и коллективные учебники и учебные пособия по культурологи, научный справочник "Культура Беларуси ХI-ХIXст." А.И. Смолика(1995), популярные энциклопедические справочники "Мировая культура: От древности до наших дней"(2001) и "Памятники культурного наследия" В.П. Киселя (2-е изд.2001). В 2003 вышел в свет энциклопедический справочник "Культурология" Э.С. Дубенецкого, содержащий более 800 статей по различным отраслям культурологического знаний. Основными научными центрами, в которых проводятся исследования по культурологи, являются: Бел. университет культуры и искусств (с 1998 здесь функционируют аспирантура и докторантура по специальности "теория и история культуры" и совет по защите кандидатских и докторских диссертаций), Бел. институт проблем культуры, БГУ, Республиканский институт высшей школы, Гродненский университет. Ученые Беларуского университета культуры и искусств занимаются исследованием социодинамики культуры, движущих ее общественных факторов, социальных механизмов культуры. Здесь подготовлен и издан ряд работ, посвященных изучению роли духовной культуры в регуляции разных сфер социального бытия в условиях системной трансформации общества, деятельности социокультурных институтов, которые обеспечивают функционирование культуры: "Социодинамика культуры в посткатастрофном социуме" А.И. Смолика (1999), "Философия культуры: Введение в теоретическую культурологию" Н.И. Крюковского(2001), "Этнические основы культуры" П.Г. Игнатовича и Ю.В. Чернявской (2001), "Доминанта культурологической деятельности на рубеже столетий"(2002), "Постмодернизм в культуре ХХ века" (2003), " Прикладная культурология"(2005) и др. В университете завершены исследования: динамики и базовых компонентов ценностных ориентаций личности в условиях трансформации социокультурной среды; аксиологических и структурных основ художественной культуры; вопросов генезиса, типологии и механизмов самосохранения нематериальной традиционной культуры; роли и места в структуре культурного организма этики и религии; механизмов социокультурной регуляции демографического поведения субъектов посткатастрофного социума; типов и форм утопии в бел. культуре; культурной политики в условиях системной трансформации общества (Ю.Г. Болотова, И.В. Воробьева, С.Л. Вилейко, С.В. Донских, А.А. Касперук, В.В. Колоцей, Л.С. Кожуховская, Т.В. Кернажицкая, И.Л. Коган, Л.К. Кухто, Т,А. Сухоцкая, Э.А. Усовская, Ю.В. Чернявская, И,М. Шумская, Т.И. Яковук).В Гродненском университете ведется работа по исследованию этносоциальных и социокультурных процессов (прежде всего пограничного региона), что позволило создать совместно с Госкомитетом по делам религий и национальностей Центр этносоциальных и социокультурных исследований, плодотворно сотрудничающий с научными центрами близкого и дальнего зарубежья (МГУ, университеты в Санкт-Петербурге, Екатеренбурге, Белостоке, Иерусалиме и др.). Ученые университета изучают основные характеристики ментальности белорусов с точки зрения философско-культурологического подхода (И.В. Бусько), взаимосвязь социально-культурных явлений с экзистенциальными состояниями личности (С.З. Семерник). Реконструкцию культурологических воззрений А.С.Хомякова, А.Ф. Лосева осуществили Н.А. Волкович, Т.Г. Барановская. Влияние Белорусской христианской демократии на формированТ.Г. Барановская. Влияние Белорусской христианской демократии на формирование культурной ситуации в Западной Белоруссии исследует Э.А. Мазько.Ученые Бел. института проблем культуры (И. Богачева, Р.Л. Бузук, И.И. Кулик, Л.И. Раковецкая, В.П. Скороходов), Республиканского института высшей школы (Я.С. Яскевич, В.В. Позняков, Ю.Ю. Гафарова, М.Р. Жбанков) и др. н.-и. институтов разрабатывают концепцию культурологического образования молодежи, проводят фундаментальные исследования основ нац. культурного развития в условиях переходного периода и трансформации общественных отношений. Бел. институт проблем культуры координирует деятельность 12 научных коллективов, разрабатывающих концептуальные основы и программу развития народного творчества и профессионального искусства, информационную инфраструктуру, отрасли культуры, систему норм и принципов взаимодействия бел. культуры с др. культурами.Исследованием природы и сущности архитектонического творчества, культурологической интерпретацией архитектуры занимается И.В. Морозов. В его работах "Планета дорог"(1992), "Таинственным путем "Гермеса"(1994), "Архитектурная герменевтика"(1999) и др. рассматриваются синкретичность всех артефактов, составляющих ту или иную локальную в пространстве и времени культуру, грамматические и стилистические закономерности художественного языка зодчества. Сущностные проявления красоты, детерминирующей развитие культуры, изучены В.Ф. Мартыновым. В его работах "Философия красоты"(1994), "Мировая художественная культура"(2002), "Эстетика"(2004) исследуются взаимодействие имманентного, безграничного и трансцендентного, природного и социокультурного, ограниченного и безграничного, относительного и абсолютного в формировании чувства красоты.