А) Исторические и современные типы (подходы) правопонимания

Естественно-правовой подход к правопониманию

Юснатурализм (юс – право, натура – природа) – один из древнейших вариантов правопонимания.

1. Античный период (первая редакция естественного права)

Истоки этой теории восходят к античной природе. Согласно их мнению – право естественное, общее для всех народов, основа такого права – справедливость, добро, нравственность и гуманизм (абсолютная ценность). Только с позиции справедливости надо оценивать действующее право (т.е. законы в государстве, человеческие законы). Где нет справедливости, там нет права, говорили римские юристы (Цицерон). Естественное право – это разумные законы природы, которым подчиняется все живое – люди, звери. Естественное право появляется с рождения и заканчивается смертью человека.

2. Средневековый период (вторая редакция естественного права)

Естественное право получает теологическое (божественное) обоснование. Естественное право трактовалось как воля Бога, которая находит отражение в человеческом разуме и в Священном Писании (Фома Аквинский). В центре вселенной – Бог). Перечень прав имел исчерпывающий, постоянный и неизменный характер, как постоянны и неизменны законы разума. Таинство творения права переносится на Божество.

3. Новое время (17-18 вв) (третья редакция естественного права) – Г. Гроций, Б. Спиноза (Голландия). Т. Гоббс, Д. Локк (Англия), Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо (Франция), А.Н. Радищев (Россия) и др.

Естественное право было отождествлено с правами и свободами человека (право на жизнь, свободу, неприкосновенность частной собственности и др.), которые непосредственно вытекали из его природы (в центре вселенной – человек). Права человека – естественны и неотчуждаемы. Данная концепция доминирует в общественном правосознании Запада и сегодня.

4. Конец 19 века – современный период (четвертая интерпретация естественного права)

Естественное право – некий правовой идеал, на который необходимо равняться позитивному праву (действующему праву в государстве), это совокупность нравственных требований к действующему в государстве праву.

Сущность концепции: государственное (действующее) право, в своих законах, судебных решениях, иных источниках должно отражать естественное право (идеалы справедливости, свободы). Другими словами – естественное право должно выступать эталоном для позитивного (действующего права).

В отечественной литературе по этому поводу существуют две полярных позиции:

Узкое правопонимание (М.И. Байтин, С.С. Алексеев) Широкое правопонимание (В.С. Нерсесянц) – формально-юридическая точка зрения
Естественное право нельзя признать собственно правом (в юридическом смысле слова). Это нравственные и правовые идеи, принципы, идеалы, пожелания, требования – это духовная предпосылка права Естественное право есть форма свободы в реальных отношениях, мера этой свободы, форма бытия свободы, формальная свобода. То есть (в отличие от узкого понимания) естественное право все же обладает регулятивными свойствами, просто в данном случае естественному праву отводится ОСОБАЯ роль – выполнять функции общеправовых принципов, аксиоматичных положений права). Естественное право выражается через правовые идеи (идеологии), принципы права (Конституция РФ построена на принципах естественного права) (более верная)

В рамках данного подхода немаловажным является рассмотрение еще такого вопроса как различие права естественного и права позитивного.

ПОЗИТИВНОЕ ПРАВО (позитивистская модель правопонимания) –

Остин, Шершеневич, Хейзинг и др.

Основы юридического позитивизма были разработаны английским юристом Остином в его фундаментальном труде «Чтение по юриспруденции» (1832 г.). В соответствии с его концепцией реальность праву придает государство, которое закрепляет конкретные нормы в принимаемых им письменных источниках. Логическое завершение юридический позитивизм получил в теории Кельзена (1-ая пол. 20 в.) «Чистая теория права». В соответствии с данной теорией право представляется таким как оно есть, без его оправдания и критики. Юриста не должны интересовать внешние связи права с такими явлениями, как психология, социология, политика.

Другими словами – позитивное право это официально признанное право, действующее в пределах границ государства и получившее закрепление в законодательстве, т.е. это реально существующие законы.

Несомненной заслугой позитивистской теории является обоснование таких важнейших принципов теории права, как:

- верховенство закона и наличие иерархической связи между законами и иными нормативно-правовыми актами, исключающей наличие в действующем праве противоречивых норм

- недопустимость отказа в правосудии по мотивам наличия в действующем законодательстве пробелов или неясных норм права

- требование неукоснительного исполнения действующих законов государственными органами, гражданами и иными лицами (принцип законности)

- подчинение судьи закону.

Позитивисты – противники естественного права. По мнению позитивистов, естественные права представляют собой не более чем предположения, гипотезы, являются источником заблуждением умов.

Но, делая акцент на различии позитивного и естественного права, не следует их противопоставлять. Как правильно заметил Р.З. Лившиц «если сугубо условно уподобить право живому организму, то позитивное право можно считать тело, а естественное право – душой… Естественное право объективно нуждается в нормативном облачении, иначе оно остается совокупностью прекраснодушных идей…. Целью естественного права остается достижение нормативного закрепления. Данной точки зрения придерживается и М.И. Байтин: «естественное право практически неосуществимо без позитивного, а духовная основа, нравственная сила и стабильность позитивного права коренятся в праве естественном».

Нормативный (этатистский) подход к правопониманию (нормативная концепция права) –

И. Бентам, Д. Остин, П. Лабанд, К. Бергбом, Г. Кельзен

Этатистский подход (фр. – État – государство), как и юснатарализм, относится к классическим типам правопонимания (16-17 вв.). Где государство – это рациональное творение человеческих рук, а право – как выражение воли государства. Истоки такого правопонимания отождествляют право и закон. Идейную борьбу вокруг него можно найти уже в античной правовой культуре. У Ксенофонта (древнегреческий писатель и историк Др.Греция), например, приводится следующий характерный диалог между Алкивианом и Периклом:

«Скажи мне, пожалуйста, Перикл, - спрашивает Алкивиад, - можешь ли ты меня научить, что такое закон?

- Конечно, - отвечает Перикл. – Закон есть все то, что народ, собравшись и одобрив, начертал, дабы определить, что следует делать и чего не следует.

- А если не народ, а, как это бывает в олигархиях, только немногие собираются и устанавливают, что это такое?

- Все, что господствующая в государстве власть установит, то и называется законом.

- Значит, если что и тиран установит, и это будет закон?

- Да, и это называется законом».

Получается, что право согласно нормативистскому подходу упрощается и становится реальным в виде текста (текста закона). Основными признаками права в нормативистском подходе признаются формальная определенность, защищенность властью государства. Данная концепция доминирует и по настоящее время (изучаем гражданское ПРАВО, уголовное право и т.д.)

Социологический подход к правопониманию («широкое» понятие права) – С.А. Муромцев, М.М. Кистяковский, Н.М. Коркунов, Эрлих (Австро-Венгрия), Паунд (США), Д. Фрэнк, К. Ллевелин, П.И. Стучка,Г.В. Лившиц, Н.В. Витрук, В.Д. Зорькин, Г.В. Мальцев

Формируется во второй половине 19 века – первой трети 20 века в Европе, затем получило широкое распространение в США. Для социологического правопонимания характерно стремление понять право как социальное явление, отражающее закономерные условия социального бытия и относительно независимое от государства.

Право возникает непосредственно в обществе, через отдельные правовые отношения постепенно складываясь в нормы обычаев и традиций (мы изучали ранее – начиная с первобытной системы общества). Часть из них получает государственное признание и либо отражается в законах, либо санкционируется действующим законодательством, получая значение официальных источников права (обычное право, юридический прецедент, акты прямого нормотворчества).

Сторонник данного подхода С.А. Муромцев говорил: «Вместо совокупности юридических норм под правом разумеется совокупность юридических отношений (правовой порядок). Нормы – атрибут правопорядка». То есть право – это порядок человеческих взаимоотношений (сначала появляются отношения «по поводу», а потом эти отношения фиксируются в форме нормы, судебного прецедента и т.д.). По мнению Эрлиха, «живое право находится не в статьях закона, а в практических отношениях». Т.Е., право – это не то, что выражено в тексте документа, удостоверенного государством, а то, что имеет место в действительности, в практической деятельности.

Юснатуралисты Нормативисты Социологи («теория живого права»)
Ценность права Право=закон Жизненность, фактичность правовых отношений
право – это постоянное и неизменное, совершенно естественный (природный) закон (естественное право) (право и закон разделены).Неписанное право. Отождествляет право и мораль. Источник права не закон, а сама человеческая природа. право – есть совокупность норм (правил поведения), установленных или санкционированных государством в форме закона (право и закон отождествлены). Это сфера должного, а не сущего право – это то, что реально существует в жизни, а не то, что записано в книгах законов. Право и закон разделены, но так как в естественно-правовой доктрине.Это прежде всего юридические действия, юридическая практика, правопорядок, применение законов и т.д. Поэтому такое право формулирует прежде всего судья (субъект правотворчества (в англосаксонской правовой системе)

Психологическая концепция права – Л.И. Петражицкий, Росс, Оливекрон (Скандинавия)

Психологическую концепцию можно рассматривать в русле социологического правопонимания, хотя она имеет и самостоятельное значение.

Право – это конкретная психическая реальность – правовые эмоции человека (стимулы, побуждения)

ПО ПЕТРАЖИЦКОМУ: