Контрольные работы выполняются в форме реферата.

Методика написания рефератаслово «реферат»происходит от латинского - сообщать, докладывать.

Этот род работы представляет собой краткое изложение в письменном виде или форме устного доклада; содержание того или иного научного труда (трудов) по определенной тематике.

Реферат- работа трудоемкая, поэтому важно в самом начале знакомства с источником знания четко отдавать себе отчет в его ценности для себя, его место в твоем изучении данного вопроса. Хочешь видеть примерный образец реферата - загляни в журнал «Наука и жизнь». Он систематически помещает рефераты по всем отраслям знаний.

Написание реферата.

Наиболее распространенным видом самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины является реферат. Он включает в себя - в зависимости от выбранной темы, цели и задач - обзор первоисточников, историко-психологической, психолого-педагогической, научно-теоретической литературы, специальной периодики. В отличие от рецензии здесь не требуется разбора и оценки. Реферат представляет собой сокращенное отображение реферируемого произведения. Главным его достоинством является его возможности точное воспроизведение предмета реферирования.

Смысл реферирования - свертывание, уплотнение информации, имеющейся в том или ином научном тексте, для получения краткого, сжатого содержания статьи, главы книги, монографии и т.д. Главная задача реферирования состоит в том, чтобы при небольшом объеме реферата сохранить как можно больше значимой информации, чтобы неизбежные при реферировании потери информации практически не коснулось важных и существенных сведений, содержащихся в тексте.

Тема реферата определяется преподавателем или избирается студентом, в последнем случае тема реферата в обязательном порядке обсуждается с преподавателем. В дальнейшем незначительное изменение темы реферата допускается только по согласованию с преподавателем. Основной целью работы над рефератом является приобретение навыка библиографического поиска необходимой литературы, анализа различных источников по той или иной теме и грамотного письменного изложения. Задачей реферирования является более подробное изучение выбранной проблемы с целью дальнейшего исследования данного вопроса при написании курсовой работы. Реферат должен способствовать формированию навыков исследовательской работы, умения критически мыслить, анализировать, сравнивать, формировать суждения, классифицировать и делать самостоятельные выводы.

Работа над рефератом состоит из нескольких этапов: выбор темы; изучение литературы; создание и оформление текста реферата. И последний этап, когда на основе письменного реферата составляется тест 5-10-минутного доклада, выносимого на защиту в ходе семинарского занятия или экзамена. В докладе должны быть освещены цели и задачи реферативного исследования, а также общие выводы (результат). Реферат должен иметь следующую структуру:

1) текст реферата предваряет библиографическое описание реферируемого источника (источников);

2) далее следует непосредственно текст реферата. Реферат дает ответ на вопрос, что именно, что нового содержится в первоисточнике, передает основное содержание первоисточника, проблемную информацию, содержащуюся в нем;

3) в примечании необходимо высказать свое отношение к изложенному (выводы, оценки, предположения).

Рефераты могут быть монографические, составленные по одному первоисточнику, и обзорные, составленные по нескольким работам на одну

тему. Объем реферата определяется содержанием первоисточников и может колебаться от 3 до 15 машинописных листов.

Композиционно (строение, соотношение и взаимное расположение частей работы) текст реферата также может быть различным. Общая структура любого реферата должна состоять из трех частей: введения, основной части и заключения.

Во введении обосновывается выбор темы реферата, ее актуальность для науки вообще и для изучения данного учебного курса в частности. Также во введении дается краткая характеристика первоисточников (жанр, цели и задачи авторов). В этой части может быть дан перечень ключевых слов, т.е. слова и словосочетания, выражающие понятия существенные для понимания данной проблемы.

В основной части реферата передается содержание изученных первоисточников по данной проблеме. При необходимости (если работа затрагивает ряд проблем) данная часть работы может содержать несколько глав (параграфов).

В заключении студент приводит собственные выводы по материалам изученных первоисточников, высказывает аргументированное согласие или несогласие с позицией или точкой зрения авторов.

Студенту необходимо знать и строго соблюдать основные требования к оформлению работы. Она должна быть написана логично, последовательно, четко, грамотно, с соблюдением абзацев. Страницы должны быть пронумерованы, и на каждой следует оставлять поля для замечаний рецензента.

При цитировании текста первоисточника или научно-теоретической работы, статьи необходимо заключать в кавычки, и ссылаться на источник. Если цитирование текста повторяется неоднократно, то при первой ссылке следует сделать оговорку, а затем рядом с цитатой в скобках проставлять

только страницы источника. В ссылке указываются фамилия, инициалы автора, название работы, место и год издания, страница. Цитирование без ссылок недопустимо.

Критерии оценки реферата:

1) общие:

- глубина и полнота раскрытия темы;

- логичность и связность;

- точность передачи содержания первоисточников,

- соблюдение требований к структуре реферата;

- соблюдение требований к оформлению реферата;

2) введение:

а) обоснование выбора темы, ее актуальность;

б) точность краткой характеристики жанра первоисточников;

в) точность формулировки целей задач авторов первоисточников.

3) основная часть:

- структурирование материала по главам;

- выделение в тексте основных понятий и терминов, их правильное толкование;

- наличие приемов, иллюстрирующих теоретические положения.

4) заключение:

- точность выводов;

- наличие собственного мнения по проблемам, поднимаемым в первоисточниках.

«Отлично»- теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному.

«Хорошо»- теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками.

«Удовлетворительно»- теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки.

«Условно неудовлетворительно»— теоретическое содержание курса освоено частично, необходимые практические навыки работы не сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий не выполнено, либо качество их выполнения оценено числом баллов, близким к минимальному; при дополнительной самостоятельной работе над материалом курса, возможно