Текст – результат оптического распознавания после сканирования. НЕ вычитан на ошибки, НЕ отформатирован. Будьте внимательны при копировании
УДК 373:3 ББК 60я72 Б24
Баранов, П.А.
П24 Обществознание : полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, СВ. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. — М.: ACT : Астрель, 2009. — 478, [2] с. — (Единый государственный экзамен).
ISBN 978-5-17-057401-8 (ООО «Издательство ACT»)
ISBN 978-5-271-22704-2 (ООО «Издательство Астрель»)
В справочнике, адресованном выпускникам и абитуриентам, в полном объеме дан материал курса «Обществознание», который проверяется на едином государственном экзамене.
Структура книги соответствует кодификатору элементов содержания по предмету, на основе которого составлены экзаменацион-ммо аадания — контрольно-измерительные материалы ЕГЭ.
В справочнике представлены следующие разделы курса: ♦ Общество», «Духовная жизнь общества», «Человек», «Познание», «Политика», «Экономика», «Социальные отношения», «Право».
Краткая и наглядная — в виде схем и таблиц — форма изложения обеспечивает максимальную эффективность подготовки к ж шмону Образцы заданий и ответы к ним, завершающие каж дую тему, помогут объективно оценить уровень знаний.
Содержание
Предисловие.....................-................ 7
Раздел 1. ОБЩЕСТВО
Тема 1. Социум как особенная часть мира.
Системное строение общества................. 9
Тема 2. Общество и природа........................ 13
Тема 3. Общество и культура....................... 15
Тема 4. Взаимосвязь экономической, социальной,
политической и духовной сфер общества........ 16
Тема 5. Социальные институты..................... 18
Тема 6. Многовариантность общественного развития.
Типология обществ........................ 20
Тема 7. Понятие общественного прогресса............. 30
Тема 8. Процессы глобализации
и становление единого человечества........... 32
Тема 9. Глобальные проблемы человечества............ 34
Раздел 2. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА
Тема 1. Культура и духовная жизнь.................. 38
Тема 2. Формы и разновидности культуры:
народная, массовая и элитарная;
молодежная субкультура.................... 42
Тема 3. Средства массовой информации............... 46
Тема 4. Искусство, его формы, основные направления ... 48
Тема 5. Наука................................... 52
Тема 6. Социальная и личностная
значимость образования..................... 55
Тема 7. Религия. Роль религии в жизни общества.
Мировые религии.......................... 57
Тема 8. Мораль. Нравственная культура.............. 64
Тема 9. Тенденции духовной жизни
современной России........................ 71
Раздел 3. ЧЕЛОВЕК
Тема 1. Человек как результат биологической
и социальной эволюции..................... 74
Тема 2. Бытие человека........................... 77
Тема 3. Потребности и интересы человека............. 78
Тема 4. Деятельность человека, ее основные формы..... 80
Тема 5. Мышление и деятельность.................. 88
Тема 6. Цель и смысл жизни человека............... 91
Тема 7. Самореализация.......................... 93
Тема 8. Индивид, индивидуальность, личность.
Социализация индивида.................... 94
Тема 9. Внутренний мир человека .................. 97
Тема 10. Сознательное и бессознательное.............. 99
Тема 11. Самопознание............................ 102
Тема 12. Поведение............................... 104
Тема 13. Свобода и ответственность личности........... 106
Раздел 4. ПОЗНАНИЕ
Тема 1. Познание мира........................... 109
Тема 2. Формы познания: чувственное
и рациональное, истинное и ложное........... 110
Тема 3. Истина, ее критерии.
Относительность истины.................... 113
Тема 4. Виды человеческих знаний ................. 115
Тема 5. Научное познание......................... 117
Тема 6. Социальные науки, их классификация......... 123
Тема 7. Социальное и гуманитарное знание........... 125
Раздел 5. ПОЛИТИКА
Тема 1. Власть, ее происхождение и виды............. 131
Тема 2. Политическая система,
ее структура и функции.................... 137
Тема 3. Признаки, функции, формы государства....... 140
Тема 4. Государственный аппарат................... 149
Тема 5. Избирательные системы.................... 151
Тема 6. Политические партии и движения.
Становление многопартийности в России....... 156
Тема 7. Политическая идеология.................... 165
Тема 8. Политический режим.
Типы политических режимов................ 168
Тема 9. Местное самоуправление.................... 172
Тема 10. Политическая культура.................... 174
Тема 11. Гражданское общество..................... 178
Тема 12. Правовое государство...................... 183
Тема 13. Человек в политической жизни.
Политическое участие...................... 186
Раздел 6. ЭКОНОМИКА
Тема 1. Экономика: наука и хозяйство...............195
Тема 2. Экономическая культура....................203
Тема 3. Экономическое содержание собственности......205
Тема 4. Экономические системы....................208
Тема 5. Многообразие рынков......................211
Тема 6. Измерители экономической деятельности ......220
Тема 7. Экономический цикл и экономический рост.....223
Тема 8. Разделение труда и специализация.........., . 227
Тема 9. Обмен, торговля...........................229
Тема 10. Государственный бюджет...................230
Тема 11. Государственный долг......................233
Тема 12. Денежно-кредитная политика................235
Тема 13. Налоговая политика.......................249
Тема 14. Мировая экономика: внешняя торговля,
международная финансовая система...........253
Тема 15. Экономика потребителя ....................260
Тема 16. Экономика производителя ..................263
Тема 17. Рынок труда .............................269
Тема 18. Безработица..............................273
Раздел 7. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Тема 1. Социальное взаимодействие
и общественные отношения..................276
Тема 2. Социальные группы, их классификация........280
Тема 3. Социальный статус.........................285
Тема 4, Социальная роль..........................288
Тема 5. Неравенство и социальная стратификация......291
Тема 6. Социальная мобильность....................298
Тема 7. Социальные нормы.........................301
Тема 8. Отклоняющееся поведение,
его формы и проявления....................303
Тема 9. Социальный контроль......................306
Тема 10. Семья и брак как социальные институты.......309
Тема 11. Демографическая и семейная политика
в Российской Федерации....................314
Тема 12. Молодежь как социальная группа............, 317
return false">ссылка скрытаТема 13. Этнические общности.......................319
Тема 14. Межнациональные отношения................323
Тема 15. Социальный конфликт и пути его разрешения . .. 333 Тема 16. Конституционные основы национальной политики
в Российской Федерации....................339
Тема 17. Социальные процессы в современной России.....342
Раздел 8. ПРАВО
Тема 1. Право в системе социальных норм............ 350
Тема 2. Система права: основные отрасли,
институты, отношения..................... 360
Тема 3. Источники права.......................... 363
Тема 4. Правовые акты........................... 364
Тема 5. Правоотношения.......................... 368
Тема 6. Правонарушения.......................... 371
Тема 7. Конституция Российской Федерации.......... 374
Тема 8. Публичное и частное право.................. 383
Тема 9. Юридическая ответственность и ее виды....... 384
Тема 10. Основные понятия и нормы государственного,
административного, гражданского, трудового
и уголовного права в Российской Федерации .... 389
Тема 11. Правовые основы брака и семьи.............. 422
Тема 12. Международные документы
по правам человека........................ 430
Тема 13. Система судебной защиты прав человека....... 433
Тема 14. Основы конституционного строя
Российской Федерации..................... 435
Тема 15. Федерация, ее субъекты.................... 439
Тема 16. Законодательная, исполнительная
и судебная власти в Российской Федерации..... 444
Тема 17. Институт президентства.................... 454
Тема 18. Правоохранительные органы................ 458
Тема 19. Международная защита прав человека
в условиях мирного и военного времени ....... 463
Тема 20. Правовая культура........................ 468
Литература ...................................^ . 475
Предисловие
Справочник включает материал школьного курса «06-ществознание», который проверяется на едином государственном экзамене. Структура книги соответствует Стандарту среднего (полного) образования по предмету, на основе которого составлены экзаменационные задания — контрольно-измерительные материалы (КИМы) ЕГЭ.
В справочнике представлены следующие разделы курса: «Общество», «Духовная жизнь общества», «Человек», «Познание», «Политика», «Экономика», «Социальныеотношения» , «Право», которые составляют ядро содержания общественного образования, проверяемого в рамках ЕГЭ. Это усиливает практическую найравленность книги.
Компактная и наглядная форма изложения, большое количество схем и таблиц способствует лучшему пониманию и запоминанию теоретического материала.
В процессе подготовки к экзамену по обществозна-нию очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ. Поэтому после каждой темы представлены варианты заданий с ответами и комментариями. Данные задания призваны сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов по обще-ствознанию, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ:
— распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;
— сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
— соотносить обществоведческие знания с социальными реалиями, их отражающими;
— оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
— анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма);
— распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и исключать лишнее;
— устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;
—применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
— различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
— называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
— перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и т. п.;
— раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций;
— применять социально-гуманитарные знания в процессе ^шения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
— осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
— формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.
Это позволит преодолеть определенный психологический барьер перед экзаменом, связанный с незнанием большинства экзаменуемых, как им следует оформить результат выполненного задания.
Раздел 1. Общество
Тема 1. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества
Сложность определения понятия «общество» связано в первую очередь с его предельной обобщенностью, а кроме того, с огромной многозначительностью. Это обусловило наличие множества определений данного понятия.
Понятие ^общество* в широком смысле слова можно определить как обособившуюся от природы, но тесно с ней связанную часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединениия людей.
Общество в узком смысле слова — это:
— круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (например, общество нумизматов, дворянское собрание);
— отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (например, современное российское общество, французское общество);
— исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество);
— человечество в целом.
Общество — продукт совокупной деятельности множества людей. Человеческая деятельность есть способ существования или бытия общества. Общество вырастает из самого жизненного процесса, из обычной и повседневной деятельности людей. Не случайно латинское слово socio означает соединять, объединять, затевать совместный труд. Вне непосредственного и опосредованного взаимодействия людей общество не существует.
Как способ существования людей общество должно выполнять набор определенных функций:
— производство материальных благ и услуг;
— распределение продуктов труда (деятельности);
— регламентация и управление деятельностью и поведением;
— воспроизводство и социализация человека;
— духовное производство и регулирование активности людей.
Сущность общества кроется не в людях самих по себе, а в тех отношениях, в которые они вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Следовательно, общество есть совокупность общественных отношений.
Общественные отношения — многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие' между различными социальными группами (или внутри них)
Материальные отношения | Духовные (идеальные) отношения | |
Возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него | Формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, определяются их духовными ценностями | |
Производственные отношения; экологические отношения; отношения по дето-производству | Моральные отношения; политические отношения; правовые отношения; художественные отношения; философские отношения; религиозные отношения |
Общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность.
При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.
Основные принципы системы: целое не сводимо к сумме частей; целое порождает черты, свойства, выходящие за пределы отдельных элементов; структуру системы образует взаимосвязь ее отдельных элементов, подсистем; элементы, в свою очередь, могут иметь сложное строение и выступать системами; существует взаимосвязь системы и среды.
Соответственно, общество — это сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные кооперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения.
Для анализа сложноорганизованных систем, подобных обществу, выработано понятие «подсистема». Подсистемами называют промежуточные комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.
Определенные группы общественных отношений образуют подсистемы. Основными подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни.
Основные сферы общественной жизни | Деятельность людей и отношения между ними | Учреждения (организации) |
Экономическая | Производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и соответствующие отношения | Заводы, фирмы, банки, биржи и др. |
Социальная | Отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами; деятельность государства по обеспечению социальных гарантий | Системы здравоохранения, социального обеспечения, коммунальные службы и др. |
Политическая | Отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями | Парламент, правительство, партии, общественные организации и др. |
Духовная | Отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления | Школы, вузы, театры, музеи, библиотеки, архивы и др. |
Основанием для разграничения сфер общественной жизни служат базовые потребности человека.
Базовые потребности человека
I
• Материальные потребности
• Потребность в контактах, общении с другими людьми, в той или иной форме общности или коллективности
• Потребность в организованности, взаимодействии, дисциплине, мире, в законе и порядке
• Потребность в самореализации, самоутверждении, в возрастании добра, истины, красоты, в нравственном совершенствовании
Основные сферы общественной жизни
' i
•• Экономическая *■ Социальная
*■ Политическая • Духовная
Деление на четыре сферы общественной жизни условно. Можно назвать и другие сферы: наука, художественно-творческая деятельность, расовые, этнические, национальные отношения. Однако именно эти четыре сферы традиционно выделяются как наиболее общие и значимые.
Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система характеризуется следующими специфическими чертами",
1. Оно отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем. Это не механическая сумма индивидов, а целостная система, имеющая сверхсложный и иерархический характер: различного рода подсистемы связаны соподчиненными отношениями.
2. Общество не сводимо к людям, его составляющим, это система вне- и надиндивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. Эти «невидимые» социальные связи и отношения даны людям в их языке, различных поступках, программах деятельности, общении и т. п., без чего люди не могут вместе существовать. Общество интегрировано по своей сути и должно рассматриваться в целом, в совокупности отдельных образующих его компонентов.
3. Обществу присуща самодостаточность, т. е. способность своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования. Общество характеризуется в данном случае как целостный единый организм, в котором тесно переплетены различные социальные группы, самые разнообразные виды деятельности, обеспечивающие жизненно необходимые условия существования.
4. Общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития. Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек.
5. Общество выделяет особый статус субъектов, определяющих его развитие. Человек есть универсальный компонент социальных систем, включенный в каждую из них. За противостоянием идей в обществе всегда скрывается столкновение соответствующих потребностей, интересов, целей, воздействие таких социальных факторов, как общественное мнение, официальная идеология, политические установки и традиции. Неизбежным для общественного развития является острая конкуренция интересов и устремлений, в связи с чем в обществе часто происходит столкновение альтернативных идей, осуществляется острая полемика и борьба.
6. Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных людей создает предпосылки для реализации разных вариантов и моделей будущего развития общества. Однако это не означает, что развитие общества является абсолютно произвольным и неуп-
Al.
равляемым. Напротив, ученые создают модели социального прогнозирования: варианты развития социальной системы в ее самых различных областях, компьютерные модели мира и др.
Образец задания
___ Выберите правильный ответ. Какой из признаков характеризует общество как систему?
1) постоянное развитие
2) часть материального мира
3) обособление от природы
4) способы взаимодействия людей Ответ: 4.
Тема 2. Общество и природа
Природа (от гр. physis и лат. natura — возникнуть, быть рожденным) — одна из наиболее общих категорий науки и философии, берущая начало еще в античном мировоззрении.
В широком смысле слова | Весь мир во всей бесконечности его форм и проявлений |
Природа
В узком смысле слова
Весь материальный мир, за исключением общества, т. е. совокупность естественных условий существования человеческого общества
Понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования — «второй природы», в той или иной мере преобразованной и сформированной человеком.
Общество как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связано.
Общество | Природа | ||
Действуют люди, одаренные сознанием и имеющие цели | Действуют слепые, бессознательные силы | ||
Взаимосвязь |
Гармоничная
Конфликтная
Выделение человека из мира природы знаменовало рождение качественно нового материального единства, так как человеку присущи не только природные свойства, но и социальные.
Общество вступило в противоречие с природой в двух отношениях: 1) как социальная действительность оно есть не что иное, как сама природа; 2) оно целенаправленно с помощью орудий труда воздействует на природу, изменяя ее.
На первых порах противоречие между обществом и природой выступало как их различие, так как у человека еще были примитивные орудия труда, с помощью которых он добывал себе средства к жизни. Однако в те далекие времена полной зависимости человека от природы уже не было. По мере совершенствования орудий труда общество оказывало усиливающееся воздействие на природу. Человек не может обойтись без природы еще и потому, что технические средства, облегчающие ему жизнь, создаются по аналогии с природными процессами.
Бдва появившись на свет, общество стало оказывать весьма существенное воздействие на природу, где-то улучшая ее, а где-то и ухудшая. Но природа, в свою очередь, принялась «ухудшать» характеристики общества, например, посредством снижения качества здоровья больших масс людей и т. д. Общество как обособившаяся часть природы и сама природа оказывают друг на друга значительное влияние. Вместе с тем они сохраняют специфические особенности, которые позволяют им сосуществовать как двуединое явление земной действительности. В этой тесной взаимосвязи природы и общества заключается основа единства мира.
Представления о взаимосвязи общества и природы
Исторический период | Представления о природе и принципе ее взаимосвязи с обществом - |
Античность | Природа — совершенный космос, противоположный хаосу. Принцип — жизнь в согласии, в гармонии с природой. Человек и природа составляют единое целое |
Средневековье | Природа — результат творения Бога, нечто более низкое по сравнению с человеком, поскольку только человек обладает Божественным началом — душой. Принцип — возвышение над природой. Отношение к природе, а вместе с тем и к греховному ее порождению — человеческому телу — как к чему-то негативному, которое необходимо обуздать, подчинить себе. Поскольку природа — результат Божественного творения, считалось, что человек, наделенный искрой |
Окончание табл.
Исторический период | Представления о природе и принципе ее взаимосвязи с обществом |
Божественного разума, приоткрывает в процессе познания природы сокровенный замысел Бога | |
Возрождение | Природа — источник радости, наслаждения. Принцип — единение человека и природы. Отход от природы рассматривается как нечто противоестественное и противоречащее истинному предназначению человека |
Новое время | Природа — объект экспериментирования человека, косная и инертная сила, требующая покорения и подчинения разумньш человеком Принцип — господство человека над природой посредством развития науки, что приводит к разрыву устанавливаемой веками связи между человеком и природой |
Современность | Необходимость формирования нового миропонимания, синтезирующего лучшие традиции западноевропейской и восточной культур; природа — уникальный целостный организм, основа жизнедеятельности человека. Принцип — партнерство, сотрудничество, открытый диалог человека и природы |
Сб.
Образец задания
Раскройте на двух примерах взаимосвязь природы и общества.
Ответ: В качестве примеров, раскрывающих взаимосвязь природы и общества, могут быть приведены: Человек не только социальное, но и биологическое существо, а следовательно, является частью живой природы. Из природной среды общество черпает необходимые вещественно-энергетические ресурсы для своего развития. Деградация природной среды (загрязнение воздуха, водоемов, вырубка леса и т. д.) ведет к ухудшению здоровья людей, к снижению качества их жизни и др.
Тема 3. Общество и культура
Вся жизнь общества основана на целесообразной и разнообразной деятельности людей, продуктом которой являются материальные блага и культурные ценности, т. е. культура. Поэтому нередко отдельные типы обществ называют культу-
рами. Однако понятия «общество» и «культура» не являются синонимами.
Понятие «общество» | Понятие «культура» |
Имеет отношение к системе взаимоотношений индивидов, принадлежащих к общей культуре | Имеет отношение к образу жизни членов данного общества: к их привычкам, обычаям, материальным благам, которые они производят |
Система взаимоотношений во многом складывается объективно, под влиянием закономерностей общественного развития. Поэтому они не являются непосредственным продуктом культуры, при всем том, что осознанная деятельность людей влияет на характер и форму этих отношений самым существенным образом.
Образец задания
Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положе-
В5.
ние которого пронумеровано.
(1) В истории общественной мысли существовали различные, зачастую противоположные точки зрения на культуру. (2) Часть философов называла культуру средством закабаления людей. (3) Другой точки зрения придерживались те ученые, которые считали культуру средством облагораживания человека, превращения его в цивилизованного члена общества. (4) Это говорит о широте, многомерности содержания понятия «культура». Определите, какие положения текста носят: А) фактический характер Б) характер оценочных суждений
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
Ответ: АББА.
Тема 4. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества
Каждой сфере жизни общества присуща определенная самостоятельность, они функционируют и развиваются по законам целого, т. е. общества. Вместе с тем все четыре основные сферы не только взаимодействуют, но и взаимно обусловливают друг друга. Например, влияние политической сферы на
культуру проявляется в том, что, во-первых, каждое государство проводит определенную политику в области культуры, во-вторых, деятели культуры отражают в своем творчестве определенные политические взгляды и позиции.
Границы между всеми четырьмя сферами общества легко переходимы, прозрачны. Каждая сфера присутствует так или иначе во всех остальных, но при этом не растворяется, не теряет своей ведущей функции. Вопрос о соотношении основных сфер общественной жизни и выделении одной приоритетной является дискуссионным. Существуют сторонники определяющей роли экономической сферы. Они исходят из того, что материальное производство, которое составляет ядро экономических отношений, удовлетворяет самые насущные, первичные потребности человека, без чего невозможна любая иная деятельность. Имеет место выделение в качестве приоритетной духовной сферы жизни общества. Сторонники этого подхода приводят следующий аргумент: мысли человека, идеи, представления опережают его практические действия. Крупным общественным переменам всегда предшествуют изменения в сознании людей, переход к иным духовным ценностям. Наиболее компромиссным из приведенных подходов является подход, приверженцы которого утверждают, что каждая из четырех сфер общественной жизни может стать определяющей в различные периоды исторического развития.
Образец задания
| ВЗ. | Установите соответствие между основными сферами жизни общества и их учреждениями (организациями): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
УЧРЕЖДЕНИЯ | СФЕРЫ ЖИЗНИ | ||
(ОРГАНИЗАЦИИ) | ОБЩЕСТВА | ||
А) | парламент | 1) | социальная сфера |
Б) | система здравоохранения | 2) | политическая сфера |
В) | общественные организации | ||
Г) | правительство | ||
Д) | коммунальные службы |
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).
А | Б | В | Г | Д |
Ответ: 21221.
Тема 5. Социальные институты
Социальный институт — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.
Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение.
В современном обществе существуют десятки социальных институтов, среди которых можно выделить ключевые: наследование, власть, собственность, семья.
Внутри фундаментальных социальных институтов существуют весьма отчетливые деления на мелкие институты. Например, экономические институты, наряду с базовым институтом собственности, вкл!очают множество устойчивых систем отношений — финансовые, производственные, маркетинговые, организационно-управленческие институты. В системе политических институтов современного общества, наряду с ключевым институтом власти, выделяются институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т. д.
Социальные институты:
• организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Например, такой социальный институт, как школа, включает роли учителя и ученика, а семья — роли родителей и детей. Между ни-
ми складываются определенные ролевые отношения, которые регулируются специфическими нормами и предписаниями. Некоторые наиболее важные нормы закрепляются законодательно, другие поддерживаются традициями, обычаями, общественным мнением;
• включают систему санкций — от правовых до морально-этических;
• упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер;
• обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.
Функции социальных институтов: явные (заявлены официально, признаны и контролируются обществом); скрытые (выполняются скрыто или непреднамеренно).
Когда расхождение между этими функциями велико, возникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальными институтами формируются так называемые теневые институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (например, криминальные структуры).
Социальные институты определяют общество в целом. Любые общественные преобразования осуществляются через изменения в социальных институтах.
Образец задания
I C5. I Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «институты обществаf? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об институтах общества.
Ответ: Институт общества — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции, в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей. Примеры предложений: Выделяют экономические, политические, социальные институты, институты действующие в духовной области. Каждый институт общества характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями. Институты общества — сложное и разветвленное образование: внутри фундаментальных институтов существуют весьма отчетливые деления на более мелкие. С точки зрения организации общества ключевыми институтами являются: наследование, власть, собственность, семья и др.
Тема б. Многовариантность общественного развития. Типология обществ
Общественное развитие может носит реформистский или революционный характер.
Общественное развитие
Реформа (от фр. reforme, лат. reformare — преобразовывать)
Революция (от лат. revo-lutio — поворот, переворот)
Это какая-либо степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры)
Это коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя
Виды
Виды
Прогрессивные
Регрессивные (реакционные)
Кратковременные
Долговременные
(например, реформы 60-70-х гг. XIX в. в России — Великие реформы Александра II)
(например, реформы второй половины 80-х — начала 90-х гг. XIX в. в России — ♦Контрреформы» Александра III)
(например, Февральская революция 1917 г. в России)
(например, неолитическая революция — 3 тыс. лет; промышленная революция xvm-XIX вв.)
Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни:
— экономические реформы — преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т. п.);
— социальные реформы — преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми);
— политические реформы — изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т. п.).
Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I» реформы в России в начале 90-х гг. XX в.
В современных условиях два пути общественного развития — реформа и революция — противопоставляются практике перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе. Следует признать, что и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь, в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа — революция» на «реформа — инновация». Под инновацией (от англ. innovation — нововведение, новшество, новаторство) понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.
В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.
Модернизация (от фр. moderniser — современный) — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным. Классические теории модернизации описывали так называемую «первичную» модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма. Более поздние теории модернизации характеризуют ее через понятия «вторичная», или «догоняющая» модернизация. Она осуществляется в условиях существования «образца», например в виде западноевропейской либеральной модели, часто такая модернизация понимается как вестернизация, т. е. процесс прямого заимствования или насаждения. По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.
Можно выделить несколько классификаций (типологий) общества:
1) дописьменные и письменные;
2) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах отсутствуют руководители и подчиненные, богатые и бедные, в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов);
3) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, коммунистическое общество (в качестве критерия в данной типологии выступает формационный признак);
4) развитые, развивающиеся, отсталые (в качестве критерия в данной типологии выступает уровень развития);
5)
Окончание табл.
Линии сравнения | Традиционное (доиндустриаль-ное) | Индустриальное | Постиндустриальное (информационное) |
Продолжительность жизни | 40—50 лет | Свыше 70 лет | Свыше 70 лет |
Воздействие человека на природу | Локальное, неконтролируемое | Глобальное, неконтролируемое | Глобальное, контролируемое |
Взаимодействие с другими странами | Несущественное | Тесная взаимосвязь | Открытость общества |
Политическая жизнь | Преобладание монархических форм правления; политические свободы отсутствуют; власть выше закона, для нее не нужны обоснования; сочетание самоуправляющихся общин и традиционных империй | Провозглашение политических свобод, равенства перед законом, демократические преобразования; власть не воспринимается как данность, от нее требуется обоснование права на лидерство | Политический плюрализм, сильное гражданское общество; возникновение новой формы демократии — «демократии консенсуса» |
Духовная жизнь | Господствуют традиционные религиозные ценности; однородный характер культуры; преобладает устная передача информации; малое количество образованных людей; борьба с неграмотностью | Утверждаются новые ценности прогресса, личного успеха, веры в науку; возникает и занимает лидирующие позиции массовая культура; подготовка специалистов | Особая роль науки, образования; развитие индивидуализированного сознания; непрерывное образование |
Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества
Наиболее распространенными в российской исторической и философской науке подходами к анализу общественного развития являются формационный и цивилизационный.
Первый из них принадлежит марксистской школе обще-ствознания, основоположниками которой являлись немецкие экономисты, социологи и философы К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820—1895).
Ключевым понятием этой школы обществознания выступает категория «общественно-экономическая формация».
Общественно-экономическая формация (от лат. for-matio — образование, вид) — это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон, с присущим ему способом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним надстройкой
Структура
Надстройка — это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений (философия, религия, мораль, государство, право, политика и др.), возникающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воздействующая на него
Способ
Базис — это экономический строй (совокупность производственных отношений, т. е. отношений, не зависящих от сознания людей, в которые люди вступают в процессе материального производства)
Производительные силы — это средства производства и люди, обладающие производственным опытом, навыками к труду
производства
Несмотря на относительную самостоятельность, тип надстройки определяется характером базиса. Он же представ-
ляет собой основу формации, обусловливая принадлежность того или иного общества.
Производительные силы являются динамичным, постоянно развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные отношения статичны и косны, не меняются веками. На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, разрешающийся в ходе социальной революции, слома старого базиса и перехода на новую ступень общественного развития, к новой общественно-экономической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил. Таким образом, марксизм понимает общественное развитие как закономерную, объективно обусловленную, естественно-историческую смену общественно-исторических формаций:
I
Первичная (архаичная)
Вторичная (экономическая)
Первобытнообщинная
Рабо-
владель ческая
I—*---' Капита-
1феодаль- листи-ная ческая
Третичная
' Коммунистическая:
1) социализм;
2) коммунизм.
Формации
1 Представле-> ны в трудах J К. Маркса
Сформировались в советском об-ществозна-нии
в 30-е гг. XX в.
Ключевым понятием цивилизационного подхода к анализу общественного развития является понятие «цивилизация», которое имеет множество трактовок.
Термин «цивилизация» (от лат. civis — гражданин) в мировой исторической и философской литературе употребляется:
— как определенная стадия в развитии локальных культур (например, О. Шпенглер);
— как ступень исторического развития (например, Л. Морган, Ф. Энгельс, О. Тоффлер);
— как синоним культуры (например, А. Тойнби);
— как уровень (Ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса.
Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее обра-
зом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.
В современной теории цивилизации выделяются два подхода.
Теория цивилизации
±
Стадиальный подход
Локальный подход
Цивилизация — единый процесс, проходящий через определенные стадии
Постиндустриальная (информационная) (переход совершается в наши дни)
Индустриальная (машинная; техногенная) (сер. XIX в. — поел, треть XX в.)
Доиндустриальная (аграрная, традиционная) (IV—III тыс. до н.э. — 60—80-е гг. XVIII в.)
Локальная цивилизация —
большая социокультурная общность, которая существует длительное время, имеет относительно устойчивые пространственные границы, вырабатывает специфические формы экономической, социально-политической, духовной жизни и осуществляет свой, индивидуальный путь исторического развития
Структура
Современные типы: западная, восточноевропейская, мусульманская, индийская, китайская, японская, латиноамериканская
Культурно-психологическая подсистема (культура как область норм, ценностей, обеспечивающая взаимодействие людей). Политическая подсистема (обычаи и нормы, право, власть и общество, партии, движения и т.д.). Экономическая подсистема (производство, потребление, обмен продуктами, услугами, технологиями, система коммуникаций, принципы регулирования и т.д.). Биосоциальная подсистема (семья, родственные связи, половозрастные отношения, гигиена, питание, жилье, одежда, труд, досуг и т.д.)
Различными исследователями выделяется множество локальных цивилизаций (например, английский историк, социолог, дипломат, общественный деятель А. Тойнби (1889-1975) насчитывал в истории человечества 21 цивилизацию), которые могут совпадать с границами государств (китайская цивилизация) или охватывать несколько стран (античная, западная). Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы — западную и восточную.
Линии сравнения | Западная цивилизация | Восточная цивилизация |
1. Особенности восприятия мира | Рациональное, противоречивое восприятие — «фаустов-ско-гамлетовское » | Эмоциональное, целостное восприятие (икебана, вера в бесконечную цепь смертей и возрождений) |
2. Отношение к природе | Стремление подчинить себе природу. Человек — венец природы, и все создано для его пользы. Для возмещения несовершенства человека производится и используется техника | Стремление быть в гармонии с природой. Человек — органическая часть природы (боевые искусства, медицина построены на изучении законов природы). Усовершенствование своей души и тела |
3. Соотношение личности и общества | Приоритет свободной личности, обладающей гражданскими правами. Ценности индивидуальной свободы | Приоритет системы подчинения личности (подданных) обществу (государству). Господство традиций коллективизма |
4. Отношения власти | Принцип разделения властей. Сослов-но-представитель-ные структуры. Парламентаризм | Политический монизм. Восточная деспотия (неограниченная власть, обожествление монарха) |
5. Отношения собственности | Господство частной собственности | Преобладание государственной и общинной собственности. Принцип власти — собственности (власть рождает собственность, а утративший власть становится, как и все, бесправным) |
Окончание табл. | ||
Линии | Западная | Восточная |
сравнения | цивилизация | цивилизация |
6. Отношение | Стремление к про- | Стремление к воспроиз- |
к прогрессу | грессу, постоянное | водству самих себя, под- |
изменение форм де- | держанию традиционно- | |
ятельности, исполь- | го образа жизни. | |
зование новаций. | Развитие общества носит | |
Развитие общества | циклический характер | |
носит постепенный, | ||
поступательный ха- | ||
рактер |
Таким образом, формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, а цивилизация — на локально-региональном, уникальном, своеобразном.
Сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов к изучению общества
Линии сравнения | Формационный подход | Цивилизационный подход |
1. Соотношение объективных и субъективных факторов общественного развития | Объективные закономерности развития носят всеобщий характер. Хотя общественные законы прокладывают себе путь через деятельность людей, они непреложны | Человек — единственный творец истории, стоит в центре прошлого и настоящего. Общественно-историческое познание — это познание человека через формы и продукты его трудовой, социальной, политической и другой деятельности |
2. Соотношение материальных и духовных сфер жизни общества | Материальные факторы (прежде всего производство) играют решающую роль в развитии общества | Ценностные установки, мировоззрение играют в развитии общества не меньшую роль, чем материальные факторы, а в ряде случаев могут стать определяющими |
3. Направленность исторического развития. Понятие «прогресс» | Общество движется от более низкой к более высокой ступени развития. Главные критерии прогресса связаны с совершенствованием производственных отношений | Каждая цивилизация неповторима, каждая вносит свой оттенок в «палитру» человеческого многообразия. Прогресс относителен, он может охватывать |
Окончание табл.
Линии сравнения | Формационный подход | Цивилизационный подход |
отдельные сферы жизни общества: экономику, технологии. Применительно к духовной культуре это понятие можно использовать очень ограниченно | ||
4. Достоинства | Позволяет: — увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов; — представить историю человеческого общества как единый процесс; — установить определенные закономерности исторического развития общества; — предложить определенную периодизацию всемирной истории и истории отдельных стран | — позволяет глубоко изучить историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике; — ориентирует на изучение тех сторон общественной жизни, которые обычно выпадают из поля зрения сторонников формационного подхода (ценности, национальные особенности, духовная жизнь, психология и др.); — ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека |
5. Недостатки | — многие народы не проходили в своем развитии через все и даже через большинство формаций; — большинство процессов политического, духовного, идейного, культурного порядка не могут быть без искажений и упрощений объяснены с чисто экономических позиций; — последовательное применение формационного подхода неизбежно отодвигает на задний план | — при своем последовательном применении ведет к тому, что становится невозможным взгляд на всемирную историю как единый процесс исторического развития человечества в целом; — создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ; |
Окончание табл. | ||
Линии | Формационный | Цивилизационный |
сравнения | подход | подход |
5. Недос- | роль человеческого фак- | — сводит к минимуму |
татки | тора, человеческую | возможности исследова- |
деятельность; | ния закономерностей ис- | |
— недостаточное внима- | торического развития | |
ние уделяется своеобра- | человеческого общества | |
зию, уникальности, непо- | ||
вторимости отдельных об- | ||
ществ и народов |
Сравнительный анализ позволяет сделать вывод, что существующие в науке подходы не следует рассматривать как взаимоисключающие друг друга. К ним необходимо относиться с точки зрения принципа дополнительности, принимая jbo внимание отмеченные достоинства каждого из подходов.
Образец задания
1 В1. | Запишите слово, пропущенное в схеме.
ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ
I Эволюция I Ответ: Революция.
Тема 7. Понятие общественного прогресса
Проблема направленности совершающихся в обществе изменений зародилась еще в древности и оставалась достаточно дискуссионной.
Различные взгляды на направленность общественного развития
— Французские просветители — история непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества.
— Религиозные течения — преобладание регресса во многих сферах жизни общества.
— Платон, Аристотель, Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби — движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла, т. е. теория исторического круговорота.
— Современные исследователи — положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т. е. вывод о противоречивости прогресса.
Сущность понятий «прогресс» и «регресс». Особенности прогресса и его критерии
Прогресс (от лат. progres-sus — движение вперед, успех) — это направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному
Регресс (от лат. regressus — обратное движение) — это такой тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций
Относительность прогресса
Есть области, к которым понятие прогресса не применимо
Противоречивость прогресса
Совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других. Одним социальным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим нет
Развитие человеческого разума
Совершенствование нравственности людей
Развитие производительных сил, включая самого человека
Прогресс науки и техники
Возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку
Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливаться, что называется стагнацией.
Понятие прогресса в современных условиях все более трансформируется в сторону обогащения его гуманистическими параметрами, характеристиками. Развитие человека в его духовном и телесном измерении, осознание самоценности человеческого существования, создание благоприятных условий для человека — в этом видится прогресс современного общества. В качестве гуманистических критериев выдвигаются такие показатели прогрессивного развития общества: средняя продолжительность жизни человека, детская и материнская смертность, состояние здоровья, уровень образования, развитие различных сфер культуры, чувство удовлетворенности жишью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе и др.
В2.
Образец задания
Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «прогресс». Социальная реформа; стагнация; социальная революция; общественное развитие; модернизация.
Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «прогресс». Ответ: Стагнация.
Тема 8. Процессы глобализации и становление единого человечества
В современном мире происходит значительное усиление связей между отдельными людьми, организациями и государствами, растет взаимозависимость между ними. Человечество развивается, расширяя свои связи и контакты. Люди все глубже осознают себя как единую общность, где каждый связан со многими тысячами других людей во всех концах Земли.
Современный мир во всем своем многообразии един, и его части тесно взаимосвязаны.
Глобализация — процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности.
Основные причины глобализации: переход от индустриального общества к информационному, к высоким технологиям; переход от централизации экономики к ее децентрализации; переход от национальной экономики к мировой; переход от альтернативного выбора («или/или») к многообразию выбора; использование новых коммуникационных технологий: Интернета, спутникового телевидения.
Глобализация — это процесс, в ходе которого возрастают взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств.
Основные направления глобализации: деятельность транснациональных корпораций, имеющих свои филиалы по всему миру; глобализация финансовых рынков; международная экономическая интеграция в рамках отдельных регионов;ых корпораций, имеющих свои филиалы по всему миру; глобализация финансовых рынков; международная экономическая интеграция в рамках отдельных регионов; создание международных организаций в экономической и финансовой сферах: Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация и др.
Формирование глобальной экономики порождает взаимозависимость экономик отдельных государств. Успех или кризис стран ощутимо сказываются по всему миру. Власть становится бессильной перед глобальными процессами. Это подталкивает к объединению усилий разных стран для решения социально-экономических и политических вопросов, например, расширяющееся Европейское экономическое сообщество.
Последствия процесса глобализации
Позитивные | Негативные |
• Стимулирующее влияние на экономику: — появление возможности создавать товары в тех регионах мира, где их производство обойдется дешевле; — возникновение возможности реализации товара там, где это даст максимальную выгоду; — снижение издержек производства; — появление возможностей для дальнейшего развития производства; — рост прибыли; — концентрация усилий на разработке новых передовых технологий; — плодами НТР могут воспользоваться страны, не имеющие воз можности вести собственные на учно-технические исследования. • Сближение государств • Стимулирование учета интересов государств и предостережение их от крайних действий в политике • Возникновение социокультурного единства человечества | • Насаждение единого стандарта потребления • Создание препятствий для развития отечественного производства • Игнорирование экономической и культурно-исторической специфики развития разных стран • Навязывание определенного образа жизни, зачастую противоречащего традициям данного общества • Оформление идеи соперничества: наиболее мощные в экономическом отношении государства стремятся к лидерству, что приводит к взрыву национализма в экономически слаборазвитых странах • Утрата каких-то специфических черт национальных культур |
По вопросу о становлении единого человечества существуют следующие точки зрения:
— Единство человечества — только кажущееся. Люди говорят на тысячах языках, исповедуют разные религии, придерживаются различных ценностей. Мир совсем не един. Он многообразен и многолик.
— Современный мир не оставляет большого простора для разнообразия. Люди в разных уголках планеты едят одни и те же продукты, смотрят одни и те же телепередачи, читают одну и ту же литературу и т. д. Существующие различия должны исчезнуть в связи с информационной революцией, охватившей сегодня весь мир.
— Мир един и многообразен. Чем сильнее тенденция к единству, тем ярче проявляется многообразие культур, образов жизни, социальных ценностей. Одно не противоречит другому. Единство человечества дополняет его многообразие.