Вопросы к экзамену

1. Преподаватель современной высшей школы. Основные требования к личности и деятельности вузовского педагога.

2. Система многоуровневой подготовки специалистов в высшей профессиональной школе.

3. Генезис высшего профессионального образования в России.

4. Болонский процесс интеграции систем высшего профессионального образования в Европе.

5. Основные задачи и результаты современной модернизации системы высшего образования в России.

6. Открытое (дистанционное) профессиональное образование в России и за рубежом.

7. Лицензирование, аттестация и аккредитация профессиональных образовательных учреждений.

8. Тестовый педагогический контроль в профессиональной школе.

9. Кредитно-модульная система в профессиональном образовании.

10. Предмет педагогики высшей школы. Состояние и важнейшие задачи педагогики высшей школы на современном этапе.

11. Дидактика высшей школы, ее задачи.

12. Общее понятие о педагогических системах в профессиональном образовании. Основные элементы педагогической системы: цели образования; содержание образования; методы, средства, организационные формы обучения и воспитания; педагоги, обучаемые. Педагогический процесс.

13. Принципы обучения в высшей школе.

14. Содержание профессионального образования. Общие подходы к отбору содержания на основе государственного образовательного стандарта. Характеристика нормативных документов, регламентирующих содержание вузовского образования.

15. Учебный план, модель учебного плана, типовой и рабочий учебные планы.

16. Типовые и рабочие учебные программы. Роль личности педагога в формировании содержания обучения и реализации учебно-программной документации.

17. Методы обучения: понятие и классификация на основе организации мыслительной деятельности студентов.

18. Активизация обучения студентов: принципы, условия реализации.

19. Методы активного обучения на основе классификации П. Юцявичене.

20. Формы организации обучения. Понятие и виды.

21. Формы теоретического обучения. Требования к подготовке и проведению лекционного занятия. Виды и краткая характеристика лекционных занятий.

22. Формы практического обучения. Практикумы – характеристика и условия эффективного проведения.

23. Семинарские занятия – характеристика и условия эффективного проведения.

24. Лабораторные занятия – характеристика и условия эффективного проведения.

25. Нетрадиционные формы организации обучении. Роль производственных и педагогических практик в профессиональной подготовке специалистов высшей квалификации. Виды практик, их организация.

26. Научно-исследовательская работа студентов, её виды, формы, организация.

27. Средства профессионального обучения как категория профессиональной дидактики. Характеристика современных средств профессионального обучения.

28. Оценка и контроль знаний в вузе.

29. Особенности организации воспитательного процесса в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

30. Характеристика развития системы подготовки преподавателя высшей школы в России и за рубежом.