Вопросы к экзамену
1. Преподаватель современной высшей школы. Основные требования к личности и деятельности вузовского педагога.
2. Система многоуровневой подготовки специалистов в высшей профессиональной школе.
3. Генезис высшего профессионального образования в России.
4. Болонский процесс интеграции систем высшего профессионального образования в Европе.
5. Основные задачи и результаты современной модернизации системы высшего образования в России.
6. Открытое (дистанционное) профессиональное образование в России и за рубежом.
7. Лицензирование, аттестация и аккредитация профессиональных образовательных учреждений.
8. Тестовый педагогический контроль в профессиональной школе.
9. Кредитно-модульная система в профессиональном образовании.
10. Предмет педагогики высшей школы. Состояние и важнейшие задачи педагогики высшей школы на современном этапе.
11. Дидактика высшей школы, ее задачи.
12. Общее понятие о педагогических системах в профессиональном образовании. Основные элементы педагогической системы: цели образования; содержание образования; методы, средства, организационные формы обучения и воспитания; педагоги, обучаемые. Педагогический процесс.
13. Принципы обучения в высшей школе.
14. Содержание профессионального образования. Общие подходы к отбору содержания на основе государственного образовательного стандарта. Характеристика нормативных документов, регламентирующих содержание вузовского образования.
15. Учебный план, модель учебного плана, типовой и рабочий учебные планы.
16. Типовые и рабочие учебные программы. Роль личности педагога в формировании содержания обучения и реализации учебно-программной документации.
17. Методы обучения: понятие и классификация на основе организации мыслительной деятельности студентов.
18. Активизация обучения студентов: принципы, условия реализации.
19. Методы активного обучения на основе классификации П. Юцявичене.
20. Формы организации обучения. Понятие и виды.
21. Формы теоретического обучения. Требования к подготовке и проведению лекционного занятия. Виды и краткая характеристика лекционных занятий.
22. Формы практического обучения. Практикумы – характеристика и условия эффективного проведения.
23. Семинарские занятия – характеристика и условия эффективного проведения.
24. Лабораторные занятия – характеристика и условия эффективного проведения.
25. Нетрадиционные формы организации обучении. Роль производственных и педагогических практик в профессиональной подготовке специалистов высшей квалификации. Виды практик, их организация.
26. Научно-исследовательская работа студентов, её виды, формы, организация.
27. Средства профессионального обучения как категория профессиональной дидактики. Характеристика современных средств профессионального обучения.
28. Оценка и контроль знаний в вузе.
29. Особенности организации воспитательного процесса в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
30. Характеристика развития системы подготовки преподавателя высшей школы в России и за рубежом.