Б) Форма государственного устройства
Само понятие как «устройство государства» многозначно – в широком смысле слова – это строение, организация государства. Т.е., все то, о чем мы с вами говорили выше. Но только в разных аспектах:
- форма государства (политическое устройство) - способ организации политической власти охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
- форма правления (структурное устройство) – монархия, республика
- территориальная организация (территориальное устройство) - включает в себя вопросы административно-территориального устройства государства, а также связь центральных и местных органов власти управления и распределения между ними полномочий. Устройство государства в узком смысле слова.
Таким образом, форма государственного устройства – это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обуславливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.
Основные черты формы государственного устройства:
1) Территориальный аспект. Ограничение территории и определенный порог численности граждан – любое государство расположено на ограниченной территории, где проживают его граждане (подданные)
2) Функциональный аспект. Специфика деятельности государства (в лице государственных органов) – организация экономической жизни, защита граждан, создание страховых запасов, развитие информационных систем общения, передача управленческих воздействий и т.п. Другими словами специфические функции.
3) Административный аспект. Разделение территории государства на административные единицы (штаты, земли, области, края, кантоны, районы, губернии, уезды и т.д.). Действительно вести свою деятельность из одного центра при значительной численности населения и больших размерах государства становится объективно невозможным. Для этого территория государства делится на особые территории, входящие в состав государства, естественно в пределах границ государства. А для более эффективного управления данными территориями создаются на этих территориальных образованиях местные (территориальные) органы власти. Соответственно, возникает потребность распределить полномочия между центральными органами и местными органами власти и управления (наместничество в раннефеодальных государствах (Русь), штаты в США, края и области в РФ, губернии в Российской империи).
4) Национально-государственный аспект. Население того или иного государства может быть многонациональным. Каждая народность, нация имеет свои традиции, исторический опыт государственности, культурные, языковые и иные духовные потребности. Этот аспект должен учитываться при устройстве государства.
5) Субъективные факторы – заимствование, политико-правовое подражание, колониальные воздействия, политические интересы и др.
Формы государственного устройства