Допуски и посадки шпоночных соединений

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой ПР-2

________________В.В. Клюев

«___»____________2007г.

 

Для студентов курса факультета ПР

Специальностей 2005. 01, 2005. 03

 

Кандидат технических наук, доцент Пухальский В. А.

ЛЕКЦИЯ № 5

по дисциплине2204 «Метрология, стандартизация, сертификация и взаимозаменяемость»

 

ТЕМА «Выбор посадок и допусков для деталей машин и приборов»

 

Обсуждена на заседании кафедры

(предметно-методической секции)

«___»_______________2007 г.

Протокол №___

 

 

МГУПИ – 2007г.

 

Выбор посадок и допусков

Для деталей машин и приборов

 

Допуски и посадки шпоночных соединений

Соединения призматическими и сегментными шпон­ками. Для облегчения сборки и создания неподвижных или подвижных соединений валов и втулок одна и та же шпонка боковыми гранями (по ширине b) часто сопрягается с пазами вала и комплектной к нему втулки по разным посадкам. Требуемые посадки получают, изменяя поля допусков пазов при неизменном поле допуска шпонки, т. е. по ширине шпоночных соединений применяют по­садки в системе вала. С учетом технически целесообразной точности на ширину призматических и сегментных шпо­нок стандартами намечены поля допусков h9(рис. 5.1).

Система допусков и посадок для соединений призма­тическими шпонками (ГОСТ 23360–78) не распростра­няется на шпоночные посадки с пригонкой или подбором шпонок, а также на специальные посадки, например, шпоночные посадки ходовых валиков. На основные раз­меры рассматриваемых соединений намечены следующие поля допусков (см. рис. 5.1): на ширину пазов валов – H9, N9и Р9; на ширину пазов втулок – D10, Js9и Р9; на высоту шпонок при h = 2 ...6мм – h11b свыше 6 мм – h14; на длину шпонок – h14 и на длину пазов – H15.

По ширине шпонок перечисленные поля допусков об­разуют три вида посадок или соединений:

1) свободное соединение, применяемое при затруднен­ных условиях сборки и действии нереверсивных равно­мерных нагрузок, а также для получения подвижных соединений при легких режимах работы;

2) нормальное соединение – неподвижное соединение, не требующее частых разборок, не воспринимающее ударных реверсивных нагрузок, отличающееся благо­приятными условиями сборки;

3) плотное соединение, характеризуемое вероят­ностью получения примерно одинаковых небольших натягов в соединениях шпонок с обоими пазами; сборка осуществляется напрессовкой; применяется при редких раз­борках и реверсивных нагрузках.

 

 
 

 

 

Допуски и посадки подшипников качения