Демассовизация

Современные масс-медиа, технически и экономически способные охватить огромное число людей, к этому совсем не стремятся. Они нацеливаются на все более узкие сегменты массовой аудитории. Этот процесс оказывает существенное влияние на средства массовой коммуникации. Радио демассифицировалось в 1950-х годах, заменяя форматы, рассчитанные охватить как можно более широкую аудиторию, форматами, предназначенными для определенных групп слушателей. В 1960-1970-х по этому пути пошли журналы. С конца XX в., когда людям стали доступны сотни телеканалов — эфирных, кабельных, спутниковых, — процесс демассовизации (или демассофикации) переживает телевидение.

Первым это явление описал Элвин Тоффлер в книге «Третья волна». Как уже отмечалось, в пост- или супериндустриальный период ведущая роль переходит к электронным средствам связи, оказывающим свое действие на все сферы общества, образ жизни и сознание людей. «Третья волна не просто ускоряет информационные потоки, она трансформирует глубинную структуру информации, от которой зависят наши ежедневные действия». Предсказываемая им демассификация может быть результатом не ликвидации, а наоборот, совершенствования систем создания и распространения в массах коммерциализированной информационной продукции с тщательным учетом спроса и конъюнктуры, как того и требуют условия рыночной конкуренции.

Демассифицированные масс-медиа демассифицируют и сознание людей. В отличие от характерной для периода «второй волны» постоянной накачки стандартизированного образного ряда, породившей так называемое массовое сознание, сегодня не массы людей получают одну и ту же информацию, а небольшие группы населения обмениваются созданными ими самими образами, которые Тоффлер называет блип-культурой.

Фрагментация аудитории — процесс очевидный и необратимый, напрямую связанный с увеличением числа доступных зрителям телеканалов. В целом для новых масс-медиа характерно сегментировать, дифференцировать аудиторию, которая, будучи огромной по численности, не является более массовой в смысле одновременности и единообразия принимаемых программ. Новые средства массовой информации перестали быть массовыми в традиционном смысле слова, когда подразумевается, что ограниченное число сообщений посылается однородной многочисленной аудитории. Самостоятельно выбирая сообщения, пользователи медиа углубляют сегментацию и обогащают индивидуальные отношения между отправителем и получателем информации.

Однако, как считают некоторые исследователи масс-медиа, практика деятельности новых электронных медиа, основанных на компьютерной технике, показывает, что демассовизация тоже имеет приметы массовости, хотя, разумеется, несколько иного порядка, нежели те, которые непосредственно сопрягались с традиционными СМК в период до появления Интернета. «Современная "неомассовость" имеет свои коммуникативные особенности, обусловленные, с одной стороны, процессами глобальной интернетизации мировой культуры, с другой стороны, противоречиями и парадоксами информационно-электронной революции, ставшими довольно заметными на фоне развития новейших технологий»2.

Диверсификация сообщений и выражений средств массовой информации не означает потери контроля над телевидением со стороны крупных корпораций и правительств. На самом деле, в течение последних десятилетий наблюдается противоположная тенденция. Непосредственный результат конкуренции и концентрации в бизнесе состоит в том, что, в то время как аудитория сегментируется и диверсифицируется, телевидение становится более коммерциализованным и на глобальном уровне более олигополистическим.