Государственный долг
Из общей суммы государственных кредитов образуется государственный долг. Государственный долг – сумма задолженности по выкупленным и непогашенным государственным займам, включая начисленные по ним проценты.
В зависимости от сферы применения кредита различают внутренний и внешний государственный долг.
Размер государственного долга находится в прямой зависимости от операций по получению новых займов и условий их предоставления, с одной стороны, и от размера погашений ранее полученных средств и уплаты дохода (процентов) по ним, с дугой стороны.
Обслуживание государственного долга предусматривает выплату процентов, выкуп или иное изъятие государственных долговых обязательств из обращения. Это обслуживание осуществляется за счет средств республиканского бюджета или других активов, находящихся в республиканской собственности. Все указанные операции осуществляют Министерство Финансов и Национальный банк.
Поскольку, как правило, расходы государственного бюджета превышают доходы, то государство постоянно осуществляет заимствования у населения и субъектов хозяйствования внутри страны, что ведет к росту внутреннего государственного долга. Заимствование у иностранных государств, международных экономических и финансово-кредитных организаций, банков за пределами страны ведет к увеличению внешнего долга.
Что касается внешнего долга, проблема во взаимоотношениях с МВФ и другими международными финансово-кредитными организациями не позволяют в требуемых размерах использовать возможности получения международных кредитов. На начало 2004 г. внутренний долг Республики Беларусь возрос и составил 21638 млрд. руб., (6% ВВП за 2003 г. т.е. в пределах установленного лимита), с одновременным сокращением внешнего долга до 757,4 млрд. дол. США (4,5% ВВП). Уровень внешнего долга в Республике Беларусь пока долек от критического, что свидетельствует о потенциальных возможностях страны выполнять принятые обязательства. Когда расхода по обслуживанию внешнего государственного долга превышают, красную черту (25% процентное соотношение платежей на погашение кредитов и валютных поступлений) то практически вся выручка от экспорта в свободно-конвертируемой валюте идет на погашение ранее полученных кредитов и процентов по ним, а оплата текущего импорта требует привлечения новых займов.
Управление внутренним государственным долгом предусматривает определенные мероприятия по выпуску, размещению и обслуживанию государственных долговых обязательств, изменению условий ранее выпущенных займов и предполагает осуществление мероприятий по получению и возврату внешних кредитов.
Управление государственным долгом осуществляет Совет Министров или по его поручению Министерство Финансов. Одной из важных задач в этой области является контроль за темпами увеличения государственного долга, их ограничение прежде всего путем сокращения бюджетных расходов на управление, оборону, поддержку слабых предприятий и роста налоговых поступлений.
При значительном росте государственной задолженности и не снижающемся дефиците государство может осуществлять рефинансирование государственного долга. Рефинансирование означает погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.
Как инструмент управления государственным долгом может использоваться конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование займов.
Конверсия означает изменение доходности займов в сторону уменьшения или увеличения.
Консолидация займов означает изменение их сроков, обычно в сторону увеличения.
Обмен облигаций по регрессивному соотношению предполагает, что несколько ранее выпушенных облигаций приравниваются к одной новой.
Отсрочка погашения займа используется правительством в случаях когда выпуск новых займов не приносит экономического эффекта, поскольку большая часть поступлений от новых займов направляется на погашение и выплату доходов. Этим отличается отсрочка от консолидации займов, при которой владельцем облигаций продолжает выплачиваться доход.
Аннулирование государственного долга крайняя мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам, она обычно является следствием прихода к власти новых политических сил. Так в 1918 г. правительство РСФСР аннулировало все дореволюционные внутренние и внешние займы.