Вопрос 7. Подготовка учителя к уроку права

Работа учителя права включает в себя следующие виды деятельности: преподавание права, проведение классных и внеклассных учебных занятий, в том числе факультативов, элективных курсов, воспитание учащихся, повышение квалификации, работа с родителями, общественная работа. Каждый вид деятельности имеет свое специфическое содержание.

Главный вид деятельности учителя права - преподавание права.

Подготовка учителя права к урокам представляет собой важный этап профессиональной деятельности педагога и осуществляется до начала учебного года. Каждый учитель права должен быть хорошо знаком с требованиями государственного стандарта знаний по образовательной области «Обществознание» и «Право», в первую очередь с правовым блоком обязательного минимума знаний, учебной программой, книгами по курсу. Необходимо определиться, какие учебники станут основой работы с учениками. Стоит обратить внимание на то, какие нормативно-правовые акты понадобятся для изучения курса. Составляется тематический план уроков, на основе которого будут разработаны поурочные планы. При подготовке к уроку реализуются следующие функции:

1. Гностическая функция ориентирует учителя на реализацию следующих этапов в период подготовки к уроку: 1. Анализ, осмысление содержания учебно – правового материала урока. Продумывается логика изучения нового материала. 2.Определяются дидактическая цель и задачи урока в соответствии с целями изучения раздела, курса в целом. 3.Определяется тип урока, его структура. Выбор типа урока зависит от места урока в теме, содержания урока, познавательных возможностей учащихся класса. 3.Особо продумывается развивающий потенциал урока и средства формирования умений, включая различные источники знаний. 4. Определяются воспитательные задачи (важно в ходе урока организовать обсуждение нравственных проблем, вытекающих из содержания темы урока, подобрать вопросы для дискуссии). 5.Продумывается домашнее задание предыдущего урока, способы его проверки, вопросы, как основные, так и дополнительные. Важно сочетать этап проверки домашнего задания с актуализацией знаний, т.е. подготовкой к изучению нового материала. Таким образом, гностическая функция, главным образом, ориентирует учителя на анализ, осмысление учебно – правового материала урока и выявление его потенциала в формировании знаний, развитии умений, воспитании учащихся.

2. Конструирующая (конструктивная) функция предполагает анализ познавательных возможностей учащихся конкретного класса. Это поможет выбрать основные виды деятельности учащихся на уроке и методы обучения права. Данная функция нацеливает на выбор учителем доминирующего уровня познавательной деятельности учащихся. Различают три уровня познавательной деятельности: воспроизводящий, преобразующий, творческо-поисковый.

1. Воспроизводящий – самый простой. Ученик воспроизводит действия учителя (повторяет рассуждения учителя, делает записи под диктовку, отвечает на репродуктивные вопросы).

2. Преобразующий уровень познания (он более сложный, например, выполнение задания в ходе изложения учителя: составить план рассказа, выделить главное и т.д.).

3. Творческо-поисковый (анализ документов самостоятельно, выводы, проблемные задания). От выбранного доминирующего уровня зависят методы обучения, тип урока, задания для учащихся. Таким образом, две рассмотренные функции решают задачу соотнесения содержания урока с наиболее адекватными видами деятельности учащихся и методами обучения учителя.

3.Организационная функция тесно связана с предыдущими.Реализуя ее, учитель продумывает организационный момент, планирует этап целеполагания (мотивации и четкое проговаривание дидактической цели урока, тем самым нацеливает на восприятие нового). Учитель планирует, какие виды работ будут выполнять учащиеся, какие познавательные задания будут предложены, какие проблемные вопросы будут поставлены, будет ли организован обмен мнениями. Продумывает, какие умения и каким образом будут формироваться, какие – совершенствоваться (каждое умение формируется посредством самостоятельных заданий). Уроки одинаковые по содержанию могут проводиться разными методами в зависимости от познавательных возможностей детей.

4.Информационная, или излагающая функция.Она касается содержания учебно – правового материала, который должен быть усвоен на уроке, и приемов его изучения. Определяются приемы изложения материала и средства обучения, тем самым обеспечивается опора на зрительное и слуховое восприятие. Урок не простой пересказ учебника. Главные факты раскрываются на основе приемов повествования и описания. Неглавные факты – с помощью короткого сжатого сообщения. Правовые понятия раскрываются с помощью объяснения, проблемного изложения, разъяснения, сравнения, доказательства и др. Учитель продумывает работу с наглядным материалом и приемы изучения документа. Задача учителя – раскрыть учебный материал ярко, образно, убедительно. Таким образом, информационная функция определяет действия непосредственно самого учителя.

5. Контрольно-учетная функция предусматривает выбор способов проверки и оценки знаний и умений учащихся, методов закрепления знаний. Рахимов А.З рекомендует организовать этап самоанализа и самооценки в ходе заключительной части урока. Учащиеся отвечают на вопросы: «Что нового узнал?», «Чему научился?», «Оцени свой умственный труд» и оценивают свою работу. ▓ - отлично (т.е. кто активно и точно, логично отвечал); ▒ - хорошо (ответы не всегда точны, но активен; ответ точен, но не активен); ░ - плохо (не отвечал). «Оценили себя на полях в рабочей тетради», «Сколько отличников, сколько хорошистов?». Прием позволит оценить учебную деятельность учащихся всего класса.

6.Корректирующая функция предполагает самоанализ плана урока и итогов его проведения. Памятка может включать следующие вопросы: оптимальность отбора учебно – правового материала, корректность выводов; правильно ли поставлена дидактическая цель урока, насколько она достигнута; учтены ли познавательные особенности класса; оптимальность выбора типа урока учителем; оптимальность выбора методов, форм обучения; доступность познавательных заданий; степень усвоения нового материала. Корректирующая функция осуществляется после каждого урока. Отмечаются удачи и промахи. Делаются письменные замечания, которые учитываются в период подготовки к уроку в следующем году.Реализация этой функции позволяет установить этапы проверки знаний учащихся и сроки контроля, выяснить, сформированы ли запланированные качества у учащихся.