Вопрос 4. Методы и приемы обучению праву в школе.
Метод обучения праву – способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленный на достижение целей правового обучения, воспитания и развития. Приём обучения – составная часть метода обучения. Приём – это действие, направленное на решение какой – либо конкретной задачи.
В педагогической науке сложились разные классификации методов обучения.
Ю.К.Бабанский классифицирует методы на основе целостного деятельностного подхода и выделяет следующие группы методов:
1) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; 2) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; 3) методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности.
Т.А. Ильина выделяет:
1) методы сообщения новых знаний: объяснение, рассказ, лекции.
2) методы приобретения новых знаний: экскурсия, самостоятельная работа с книгой, упражнения и др.
3) методы работы с техническими средствами.
4) самостоятельная работа.
Вагин А.А. и Есипов Б.П. классифицируют методы обучения в зависимости от источников знаний и выделяют следующие группы: словесные методы, наглядное обучение, практический метод.
В классификации И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина выделены общедидактические методы обучения в зависимости от типа (уровня) познавательной деятельности учащихся (воспроизводящий, преобразующий, творческо – поисковый): объяснительно – иллюстративный метод, репродуктивный, частично – поисковый, проблемное изложение, исследовательский метод
Методические приёмы правового обучения характеризует Певцова Е.А. Многие юридические понятия раскрываются путём объяснения, в ходе которого выявляется сущность, смысл понятия, взаимосвязь его основных признаков. Другим распространенным методическим приемом является рассуждение. Оно сопровождается разъяснением отдельных положений, подведением к выводам и заключениям.
Певцова Е.А. выделяет приёмы словесной коммуникации (диалога): 1.Логическое осмысление правового явления.
В этом случае учитель систематизирует яркие факты, характеризующие
данное юридическое явление. Учитель раскрывает процесс складывания юридических норм. Например, в нынешнем семейном кодексе есть норма,
запрещающая брак между людьми, имеющими близкое родство. Учитель приводит примеры из истории о вредных последствиях родственного кровосмешения, тем самым актуализирует межпредметные связи с историей.
2. Разъяснение (объяснение). В этом случае раскрывается сущность того или иного юридического правила. Целесообразна иллюстрация его примерами.
Например, при составлении искового заявления в суд по защите прав потребителя. Предваряя эту работу, учитель должен объяснить особенности такого документа, принципы и правила его составления.
3. Детализация. Объясняя сущность определённого правового явления, учитель обращает внимание на отдельные его части. Например, объясняя понятие
«преступление», учитель обращает внимание на элементы, образующие его состав.
4.Разносторонняя оценка. Предполагает показ положительных и отрицательных сторон правового явления.
5. Обнаружение тенденции. Этот прием предполагает использование исторического анализа. Например, развитие современной системы права связано с усилением человековедческих подходов законодателя при создании норм права: расширение частного права, интеграция с международными нормами права.
6. В процессе изучения права применяются приемы доказательства, проблемного изложения, сравнения, прием выделения особенного значения факта. Выбор методов и методических приемов обучения зависит от цели урока, его задач, от познавательных возможностей учащихся, дидактической совместимости методов, педагогического замысла урока.