Аудит учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
Основная цель проверки – установить соответствие совершенных операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками действующему законодательству и достоверность отражения этих операций в бухгалтерской отчетности.
Согласно основной цели аудитору в первую очередь необходимо проверить наличие договоров с поставщиками и подрядчиками, правильность их оформления и соответствие содержания договоров экономическому смыслу совершенных сделок. При этом все сделки можно разделить на 2 группы:
1) расчеты с поставщиками. Основные формы договоров – купли-продажи, поставки, энергоснабжения, мены;
2) расчеты с подрядчиками. Основные формы договоров – подряда, возмездного оказания услуг, на выполнение НИОКР.
В ходе аудита подлежат проверке:
а) поступление ТМЦ (выполненных работ, оказанных услуг), в том числе неотфактурованные поставки и поставки, обеспеченные векселями;
б) выставленные поставщикам и подрядчикам претензии;
в) списанные безнадежные к взысканию долги;
г) выданные авансы и полученные коммерческие кредиты.
При этом особое внимание должно быть уделено просроченной задолженности и задолженности с истекшим сроком исковой давности. Аудитору следует выяснить причины возникновения такой задолженности и уточнить, какие меры были приняты к ее взысканию. При наличии дебиторской задолженности необходимо установить дату и причину ее возникновения.
В случае, если среди контрагентов предприятия есть поставщики-нерезиденты, осуществляющие поставки за иностранную валюту, следует выяснить, как велся учет курсовых разниц, и уточнить, производился ли пересчет остатков по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на отчетную дату.
Основные источники информации для проверки данного раздела учета: договоры с поставщиками и подрядчиками, счета-фактуры, таможенные декларации, накладные на поступившие ТМЦ, акты выполненных работ; документы оплаты поставщикам (кассовые, банковские, акты о взаимозачетах), журналы регистрации счетов-фактур, книга покупок, регистры аналитического и синтетического учета.
Типичные ошибки:
1. В части организации первичного учета:
- арифметические ошибки при фиксировании оперативного факта (при измерении количества, веса, размеров);
- несвоевременная регистрация оперативного факта на носителе информации;
- регистрация хозяйственных операций в документах неунифицированной формы;
- отсутствие необходимых реквизитов, придающих документу юридическую силу;
- нарушения, допущенные при оформлении первичного документа (заполнение средствами, не допускающими их долговременное хранение, нарушения при внесении исправлений);
- отсутствие графиков документооборота;
- ошибки при регистрации документа (количественные или качественные расхождения при переносе данных из документа в учетные регистры);
- несвоевременная регистрация документа в учетном регистре.
2. В части организации бухгалтерского и налогового учета:
- перекрытие задолженности одного контрагента авансами, выданными другому контрагенту (Д-т 60 К-т 60 субсчет «Авансы выданные» или 76);
- несвоевременное списание задолженности в связи с неверным исчислением сроков исковой давности(Д-т 91 К-т 60);
- возмещение входящего НДС по неотфактурованным поставкам;
- отсутствие корректировки по списанным на затраты ТМЦ (работам, услугам), ранее отраженным как неотфактурованные поставки, документы по которым поступили и имеют несоответствия с ранее отраженными в учете показателями;
- возмещение входящего НДС по поставкам, обеспеченным выданными организацией собственными векселями;
- несвоевременное предъявление претензий поставщикам, отражение на счете 76 субсчет «Расчеты по претензиям» нереальных сумм;
- счетные ошибки при исчислении курсовых разниц;
- неправильное отражение на счетах суммовых разниц;
- списание безнадежного долга на счет прочих доходов и расходов при наличии ранее образованного резерва под эту задолженность;
- неправомерное признание задолженности безнадежной и ее списание за счет резерва по сомнительным долгам либо за счет внереализационных расходов (Д-т 63 или 91 К-т 60 субсчет «Авансы выданные»);
- отсутствие аналитического учета по поставщикам, неоплаченным в срок расчетным документам, неотфактурованным поставкам, авансам выданным, выданным векселям.
перечень практических занятий
Тема 1.3. | Работа с отраслевыми нормативными документами по аудиту. |
Тема 2.2. | Разработка программы аудиторской проверки. Составление договора на оказание аудиторских услуг. |
Тема 2.3. | Составление аудиторского заключения. |
Тема 3.1. | Проверка наличных денег в кассе предприятия. Проверка выписок банка с расчетного и валютного счетов. |
Тема 3.2. | Проверка правильности уплаты налогов и сборов. |
Тема 3.3. | Проверка дебиторской и кредиторской задолженности. Проверка расчетов с подотчетными лицами. |
Тема 3.4. | Проверка правильности оценки, переоценки, начисления амортизации. |
Тема 3.5. | Проверка сохранности материальных ценностей на складе по данным инвентаризации. |
Тема 3.6. | Проверка начисления заработной платы, удержаний из заработной платы, расчет к выдаче. Проверка выплаты депонированных сумм. |
Тема 3.7. | Проверка правильности отнесения затрат на основное, вспомогательное, незавершенное производство и определения себестоимости продукции. Проверка определения результата от продажи продукции. |
Тема 3.8. | Проверка правильности формирования уставного капитала и резервов. |
Тема 3.9. | Проверка достоверности финансовых результатов. |
Тема 3.10. | Проверка правильности составления бухгалтерской и налоговой отчетности. |
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
Тема 1.1 | История развития аудита. Этапы становления контроля в России в условиях переходной экономики |
Тема 1.3 | Разработка профессиональных и этических норм для аудиторской деятельности. Этика аудитора |
Тема 2.1 | Понятие аудиторского риска |
Тема 2.2 | Документирование аудита. |
Тема 3.4 | Анализ эффективности использования основных средств |
Тема 3.7 | Аудит затрат на производство продукции |
Тема 3.9 | Аудит правильности формирования резервов |
ТЕСТЫ