IV. Исследование словообразования
1. Образование уменьшительно-ласкательных существительных:
Материал для исследования: слова, предметные картинки.
Инструкция: «Как назвать предмет, если он маленький?»
таз – ухо – лист – снег –
гриб – лиса – дом – окно –
грузовик – солнце – кружка – кольцо –
одеяло – береза – дерево – стакан –
Критерии оценки (для всех заданий):
4 балла – все задания по словообразованию выполнены верно самостоятельно.
3 балла – задания по словообразованию выполнены правильно в пределах 75%, наличие самокоррекции.
2 балла – задания по словообразованию выполнены правильно в пределах 50%, после стимулирующей помощи.
1 балл – задания выполнены правильно в пределах 25%, после стимулирующей помощи. Большинство ответов – неверно образованная форма.
0 баллов – задания выполнены в пределах 10% или не выполнены, отказы выполнения задания.
2. Образование прилагательных.
2.1. Образование относительных прилагательных (из чего сделано?)
Материал для исследования: словосочетания.
Инструкция: «Если предмет сделан из ..., например из стекла, то он какой? – стеклянный».
компот из яблок – лист клена –
горка изо льда – кубик из дерева –
салат из моркови – шишка ели –
суп из грибов – куртка из кожи –
варенье из малины – стакан из стекла –
2.2. Образование качественных прилагательных.
Материал для исследования: слова, словосочетания.
Инструкция: «Какой, ... , например, день, если днем жарко?»
жарко – мороз –
душно – снег –
солнце – дождь –
ветер – туман –
холодно – пасмурно –
Критерии оценки:
4 балла – все задания по словообразованию выполнены верно самостоятельно.
3 балла – задания по словообразованию выполнены правильно в пределах 75%, наличие самокоррекции.
2 балла – задания по словообразованию выполнены правильно в пределах 50%, после стимулирующей помощи.
1 балл – задания выполнены правильно в пределах 25%, после стимулирующей помощи. Большинство ответов – неверно образованная форма.
0 баллов – задания выполнены в пределах 10% или не выполнены, отказы выполнения задания.
2.3. Образование притяжательных прилагательных.
Материал для исследования: слова, словосочетания, предметные картинки
I. Инструкция: «Как сказать: чьи ухо, нос, лапа у животных? Например, кошка – кошачье кошачий кошачья»
ухо нос лапа
медведь – ... ... ...
волк – ... ... ...
белка – ... ... ...
собака – ... ... ...
лиса – ... ... ...
заяц – ... ... ...
лев – ... ... ...
II. Инструкция: «Как сказать: чей дом? Чье гнездо? Чья вещь? Чей след? Например, гнездо орла – орлиное».
# ружье охотника –
# дупло белки –
# клюв птицы –
# берлога медведя –
# хвост рыбы –
# гнездо воробья –
# яйцо курицы –
# следы зайца –
# следы волка –
# свисток милиционера –
2.4. Образование уменьшительно-ласкательных прилагательных.
Материал для исследования: словосочетания, предметные картинки с изображением одинаковых по цвету, но разных по величине предметов.
Инструкция: «Как сказать про маленький предмет? Например, дом желтый, а домик? – желтенький».
# Лиса рыжая, а лисенок –
# Волк серый, а волчонок –
# Шуба пушистая, а шубка –
# Сапоги зеленые, а сапожки –
# Звезда красная, а звездочка –
# Машина белая, а машинка –
# Огурец соленый, а огурчик –
# Яблоко вкусное, а яблочко –
3. Образование названий детенышей животных.
Материал для исследования: слова, предметные картинки с изображением животных и их детенышей.
Инструкция: «Как назвать одного детеныша у животных? Как назвать если их несколько? Например, у овцы – ягненок, а если их несколько, то – ягнята».
один несколько один несколько
у кошки – ... ... у коровы – ... ...
у собаки – ... ... у козы – ... ...
у курицы – ... ... у льва – ... ...
у утки – ... ... у волка – ... ...
у лисы – ... ... у птицы – ... ...
4. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.
Материал для исследования: парные сюжетные картинки с изображением действий: в стадии выполнения и в стадии завершения действия.
Инструкция: «Посмотри на 2 картинки. Где ребенок выполняет действия (задания), а где уже закончил? Как сказать? Например, этот ребенок рисует, а этот уже нарисовал».
# Этот пишет, а этот уже ...
# Этот снимает, а этот уже ...
# Этот вешает, а этот уже ...
# Этот стирает, а этот уже ...
# Этот режет, а этот уже ...
# Этот пилит, а этот уже ...
# Этот льет, а этот уже ...
# Этот ест, а этот уже ...
# Этот умывается, а этот уже ...
# Этот моет, а этот уже ...
5. Словообразование профессий женского рода.
Материал для исследования: слова или предметные картинки с изображением разнообразных профессий.
Инструкция: «Скажи, как будет называться профессия, если ее выполняет женщина?»
# учитель – ...
# певец – ...
# воспитатель – ...
# портной – ...
# продавец – ...
# крановщик – ...
# каменщик – ...
# артист – ...
# повар – ...
# проводник – ...
6. Словообразование по дефиниционному типу.
Материал для исследования: словосочетания, которые нужно заменить одним словом. Например, «чинит сапоги – сапожник», «собирает грибы – грибник», «пилит дрова – пильщик».
Инструкция: «Скажи, как называют человека, который ...?»
# водит машину – ...
# играет в теннис – ...
# водит поезд – ...
# ловит рыбу – ...
# подстригает волосы – ...
# сочиняет стихи – ...
# играет на скрипке – ...
# играет в футбол – ...
# чинит часы – ...
# ведет самолет – ...
7. Дифференциация глаголов, образованных префиксальным способом.
Материал для исследования: сюжетные картинки с изображением действий и пары слов (глаголов).
Сюжетные картинки: Пары слов:
мальчик залез на дерево залез – облез
мальчик перешел дорогу перешел – обошел
заяц обогнал волка прогнал – обогнал
мальчик разбил вазу разбил – пробил
птичка вылетела из клетки влетела – вылетела
дети поливают огород заливают – поливают
мальчик порвал рубашку порвал – сорвал
мама пришила пуговицу пришила – вышила
мама стирает белье моет – стирает
мальчик спускается по лестнице поднимается – спускается
Инструкции:
1. Посмотри на картинку.
2. Послушай два слова. Одно из них подходит к картинке, например, на картинке девочка развесила белье. Два слова – «развесила» – «обвесила», какое слово подходит?
3. Назови слово.
4. Произнеси все предложение.
Для иллюстрации результатов исследования словаря приводим график № 5, на котором отражается степень сформированности пассивного и активного словаря, состояние семантической структуры слова и лексической системности, а также специфика словообразовательных процессов у ребенка со стертой дизартрией и общим недоразвитием речи III уровня, обучающегося в логопедической группе по программе ОНР (возраст 6 лет 3 мес.).
График № 5