Методы социологического исследования: наблюдение и опрос.
Методы социологических исследований (М.с.и.) – способы построения и обоснования социологического знания; совокупность приемов процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной действительности. М.с.и. включают: методы сбора информации (наблюдение, опрос, анализ документов, эксперимент и др.); методы обработки и анализа данных (факторный, латентно-структурный, корреляционный, ранжирование, шкалирование, индексирование и т.д.); методы построения теории: (дедуктивный, индуктивный, сравнительный, причинный, структурно-функциональный, генетический и др.).
Таким образом, соответственно обычно выделяют три уровня социологического знания: эмпирический; уровень обработки результатов; уровень теоретических построений. Необходимо отметить, что на теоретическом уровне в социологической науке будут применяться общенаучные методы с некоторой спецификой социально-гуманитарной методики. На уровне обработки результатов уже будет присутствовать методология, на которую социология оказала влияние. На эмпирическом уровне социологии даже методы, применяемые в науке повсеместно, будут специфичны, а некоторые уникальны.
К одним из самых распространенных в эмпирическом уровне социологии методов можно отнести наблюдение и опрос.
Наблюдение – один из методов сбора информации в социологии. Осуществляется путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условиях. Различают невключенное наблюдение – когда ведущий сбор информации учёный не находится в непосредственном контакте с исследуемой группой, и включенное, когда он становится членом коллектива.
Опрос – один из наиболее распространенных методов сбора информации в социологии посредством обращения с вопросами к определенной группе людей (респондентов). Опросы бывают: письменные (анкетирование), устные (интервьюирование), очные и заочные, выборочные и сплошные (референдум), общенациональные, региональные, локальные.