Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.

 

Эконо­мика, социальные отношения и культура – всё это подсистемы общества, они взаимно влияют друг на друга и отражаются друг в друге.

Для К. Маркса область духовной культуры полностью определяется способом материального производства («базисом»). «Надстройка» в обществе – это право, искусство, идеология (религия), философия и т.д. Например, для античного общества основа экономики – рабский труд. Подобные экономические отношения, выступая как базис, порождают римское право, в котором собственность трактуется как результат насилия или общественного договора и где закрепляется возможность человека выступать товаром, собственностью. В области морали подобное положение вещей предстает в качестве заповеди не желать жены ближнего твоего, ни раба, ни осла и другой собственности. В социологии также распространена другая точка зрения. Её первым лучше всех выразил Вебер. Согласно ему культура может служить фактором, определяющим экономические отношения. Например, он считает, что формированию американского общества в развитый капиталистический социум содействовали протестантские убеждения его основателей (в работе «Протестантская этика и дух капитализма»).

Н. Смелзер выделяет три типа экономик, функционировавших в XX веке: капитализм, демократический социализм и «коммунизм» (экономика советского типа). Капитализм - система, основанная на частной собственности, демократический социализм - смешанная система, а «коммунизм» - целиком основан на общественной собственности. Ка­питализм обуславливает господство крупных собственников. Смешанная эконо­мика ведет к доминированию среднего класса. «Коммунизм» устанавливает гос­подство номенклатуры. Культура, являясь продуктом длительной исторической эволюции, все же отражает перемены в экономике, активно воздействует на нее и модифицирует.