Цистерны вспомогательного балласта.

На практике лодка имеет остаточную плавучесть, то есть существует разница между объёмом ЦГБ и объёмом воды, которую нужно принять для полного погружения. Эта разница компенсируется с помощью цистерн вспомогательного балласта. Прием или откачка воды в уравнительную цистерну погашает остаточную плавучесть.

 

Для компенсации продольных смещений грузов используются дифферентные цистерны — носовая и кормовая. Прием / откачка вспомогательного балласта и его перекачка между дифферентными цистернами с целью добиться равновесия погруженной ПЛ на ровном киле называется дифферентовкой.

Практически, невозможно принять в уравнительную цистерну ровно столько, чтобы лодка без хода «зависла» на постоянной глубине. Постоянно требуется или принимать, или откачивать балласт в уравнительную цистерну или из нее. На современных ПЛ для этой цели имеется автомат— стабилизатор глубины.

Для обеспечения срочного погружения, используют цистерну быстрого погружения (ЦБП). Её объём не входит в расчётный запас плавучести, то есть приняв в неё балласт, лодка становится тяжелее окружающей воды, что помогает «провалиться» на глубину. После этого цистерна быстрого погружения немедленно продувается. Она находится в прочном корпусе и выполняется прочной.

В боевой обстановке (в том числе на боевой службе и в походе) немедленно после всплытия лодка принимает воду в ЦБП, и компенсирует её вес, поддувая главный балласт — сохраняя некоторое избыточное давление в ЦГБ. Таким образом, лодка находится в немедленной готовности к срочному погружению.

Специальные цистерны.

Торпедо- и ракетозаместительные цистерны. Предназначены для сохранения общей нагрузки после выхода торпед или ракет из ТА / шахт, и предотвращения самопроизвольного всплытия, поступившую в них воду (около тонны на каждую торпеду, десятки тонн на ракету) не откачивают за борт, а сливают в специально предназначенные цистерны. Это позволяет не нарушать работу ЦГБ и ограничить объём уравнительной цистерны.

 

Цистерны кольцевого зазора. Между торпедой (ракетой) и стенкой торпедного аппарата (шахты) всегда имеется зазор, особенно в головной и хвостовой частях. Перед выстрелом наружную крышку торпедного аппарата (шахты) нужно открыть. Сделать это можно, только сравняв давление за бортом и внутри, то есть заполнив ТА (шахту) водой, сообщающейся с забортной. Но если впустить воду непосредственно из-за борта, дифферентовка будет сбита — прямо перед выстрелом. Чтобы этого избежать, воду, необходимую для заполнения зазора, хранят в специальных цистернах кольцевого зазора (ЦКЗ). Они находятся вблизи ТА или шахт, и заполняются из уравнительной цистерны. После этого для выравнивания давления достаточно перепустить воду из ЦКЗ в ТА, и открыть забортный клапан.

 

 

 
 
Эволюция конструктивного исполнения корпусов ПЛ

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поколение АПЛ Особенности конструкции корпуса ПЛ
США СССР, Россия
1 поколение "Nautilus", "Seawolf" ("Skate")) Пр. 627, 658,659, 645   1. Корпус смешанного типа: на большей части длины -однокорпусная конструкция, а двухкорпусная сохранялась в районе носовых торпедных отсеков и турбинного отсека ("Nautilus" и "Seawolf" или кормового торпедного отсека ("Skate")). 2. Корпуса АПЛ и надстройки выполнены по типу корпуса ДЭПЛ "Tang". 1. Архитектурно-конструктивное исполнение: двухкорпус-ная АПЛ. 2. Форма корпуса - близкая к осесимметричной, с обтекае-мым каплеобразным носом. В кормовой части обводы поперечных сечений становились эллиптическими и постепенно сводились к плоским. 3. Новая форма ограждения рубки, которая в советском кораблестроении получила наименование "лимузинной", отличающемуся соотношением высоты к длине меньше единицы и плавным переходом крыши в наклонную кормовую кромку. Для такой формы характерно объемное обтекание и низкий коэффициент сопротивления. 4. Сокращение количества плохообтекаемых деталей на корпусе (кнехтов, киповых планок, леерных стоек и т.п.)
2 поколение Skipjack" "Thresher" "Sturgeon" Дж. Вашингтон Пр. 671 Пр. 670 Пр. 705 Пр.661 Пр.667А, 667Б, 667БД, 667БДР 1. Смешанный архитектурно-конструктивный тип с долей однокорпусных участков до 50% длины. 2. Корпус в виде тела вращения «дирижабельной формы». 3. Носовая часть в виде эллипсоида вращения, полнота которого определяется габаритами ГАС и размещением ТА. 4. Конусообразная кормовая часть, форма которой адаптирована под оптимальную работу гребного винта. 5. Одновальная ГЭУ. 6. Удалены плохообтекаемые конструкции. 7. Крестообразное кормовое оперение. 8. Рубочные горизонтальные рули. 9. Крыловидный тип ограждения рубки. 1. Двухкорпусная архитектура корпуса. 2. «Лимузинное» ограждение рубки. 3. Буксируемая ГАС. 4. Всплывающее спасательное устройство (ВСУ), всплы-вающая спасательная камера.    
3 поколение Лос-Анджелес Огайо Пр. 945, 971, 667БДРМ 1. Однокорпусная. На всем протяжении их прочного корпуса отсутствует как легкий корпус, так и надстройка. Цистерны главного балласта окончательно разделились на носовую и кормовую группы и разместились в оконечностях. 2. Отказ с 1986 г. от рубочных рулей и установка убирающихся носовых горизонтальных рулей. 3. Деление прочного корпуса двумя межотсечными переборками с выделением реакторного отсека. 4. Резкое увеличение водоизмещения на 50-100% по сравнению со 2-м поколением.   1. Двухкорпусная архитектура корпуса. 2. «Лимузинное» ограждение рубки. 3. Буксируемая ГАС. 4. Всплывающая спасательная камера. 5. Резкое увеличение водоизмещения на 50-100% по сравнению со 2-м поколением.  
4 поколение Seawolf, Вирджиния Ясень, Борей 1. Однокорпусная архитектура. 2. "Прилив" в носовой части ограждения рубки — обтекатель, препятствующий интенсивному образованию подпорного вихря, который формируется у носового притыкання ограждения рубки к корпусу. 1. Двухкорпусная архитектура корпуса. 2. Одновальная ГЭУ. 3. Резкое уменьшение местных гидродинамических сопротивлений на корпусе ПЛ.