Особенности логопедической работы по преодолению дизартрических нарушений речи при ДЦП

Знание особенностей речевых нарушений у детей с цереб­ральным параличом позволяет сформулировать основные положения, определяющие последовательность и систему коррекционно-логопедической работы при ДЦП.

Важно постоянно учитывать взаимовлияние речевых двигательных и психических нарушений в динамике развития ребенка. Вследствие этого логопедическая работа направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех ее сторон (лексики, грамматики, фонетики), сенсорных и психических функций. Таким образом осуще­ствляется формирование речи как целостной психической деятельности.

Речевая терапия основана на тесном единстве с лечеб­ными мероприятиями, направленными на развитие дви­гательных функции. Сочетание логопедической работы с медицинскими мероприятиями (медикаментозное и фи­зиотерапевтическое лечение, ЛФК и др.) является важным условием комплексного воздействия специалистов меди­ко-педагогического блока. Необходима согласованность действий логопеда-дефектолога, невропатолога, врача ЛФК и их общая позиция при обследовании, постановке диагноза и медико-педагогической коррекции. С целью подбора наиболее эффективных и адекватных приемов коррекции важно учитывать взаимосвязь речевых и дви­гательных расстройств при ДЦП, общность поражения ар­тикуляционной и общей моторики. Например, необходи­мо подавлять патологическую рефлекторную активность как в речевой, так и в скелетной мускулатуре.

Необходимо одновременное развитие и коррекция нару­шений артикуляционной моторики и функциональных воз­можностей кистей и пальцев рук. Это связано с положением об анатомической близости корковых зон иннервации рече­вого аппарата с зонами иннервации мышц рук, особенно кисти и большого пальца. При ДЦП тяжесть нарушений ар­тикуляционной моторики обычно коррелирует с тяжестью нарушений функции рук.

Очень важна стимуляция двигательно-кинестетического анализатора, что позволит сформировать управление арти­куляционным праксисом (умение выполнять целенаправ­ленные артикуляционные действия), развить навыки само­контроля и адекватной самооценки действий, которые совершает ребенок (кинестетическое ощущение артикуляци­онной позы). При этом необходима опора на другие анализа­торы (на зрительный — при выполнении артикуляционных упражнений перед зеркалом; на слуховой — когда движе­ния сопровождаются четкой речевой инструкцией).

Необходимо гибкое сочетание различных видов и форм коррекционно-логопедической работы (индивидуальных, подгрупповых, фронтальных).