Логопедические работы для уменьшения проявления гиперкинеза в речевой мускулатуре

Перед планированием логопедической работы с детьми, страдающими гиперкинезом речевой мускулатуры, необхо­димо выяснить нейродинамический характер его проявле­ний: его постоянство, частоту, ритмичность, преобладание в покое или при движениях рта и конечностей, зависимость от силовой нагрузки, степени утомления, эмоционального напряжения, фазы выполнения движения (в период вклю­чения в него, выключения, в процессе движения). Обратное развитие гиперкинеза артикуляционных мышц проходит более эффективно только на фоне физиотерапевтических и медикаментозных процедур. Обычно при хореическом ги­перкинезе способность к активным движениям как в мими­ческой, так и в язычной мускулатуре сохранена, однако тра­ектория этих движений неузнаваемо искажена (плавность и соразмерность последовательных речевых артикуляций затруднены), поэтому произношение при этом искажается. При атетоидных гиперкинезах может страдать не только траектория, но и амплитуда движения, что обусловлено атетоидным спазмом.

При формировании активных движений у детей с гипер­кинезом необходимо в первую очередь обеспечить средства­ми ЛФК большую координированность артикуляционных органов во время речи, выработать плавность и дифференцированность движений.

При атетоидном гиперкинезе формирование активных Движений напоминает восстановительную работу при тони­ческих расстройствах. Прежде чем приступить к массажу и пассивной гимнастике детей, следует обучать принимать позу покоя. При использовании рефлекс-запрещающей по­зиции методики Бобатт, помогающей обеспечить более спо­койный фон для целенаправленных логопедических заня­тий, нужно проконсультироваться с врачом по лечебной физкультуре или невропатологом. Если ребенок не нужда­ется в специальных позициях тела, то его положение фик­сируют в особом стуле, фиксационные бинты и ремни подго­тавливаются методистом лечебной физкультуры. Ребенка усаживают на таком стуле, фиксируют голову руками и при­ступают к психотерапевтическому воздействию, основная цель которого — снять мышечное беспокойство и напряже­ние в возможных пределах и привести ребенка в состояние эмоционального покоя. Подобного состояния можно добить­ся объяснением, стимулирующим расслабление мышц шеи, конечностей, ротовой полости, дыхательной мускулатуры. Голос логопеда в зависимости от цели воздействия должен быть спокойным и властным, мягким и жестким, но без из­лишних звонких модуляционных переходов. Содержание речи логопеда очень простое, речевые инструкции повторя­ются, меняется лишь эмоциональный фон.

После этого переходят к пассивным поворотам головы в любом направлении с одновременной фиксацией раздра­жимых областей, затем к активным поворотам и наклонам головы, синхронно с движениями глаз. Эти упражнения в пассивных и активных поворотах головы надо продолжать до тех пор, пока не будут исключены синкинезии при актив­ных движениях головы.

Таким образом, нормализация исходного состояния вклю­чала три типа упражнений с целью выработки позы сидения, позиции головы и лицевой мускулатуры. Все три позиций ребенок должен научиться сохранять самостоятельно при кинестетическом и зрительном контроле.

Пассивные движения. Во время и вне речи ребенка произ­водят пассивные упражнения двух видов: статические и дина­мические. Это вызвано большим количеством насильственных движений и синкинезии в оральной и скелетно-мышечной мус­кулатуре при гиперкинезе. Логопеду, вырабатывающему нормированные синергии речевых артикуляций, необходимо попытаться исключить из речедвигательного процесса добавочные, наслаивающиеся движения, а нужным движениям придать правильные траекторию и амплитуду.

Фиксирующие движения логопедом проводятся во время речи примерно так же, как и при спастико-ригидном синд­роме: пока ребенок говорит, логопед затормаживает насиль­ственные повороты головы, челюстей, губ, приведение и от­ведение рук, ног, вращения туловища.

Фиксирующие упражнения вне речи ребенка по сравне­нию с таковыми при других синдромах проводятся более длительно (от 10 до 20 сек). Сразу же после проведения пас­сивных движений у ребенка проверяют возможность само­стоятельного управления нужной позицией при общем по­кое и при включении в движение.

Управляемые логопедом динамические пассивные движе­ния во время речи в основном направлены на изменение амп­литуды движений челюсти, губ, языка, которые у ребенка ис­кажены и затрудняют понимание его речи. Проводятся они следующим образом: ребенок произносит определенный текст, заранее известный логопеду (чтобы он мог прогнозировать пос­ледующие движения). В зависимости от формы и интенсивно­сти гиперкинеза логопед для каждого ребенка выбирает ту или иную технику проведения пассивных приемов. При хореичес­ких гиперкинезах важно крепко фиксировать нужную мыш­цу, а при атетоидных следует одновременно поглаживать це­левую и фиксирующие мышцы. У детей с атетоидными гиперкинезами при пассивных движениях допускаются глу­бокие надавливания и растирания с перемещением тканей, напоминающие движения скульптора при лепке.

Если логопед правильно рассчитал временную нагруз­ку при пассивных упражнениях (время фиксации, паузы, чередования движений), даже после одного занятия ему Удается достичь улучшения активных движений после со­ответствующих пассивных. Пассивными движениями от­рабатывается синхронность движений челюсти и губ, че­люсти и языка, челюсти и головы. Именно эти отделы при гиперкинезах чаще двигаются разобщенно и включают в деятельность огромное количество синкинезии.

Управление движениями оральной мускулатуры после Лечебной логопедической физкультуры переводится в уп­равление артикуляционной моторикой во время произнесения.

При этом лучше предлагать ребенку произносить ряд слогов с губными, губно-зубными, призубными, задненебными со­гласными.

Восстановительная работа по уменьшению атаксии.

... Массаж и активную гимнастику при атаксии следует проводить менее длительно, чем при других неврологических синдромах. Во многих случаях дети выполняют активные дви­жения неплохо, но в процессе речи, когда требуется точность, соразмерность движений, координация их нарушается- Поэто­му тренировать у них управление движениями следует не путем активной гимнастики, а после игр с предметами — ме­тодом слоговых упражнений. Слоговые упражнения — один из лучших методов формирования артикуляционных движе­ний необходимого качества. При атактических нарушениях важно в различных типах слогов отработать произнесение всех смычных, сонорных и затем щелевых звуков.