Изучение и поиск коммерческих партнеров по закупке товаров. Классификация поставщиков. Контроль и учет поступления товаров от поставщиков

 

Для успешного выполнения коммерческих операций по закупкам товаров оптовые базы должны систематически заниматься выявлением и изучением источников закупки и поставщиков товаров. Коммерческие работники должны хорошо знать свой экономический район и его природные богатства, промышленность, сельское хозяйство, производственные возможности и ассортимент вырабатываемых изделий на промышленных предприятиях.

К источникам поступления товаров относят отрасли народного хозяйства, вырабатывающие различные товары народного потребления. Отрасль хозяйства- группа предприятий выпускающих однородную продукцию и имеющих сходные процессы производства. Все отрасли делят на две сферы – производственную и непроизводственную. Отрасли производственной сферы производят материальные ценности, к ним относят: промышленность (предприятия легкой, пищевой, мясомолочной продукции, рыбного хозяйства, ВПК, тяжелой промышленности), сельское хозяйство, транспорт, строительство, и др.).

К поставщикам товаров относят конкретные предприятия различных источников поступления, т. е. тех или иных отраслей народного хозяйства, различных сфер производственно-экономической деятельности, вырабатывающих товары и услуги.

Учитывая большое многообразие поставщиков товаров, их можно классифицировать на несколько групп по различным признакам (функциональным, территориальным, формам собственности, ведомственной принадлежности и др.).

1. По функциональному признаку

1.1. Поставщики-изготовители – производственные предприятия, фирмы, частные предприниматели и т. д., выпускающие товары потребительского назначения различного ассортимента для удовлетворения спроса: потребителей.

1.2. Поставщики – посредники - они закупают товары у поставщиков-изготовителей, а также у оптовых посредников и реализуют их оптовым покупателям (розничным торговым предприятиям, агентам, брокерам, розничным торговцам и т. д.).

Поставщиками – оптовыми предприятиями, могут быть оптовые предприятия общенационального (федерального) и регионального уровней различного товарного ассортимента (специализации), составляющие основу оптовой структуры на потребительском рынке, оптовые посредники (предприятия-брокеры, предприятия-агенты, дилеры) а также организаторы оптового оборота (оптовые ярмарки, аукционы, товарные биржи, оптовые и мелкооптовые рынки, магазины-склады и т. п.).

2. По территориальному признаку поставщики товаров могут быть

2.1. местными (внутриобластными),

2.2. внеобластными;

2.3. республиканскими;

2.4. внереспубликанскими.

Оптовые предприятия чаще всего закупают товары у внеобластных и внереспубликанских поставщиков, учитывая, что не во всех областях и республиках развито производство тех или иных товаров и их приходится завозить. Местные поставщики-изготовители зачастую поставляют товары непосредственно розничным торговым предприятиям, минуя оптовые базы.

3. По ведомственной принадлежности

3.1.внутрисистемных (относящихся к той же системе, в которую входят и оптовые покупатели)

3.2. внесистемных (все остальные) поставщиков.

4. По форме собственности поставщики могут быть частными, государственными, муниципальными, кооперативными и иных форм собственности.

Изучая источники закупок товаров, коммерческие работники учитывают при выборе поставщиков следующие основные факторы:

- ассортимент и размер партии предлагаемых товаров;

- уровень цен и наценок;

- гарантированность наличия товаров у поставщика;

- качество товаров;

- месторасположение складов оптового предприятия;

- наличие транспорта и др.

Организация учета и контроля за оптовыми закупками – важная часть коммерческой работы. Целью оперативного учета и контроля оптовых закупок является осуществление повседневного наблюдения за ходом выполнения поставщиками договоров поставки для обеспечения своевременного и бесперебойного поступления товаров в согласованном ассортименте, надлежащего качества и количества. Учет выполнения договоров поставки может осуществляться в электронном виде или журналах, где фиксируются сведения о фактической отгрузке и поступлении товаров и выявляются случаи нарушения поставщиками договоров. Все это необходимо для своевременного предъявления поставщикам претензий.

Исполнение договоров поставки контролируется по общему объему, ассортименту, срокам поставки, качеству и комплектности, соблюдению расчетных условий.

Контролируют вопросы организации оборота тары, выполнение условий отгрузки, правильное оформление сопроводительных документов.