Организация разработки стандарта

Основной формой планирования разработки стандартов в организации является перспективный план разработки документов.

В особых случаях, определяемых заказчиком, когда разработка стандарта должна быть произведена в кратчайшие сроки, она осуществляется вне плана.

 

Организация разработки стандарта включает в себя согласование объёмов работ и заключение в установленном порядке договоров на их выполнение между заказчиком, разработчиком и соисполнителями.

При заключении договора заказчик, как правило, утверждает техническое

задание на разработку стандарта.

В техническом задании должны быть указаны основные цели и задачи разработки, этапы работы и сроки их выполнения, организация-разработчик, организации –

соисполнители (далее также соисполнители), необходимость проведения экспертизы проекта стандарта, а также структурные подразделения и заинтересованные организации,

которым документ направляется на согласование.

 

В тех случаях, когда по соответствующему направлению стандартизации национальным органом Российской Федерации по стандартизации создан технический комитет по стандартизации (ТК), в техническом задании по решению заказчика может предусматриваться представление проекта стандарта в ТК на экспертизу.

Информация о начале разработки стандарта (после заключения соответствующих договоров) направляется в структурное подразделение, осуществляющую научно-методическое обеспечение работ по стандартизации в организации, для публикации в информационной системе.

На основе этой публикации заинтересованные структурные подразделения и

сторонние организации, которым проект стандарта в соответствии с требованиями технического задания не направлялся в обязательном порядке, могут представить разработчику заявки о направлении им на отзыв проекта стандарта (первой редакции).

 

 

Разработка проекта стандарта организуется разработчиком и соисполнителями в согласованном между ними порядке, обеспечивающем качественную подготовку стандарта в сроки, установленные договором. Подготовленный проект стандарта и пояснительную записку разработчик рассылает на отзыв.

Замечания и предложения по проекту стандарта направляют разработчику не позднее, чем через два месяца со дня получения проекта, если не установлен иной срок. При отсутствии замечаний и предложений каких-либо организаций, которым проект стандарта направлялся на отзыв, его разработку продолжают в соответствии с календарным планом.

Подготовку проекта стандарта для представления заказчику осуществляют с

учётом полученных замечаний. На основании полученных замечаний и предложений

разработчик формирует сводку отзывов. Сводка отзывов должна быть направлена в

адрес всех заинтересованных организаций, от которых поступили замечания и предложения.

При наличии разногласий разработчик для рассмотрения замечаний и предложений по проекту стандарта проводит согласительное совещание с ответственными

представителями заинтересованных организаций. Принятые на совещании решения

оформляются протоколом и отражаются в сводке отзывов.

Заключение по проекту стандарта, подготовленное национальным ТК по стандартизации, учитывается разработчиком при подготовке проекта стандарта к представлению заказчику.

Разногласия, возникшие при согласовании проекта стандарта, оформляют протоколом согласительного совещания. Окончательное решение по возникшим разногласиям принимает заказчик.

Проект стандарта в окончательной редакции после процедур согласования разработчик представляет заказчику в двух экземплярах с сопроводительным письмом и следующей документацией в одном экземпляре:

- пояснительная записка к окончательной редакции проекта стандарта с обоснованиями, данными об использованных результатах научно - исследовательских работ и о результатах сопоставления стандарта с национальными, межгосударственными, международными и зарубежными стандартами;

- сводка отзывовпо последней редакции проекта стандарта, направлявшейся на отзыв;

- протокол согласительного совещания (если такое совещание проводилось);

- заключение по проекту стандарта, подготовленное ТК, а также другими организациями (при наличии);

- копия утвержденного технического задания;

- проект организационно-распорядительного документа об утверждении и введении в действие стандарта организации;

- проект плана мероприятий по внедрению стандарта (при необходимости);

 

- отчет о НИР (при разработке стандарта в рамках НИР);

- проект списка структурных подразделений и организаций для рассылки стандарта.

Проект стандарта в окончательной редакции представляется также на электронномносителе.

При регистрации стандартаему присваивают обозначение, состоящее из следующих реквизитов:

- индекса организации;

- отделённого от него интервалом регистрационного номера стандарта;

- отделённых от него тире четырёх цифр года утверждения стандарта.

Пример - СТО Газпром 25-2004 – обозначение стандарта ОАО «Газпром».

Регистрационные номера вновь разработанным стандартам присваивают в порядке возрастания номеров по мере их регистрации. При отмене стандарта его регистрационный номер другому стандарту не присваивают, за исключением случая, когда отмена стандарта обусловлена его пересмотром.

Ведение информационного фонда документов системы стандартизации возлагается на соответствующее подразделение организации.

 

3.13 Стандартизация услуг в России

3.13.1 На рисунке 17, представленном ниже, показана отечественная классификация услуг (работ).

Приведенная классификация услуг еще не гармонизирована с международной классификацией, но она постоянно совершенствуется с регулярно появляющимися новыми видами услуг в современной российской практике сертификации.

Для классификации услуг населению разработан общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) входит в Единую систему классификации и кодирования технико—экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭСИ).

Данный классификатор решает следующие задачи:

- повышение эффективности стандартизации услуг населению;

- сертификация и лицензирование услуг для выполнения обязательных требований

по безопасности жизни и здоровья людей, имущества физических и юридических лиц, государственного муниципального имущества и окружающей среды;

- обеспечение эффективного использования вычислительной техники;

- утверждение необходимого объема услуг населению;

- анализ предъявляемого населением спроса на услуги;

- обеспечение населению услуг предприятий и организаций различными организационно—правовыми формами;

- обеспечение соответствия услуг новым социально – экономическим условиям

Российской Федерации.

 

Рисунок 17 - Современная классификация услуг (работ)

 

Общероссийский классификатор услуг населению предназначен для классификации услуг, которые предоставляются населению различными организациями и частными

 

return false">ссылка скрыта

лицами. Для предоставления услуг могут быть использованы различные методы и приемы обслуживания.

Классификатор имеет иерархическую структуру. Все объекты классификации подразделяются на однородные группы.

По номенклатуре услуг производству имеются утвержденные системы сертификации и разработаны нормативные документы.

В стадии разработки находятся системы сертификации услуг розничной торговли и парикмахерских услуг.

 

Вне сферы обязательной сертификации из-за отсутствия нормативной базы пока остаются такие важнейшие услуги, как услуги рынков и медицинские услуги.

Разработано большое число документов для сертификации услуг автосервиса и химчистки.

Тем не менее, в целом нормативное обеспечение сертификации услуг (работ) еще находится на стадии формирования.

 

3.14 Стандарты на системы качества

3.14.1 Система качества – совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством.

Система качества – это, прежде всего такой способ организации дела на предприятии, который позволяет поставлять потребителю продукцию, которая отвечает его требованиям.

Современная система качества основывается на двух подходах: техническом (инженерном) и управленческом (административном).

Технический подход базируется на требованиях стандартов на продукцию и предусматривает применение статистических методов, методов метрологии и других

научных методов, используемых для оценки стабильности производственных процессов и обеспечения достоверности результатов измерений, контроля и испытаний продукции.

Управленческий подход базируется на требованияхстандартов ИСОсерии

9000, принципах и методах менеджмента – координированнойдеятельности по руководству и управлению организацией. В широком смысле она охватывает структуру организации, документацию, производственные процессы и ресурсы для достижения целей в

области качества продукции и удовлетворения требований потребителей.

3.14.2 В качестве нормативных документов, на соответствие которым про­водится сертификация, в Регистре используются государственные стан­дарты серии 40.000, представляющие собой принятые за основу («мето­дом обложки») международные стандарты ИСО:

- ГОСТ Р ИСО 9001-96 «Система качества. Модель обеспечения ка­чества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и об­служивании»;

- ГОСТ Р ИСО 9002-96 «Система качества. Модель обеспечения ка­чества при производстве, монтаже и обслуживании»;

- ГОСТ Р ИСО 9003-96 «Система качества. Модель обеспечения ка­чества при контроле и испытаниях готовой продукции».

В версии 2001г. в РФ приняты следующие стандарты ИСО:

- ГОСТ Р ИСО 9000 – 2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»;

- ГОСТ Р ИСО 9001 – 2001 «Системы менеджмента качества. Требования»;

 

- ГОСТ Р ИСО 9004 – 2001 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности».

Последующие редакции международных стандартов серии ИСО 9000 состоят из ряда

стандартов, в которых заложены 8 принципов менеджмента качества.

Принцип 1. Организация ориентирована на потребителя.

Принцип 2. Роль руководства в управлении качеством.

Принцип 3. Вовлечение работников в улучшение качества.

Принцип 4. Подход к управлению качеством как к процессу.

Принцип 5. Системный подход к управлению.

Принцип 6. Постоянное улучшение.

Принцип 7. Принятие решений, основанных на фактах.

Принцип 8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Для организационно – практической деятельности по сертификации систем качества в РФ введен в действие ГОСТ Р 40.001 – 95 «Правила по проведению сертификации систем качества в РФ». Соблюдение этих правил является обязательным условием регистрации в Государственном реестре систем сертификации и знаков соответствия.

Утвержден блок государственных стандартов, ставших нормативно-методической основой регистра систем качества:

ГОСТ Р 40.002-2000 «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Основные положения»;

ГОСТ Р 40.003-2000 «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок проведения сертификации систем качества и производства»;

ГОСТ Р 40.005-2000 «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Инспекционный контроль за сертифицированными системами качества и производствами».

Требования к сертифицируемым производствам регламентируют стандарты

серии ИСО 9000 и ГОСТ Р 40.003 – 2000.

 

3.15 Совершенствование стандартизации систем обеспечения качества

3.15.1 Стандарты ИСО серии 9000 сформулировали концепцию универсального управления качеством, отличительной особенностью которой стала сертификация производств. Качество прошло путь от приемочного контроля продукции (начало прошлого века) через ее сертификацию (1950 – е годы), сертификацию производства (1980 – е годы) к сертификации менеджмента качества в концепции TQM (с 1990 – х годов), т.е. от контроля к обеспечению.

Дальнейшее совершенствование понимания, оценки, обеспечения и гарантирования качества идет по пути расширения масштабов работ в этой области, повышения безопасности производств для окружающей среды, учета специализации различных областей

 

деятельности и представления результатов качества всему обществу по всем направлениям жизнедеятельности.

Несмотря на успехи тех, кто использует системы качества по стандартам ИСО 9000, все большее значение в промышленности придается развитию систем качества путем реализации принципа TQM (англ. Total Quality Management) – всеобщего менеджмента качества.

Этот принцип был заложен в 90-е годы ХХ века. В стандартах ИСО 9000 в версии 2001 года используется ряд принципов TQM. Стандарты новой версиибудут совместимы со стандартами ИСО серии 14000 на системы управления окружающей средой.

 

3.16 Единая система классификаций и кодирования технико – экономической и социальной информации (ЕСКК ТЕСИ)

3.16.1Методам классификации информации в современных условиях построенияинформационного общества и интеграции Российской Федерации в мировую экономику должно уделяться много внимания.

В связи с этим в России была принята Государственная программа перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики.

3.16.1 Общероссийские классификаторы представляют собой главный способсогласования различного рода информации, используемой разными ведомствами.

Также важно чтобы классификаторы Федеральных органов управления и международных организаций, международные и региональные информационные системымогли быть беспрепятственно сопоставимы.

Для этого в России разрабатывается Единая система классификации и кодирования технико—экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭСИ), компонентами которой являются общероссийские классификаторы технико—экономической и социальной информации, а также нормативные документы по их разработке, ведению и применению.

Объектами классификации и кодирования в ЕСКК выступают: статистическая

информация, макроэкономическая финансовая и правоохранительная деятельность, банковское дело, бухгалтерский учет, стандартизация, сертификация, производство продукции, предоставление услуг, таможенное дело, торговля и внешнеэкономическая деятельность.

Общее руководство и координацию работ по созданию ЕСКК осуществляют Росстандарт и Росстатагентство.

Научная часть этой работы ведется Всероссийским научно-исследовательским институтом классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ).

 

Порядок проведения работ по классификации и кодиро­ванию информации регламентирован комплексом государ­ственных стандартов — Единой системой классификации и кодирования технико-экономической и социальной инфор­мации (ЕСКК ТЭСИ).

В зависимости от уровня утверждения и сферы приме­нения разрабатываются

классификаторы следующих кате­горий:

- общероссийский;

- отраслевые;

- предприятий (объединений, организаций, ассоциаций и т.д.).

Действующие общероссийские классификаторы приняты Росстандартом.

Действующие общероссийские классификаторы:

-Общероссийский классификатор организационно—правовых форм (ОКОПФ);

- Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления(ОКОГУ);

-Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ);

- Общероссийский классификатор валют (ОКБ);

- Общероссийский классификатор экономических регионов (ОКЭР);

- Общероссийский классификатор продукции (ОКП);

- Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП)

- Общероссийский классификатор объектов административно - территориального деления (ОКАТО);

- Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ);

- Общероссийский классификатор начального профессионального образования

(ОКНПО);

- Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД);

- Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения (ОКИСЗН)

- Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН);

- Общероссийский классификатор стандартов (ОКС);

- Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР);

- Общероссийский классификатор единиц измерения (ОКЕИ);

- Общероссийский классификатор специальностей высшей научной классификации (ОКСБНК).

 

3.17 Информационное обеспечение стандартизации в России

3.17.1 Информационное обеспечение стандартизации в России. В России информационное обеспечение организовано на базе положений Закона "О техническом регулировании".

 

Закон исходит из того, что официальная информация о разрабатываемых и принятых нормативных документах, в том числе и международных, должна быть доступна заинтересованным организациям и лицам в той части, которая не рассматривается как государственная тайна.

Исключительное право опубликования государственных стандартов принадлежит государственным органам управления, утвердившим эти нормативные документы, причем порядок опубликования определяется Правительством РФ.

Росстанадарту предоставлено исключительное право официального опубликования информации, касающейся продукции и услуг, сертифицированных и маркированных знаком соответствия государственным стандартам.

Все субъекты хозяйственной деятельности, которые принимают нормативные документы, ведут информационные фонды и сами представляют на договорной основе

документы и сведения о них заинтересованным юридическим и физическим лицам.

3.17.2 Росстандарт организует публикацию официальной информации о российских, международных, региональных, национальных нормативных документах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации, ведет Федеральный информационный фонд стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации, международных региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов зарубежных стран.

Головной институт в области информационного обеспечения — ВНИИКИ РФ (Всероссийский научно-исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству), который ведет фонд отечественных, международных, региональных и зарубежных стандартов, а также имеет автоматизированные банки данных.

ВНИИКИ выполняет функцию национального информационного центра ИСОНЕТ.

Участие в ИСОНЕТ имеет для РФ весьма важное значение, так как дает возможность безвозмездно получать регулярную информацию о национальных стандартах зарубежных стран, а также сами стандарты развитых стран, что является необходимой информацией для ТК по стандартизации.

В целях совершенствования системы информационного обеспечения создан Информационный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации (ИНФКОС).

Главная цель ИНФКОС — научно-методическое и практическое руководство работами по информационному обеспечению стандартизации, сертификации и метрологии в стране на базе Федерального фонда стандартов и автоматизированных банков данных.

 

ИНФКОС взаимодействует с отечественными и национальными органами стран СНГ, Балтии и Закавказья, решая задачи координации деятельности информационных служб, интеграции научных достижений и производства, содействия оперативной обработке и доведению до заказчиков комплексной информации, расширения сотрудничества и формирования соответствующего общественного мнения.

ИНФКОС располагает информационно-вычислительной сетью, которая решает

практические задачи по предоставлению заинтересованным сторонам отечественных,

международных, зарубежных, региональных нормативных документов или информации о

них в соответствии с возможностями Федерального фонда стандартов. Текущие задачи —

информационное обеспечение технических комитетов по стандартизации, взаимодействие с информационными службами стран СНГ.

Важнейшая задача ИНФКОС на ближайшую перспективу — введение в эксплуатацию национального информационного центра ВТО по стандартизации и сертификации в России (НИЦ ВТО). Центр будет работать на базе автоматизированной системы обработки информации (АСОИ). АСОИ организуется по принципу клиент - сервер.

Федеральный фонд стандартов постоянно совершенствуется. На современном этапе актуальная задача состоит в создании Единой системы классификации и кодирования информации в рамках государственной программы.

Организационно Фонд состоит из Главного информационного центра по стандартам — структурного подразделения центрального аппарата Росстандарта, и информационных центров.

Эти центры входят в структуру предприятий, организаций, других субъектов

хозяйственной деятельности, которые участвуют в работах по стандартизации либо представляют собой специализированные организации.

Организационные и координирующиефункции возложены на Главныйинформационный центр, а формированием информационных фондов, хранением документации, обеспечением заказчиков информацией и копиями нормативных и других документов занимаются информационные центры.

Значительный объем информации, которая должна быть включена в Федеральный фонд, сосредоточен в информационном центре ВНИИКИ.

Повышению оперативности служит созданный во ВНИИКИ автоматизированный

банк данных о предприятиях — держателях подлинников отраслевых стандартов и технических условий.

В системе Росстандарта действует ряд научно-исследовательских институтов, каждый из них ведет большую работу по стандартизации, сертификации и метрологии и располагает информационными фондами применительно к определенной области.

 

Всероссийский научно-исследовательский центр стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ (ВНИЦСМВ)располагает информациейпо свойствам материалов и веществ, паспортами безопасности материалов, копиями аттестатов аккредитации испытательных центров, государственными реестрами и копиями сертификатов безопасности на продукцию, а также копиями авторских свидетельств на изобретение по материалам, веществам и методам их получения.

Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации(ВНИИС) имеет информационный центр стандартов, других нормативных и методических документов, относящихся к системе сертификации ГОСТ Р. Здесь можно найти сведения о разработке и сертификации систем качества, документы по сертификации продукции и услуг, об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий, сертификации средств индивидуальной защиты, по регламентации затрат на качество и др.

Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы(ВНИИМС) может предоставить основополагающие нормативные документы Государственной системы измерений, а также стандарты, правила и рекомендации по метрологии.

Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации(ВНИИСтандарт) специализируется на информации о стандартах, касающихся оборонной техники.

Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении(ВНИИНМАШ) комплектует свой информационный центр рекомендациями по стандартизации в области машино- и приборостроения, копиями документов по аккредитации органов по сертификации, государственными реестрами сертифицированной продукции и копиями их сертификатов соответствия.

Издательство стандартовтакже имеет свой центр информации, в котором собираются все издания по стандартизации, сертификации и метрологии.

 

3.18 Задачи международного сотрудничества в области

стандартизации

3.18.1 Участие нашей страны в деятельности ИСО способствует гармонизации следующих основных вопросов:

- приведение отечественных нормативно- технических документов в соответствие с международными стандартами и тем самым расширение экспортных возможностей всех отраслей народного хозяйства;

- использование зарубежного прогрессивного опыта в отечественных работах по стандартизации с целью сокращения средств и времени на проведение соответствующих НИР и ОКР при разработке соответствующих стандартов;

- отстаивание интересов отечественной промышленности в технических комитетах ИСО.

 

Одно из главных направлений обеспечения эффективности участия России в деятельности ИСО - своевременное и полное использование международных стандартов в отечественной практике.

 

В ГОСТ Р 1.5-2004 записано: показатели в стандартах и технических условиях устанавливают с учетом технического уровня, качества и экономичности лучших зарубежных образцов аналогичной продукции, требований международных стандартов ИСО и МЭК, национальных стандартов стран-импортеров.

 

3.19 Региональные организации по стандартизации

3.19.1 Региональные организации по стандартизации.

CEH - европейская организация по стандартизации основной целью, которой является содействие развитию торговли товарами и услугами путем разработки европейские

стандартов (EN).

 

СЕНЭЛЕК -европейский комитет по стандартизации в электро­технике, основная цель комитета — разработка стандартов на электротехническую продукцию. Стандарты

СЕНЭЛЕК рассматриваются как необходимое средство для создания единого европейского рынка.

ЕТСИ -европейский институт по стандартизации в области электросвязи, создание,

которого было вызвано необ­ходимостью гармонизации стандартов в области электро­связи, что является актуальным для развития электросетей, промышленности и новейших

технологий.

ИНСТА - межскандинавская организация по стандартизации. Основной задачей организации является содей­ствие созданию согласованных национальных стандартов Скандинавских государств.

АСЕАН -международная ассоциация стран Юго-Восточной Азии.

КОПАНТ - панамериканский комитет стандартов, соз­данный для устранения барьеров в региональной торговле.

3.19.2Стандартизация в рамках СНГ. Стандартизация, сертифи­кация и метрология в рамках СНГ осуществляется в соответ­ствии с соглашением «О проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации», кото­рое является межправительственным и действует с 1992 г.

Создан Международный совет (МГС) стран — участниц СНГ, в котором представлены все национальные организа­ции по стандартизации. МГС принимает межгосударственные стандарты. Работа по стандартизации ведется в соответст­вии с программами, которые МГС составляет на основе обоб­щения предложений, поступающих от национальных органов по стандартизации.

 

Задачи МГС:

- развитие сотрудничества с ИСО, МЭК, СЕН и другими международными и регио­нальными организациями по стандартизации, метрологии и сертификации;

- создание в рамках МГС Евро-Азиатский региональной организации по аккредитации испытатель­ных лабораторий;

- решение проблем единообразия учебных дисциплин для специалистов по стандартизации, метроло­гии, сертификации.

 

3.20 Международная организация по стандартизации

3.20.1 ИСО - головная международная организация в области стандартизации.

Цель ИСО - содействие развитию стандартизации в ми­ровом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаи­мопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интел­лектуальной, научной, технической и экономической деятельности. ИСО поддерживает контакты со многими международными организациями, которой в той или иной мере решают вопросы стандартизации.

3.20.2 Для достижения цели ИСО:

- принимает меры по облегчению координации и унификации национальных стандартов и разрабатывает рекомендации для комитетов-членов. Комитетами-членами ИСО являются националь­ные организации по стандартизации, которые изъявили согласие вы­полнять требования устава и правил процедуры ИСО. Россия является комитетом-членом ИСО;

- разрабатывает стандарты ИСО, если их одобрили 75% комитетов-членов, участвую­щих в голосовании;

- по возможности способствует и облегчает разработку новых стандартов, содержащих общие правила, одинаково применимые как в национальном, так и международном масштабе;

- организует обмен информацией о работе комитетов – членов и технических комитетов;

- сотрудничает с другими международными организациями, заинтересованными в смежных вопросах, в частности, по их просьбе изучает вопросы, относящиеся к стандартизации.

Организационно в ИСО входят руководящие и рабочие органы.

3.20.3 Органы ИСО (рисунок 18):

- Генеральная ассамблеявысший руководящий орган ИСО, состоит из представителей всех национальных организаций по стандартизации комитетов – членов. Ассамблея определяет общую техническую политику организации и решает основные вопросы ее деятельности. Генеральную ассамблею созывает генеральный секретарь по решению президента ИСО или по просьбе не менее семи членов Совета или 11 комитетов – членов не реже одного раза в три года;

 

- Совет ИСО – руководит организацией в период между сессиями Генеральной ассамблеи. Совет рассматривает и принимает решения по всем вопросам деятельности ИСО и собирается не реже одного раза в год. Совет может собираться на свои заседания по решению президента или по просьбе членов Совета;

- Исполнительное бюро – создано при совете и является консультативным органом по вопросам, рассматриваемым в Совете. Исполнительное бюро также принимает решения по вопросам, которые направляет Совет, например, финансовые вопросы, проекты соглашений о сотрудничестве ИСО с другими международными организациями;

 

 

 

- Центральный секретариат – создан при Совете вместе с рядом специальных технических комитетов для изучения отдельных общих вопросов деятельности организации.

Центральный секретариат вырабатывает рекомендации для Совета по вопросам организации, координации и планирования технической деятельности ИСО.

- для рассмотрения конкретных вопросов координации деятельности в отдельных отраслях техники или групп отраслей Исполнительное бюро создает консультативные группы, которые готовят рекомендации по рассматриваемым вопросам.

 

Совету ИСО подчиняются семь комитетов:

- СТАКО – комитет по изучению научных принципов стандартизации;

- ПЛАКО (техническое бюро) – подготавливает предложения по планированию работы

ИСО, по организации и координации технических сторон работы;

- КАСКО – комитет по оценке соответствия;

- ПРОФКО - комитет по научно – технической информации;

- ДЕВКО – комитет по оказанию помощи развивающимся странам;

- КОПОЛКО – комитет по защите интересов потребителей;

- РЕМКО – комитет по стандартным образцам.

 

3.21 Международная электротехническая комиссия (МЭК)

3.21.1 Основная цель МЭК – содействие международному сотрудничеству по стандартизации в области электротехники и радиотехники с помощью разработки международных стандартов и других документов. Кроме стандартизации МЭК занимается сертификацией продукции.

3.21.2 Технические комитеты всех стран образуют Совет – высший руководящий орган МЭК.

Ежегодные заседания Совета, которые проводятся поочередно в разных странах МЭК, направлены на решение всего комплекса вопросов деятельности организации. Решения принимаются простым большинством голосов. Президент имеет право решающего голоса, которое реализует в случае равного распределения голосов.

Основной координирующий орган МЭК – Комитет действий выявляет необходимость новых направлений работ, разрабатывает методические документы, обеспечивающие техническую работу, участвует в решении вопросов сотрудничества с другими организациями, выполняет задания Совета.

Структура технических органов МЭК, непосредственно разрабатывающих международные стандарты, аналогична ИСО.

3.21.3 По содержанию международные стандарты МЭК отличаются от стандартов ИСО большейконкретностью: в них изложены технические требования к продукции и методам ее испытаний, а также требования по безопасности, что актуально не только для объектов стандартизации МЭК, но и для сертификации на соотвествие требованиям стандартов по безопасности.