Виды и объекты сертификации.

Сертификация может быть как обязательный, так и добро­вольной. В последнее время обязательная сертифи­кация часто называется сертификацией в законодательно регу­лируемой области, а добровольная — в законодательно нерегулируемой.

Обязательная сертификация распространяется на продукцию и услуги, связанные с обеспечением безопасности окружающей среды, жизни, здоровья и имущества потребителей. Законодательно закреп­ленные требования к этим товарам должны выполняться всеми производителями на внутреннем рынке и импортерами при вво­зе на территорию России. Номенклатура товаров и услуг, подле­жащих обязательной сертификации в Российской Федерации, определяется Госстандартом России. Работы по обязательной сертификации осуществляются органа­ми по сертификации и испытательными лабораториями. За рубежом, в частности в странах Европейского Сообщества, задачи сертификации в законодательно регулируемой области абсолютно такие же, как в России. Отличие заключается в по­рядке проведения сертификации: испытания и последующая оцен­ка продукции проводятся на соответствие гармонизированным для стран ЕС требованиям директив (законодательных актов) по безопасности. В этих директивах заложены минимальные требо­вания к показателям безопасности продукции и указаны методы оценки соответствия, которые должны применяться.

Таким образом, обязательная сертификация осуществляется на основании законов и законодательных положений и обеспечивает доказатель­ство соответствия услуг требованиям технических регламентов, обязательным требованиям стандартов.

При обязательной сертификации должны проверяться харак­теристики (показатели) услуг, условий обслуживания и использо­ваться методы проверок (оценок), позволяющие провести иден­тификацию услуги, в том числе проверить ее принадлежность к классификационной группировке, соответствие техническим документам (паспорту маршрута, информационно-рекламному проспекту, туристской путевке и пр.), а также требованиям безо­пасности, установленным в нормативных документах.

Обязательная сертификация туристских услуг и услуг гости­ниц в Российской Федерации была введена с 1 июля 1995 г. Правилами сертификации тур.услуг и услуг гостиниц в котором указан перечень тур.услуг, подлежащих обязательной сертификации и отменена в 2002г.

Постановление Прави­тельства РФ от 13 августа 1997 г. «Перечень работ и услуг, подлежащих обяза­тельной сертификации» В нем указаны следующие услуги, относящиеся к сфере туризма: туристские и экскурсионные услуги (туристский отдых и путешествия по туристским маршрутам; туристские походы выходного дня; услуги по предоставлению мест проживания; экскурсии), услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, услу­ги питания.

Объектами обязательной сертификации являлись туристские услуги и услуги средств размещения, оказываемые организация­ми независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

Добровольная сертификация проводится по инициативе юри­дических или физических лиц на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации в системах доброволь­ной сертификации. Решение о последней обычно связано с про­блемами конкурентоспособности услуг, продвижением услуг на рынок (особенно зарубежный), предпочтениями потребителей, все больше ориентирующихся в своем выборе на сертифициро­ванные услуги. Наиболее распространенным примером добро­вольной сертификации в индустрии гостеприимства является сертификация предприятий на соответствие требованиям опре­деленной категории по действующей классификации.

Добровольная сертификация услуг не может заменить их обязательную сертификацию.

Добровольная сертификация проводится в тех случаях, когда строгое соблюдение требований существующих стандартов или другой нормативной документации на продукцию, услуги или процессы государством не предусмотрено, т.е. когда стандарты или нормы не касаются требований безопасности и носят добро­вольный характер. Добровольной сертификации подлежит продукция, на которую отсутствуют обязательные к выполнению требования по бе­зопасности. В то же время ее проведение ограничивает доступ на рынок некачественных изделий за счет проверки таких показа­телей, как надежность, эстетичность, экономичность и др.

В последние годы большое значение приобрела добровольная сертификация систем качества предприятий на соответствие тре­бованиям международных стандартов серии ИСО 9000. В России они приняты как серия ГОСТ Р ИСО 9000, состоящая из ГОСТ Р ИСО 9001-96 «Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и об­служивании», ГОСТ Р ИСО 9002-96 «Системы качества. Модель обеспечения качества.»

В декабре 1995 г. в Государственном реестре Российской Федера­ции была зарегистрирована система сертификации систем каче­ства и производств, получившая краткое название «регистр сис­тем качества».

Регистр представляет собой систему сертификации, построен­ную в соответствии с действующим законодательством Российс­кой Федерации, правилами по сертификации, государственными стандартами, а также международными и европейскими прави­лами и процедурами. В рамках данной системы осуществляются: сертификация систем качества; сертификация производств; инспекционный контроль за сертифицированными системами качества и производствами; международное сотрудничество в об­ласти сертификации систем качества в интересах взаимного при­знания ее результатов.