Введение
Предметом курса «Психология развития и возрастная психология» является рассмотрение онтогенетического развития человека в перспективе жизненного пути с учетом культурно-исторических условий. Такой подход основывается на идеях, сформулированных Л.С. Выготским, Б.Г. Ананьевым, А.Г. Асмоловым, К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Анциферовой, Г. Крайг. Развитие человека при этом понимается как динамическая система, образованная взаимодействием созревания и научения, переплетением процессов физического, психического и социального развития. Обозначенный подход позволяет обеспечить комплексное рассмотрение проблематики развития человека в процессе онтогенеза.
Одной из основных проблем психологии развития и возрастной психологии является вопрос о том, как применять научно-психологические данные для решения реальных задач, стоящих перед всеми, кто сопровождает развитие человека на протяжении жизненного пути.
Студенты, обучающиеся по направлениям «030300–Психология», «Психолого-педагогические образование» готовятся к профессиональной деятельности, которая предполагает высокий уровень владения знаниями о различных подходах к психологическому анализу развития человека в онтогенезе, о многообразии концептуальных представлений о движущих силах, показателях, факторах, механизмах психического развития, а также умений и навыков прикладного исследования возрастных особенностей.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
Знать:
· основные категории и понятия психологии развития и возрастной психологии;
· историю формирования идей психологии развития и возрастной психологии;
· основные теории и концепции психологии развития и возрастной психологии;
· предмет и структуру современной психологии развития и возрастной психологии;
· психологическую структуру, механизмы развития личности на разных возрастных этапах,
· концепции стадиальности психического развития личности;
· специфику и предметное содержание, цели, задачи, проблемы и объекты психологии развития, её связи с другими науками и областями психологических знаний.
Уметь:
· применять понятийно-категориальный аппарат психологии развития и возрастной психологии для анализа разнообразных явлений, связанных с динамикой развития личности;
· использовать методы психологии развития и возрастной психологии для решения исследовательских, диагностических и психокоррекционных задач;
· ориентироваться в научной литературе по проблематике психологии развития и возрастной психологии.
Владеть:
навыками решение профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности:
В практической деятельности:
· анализ психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп;
· выявление трудностей в обучении, нарушений и отклонений в психическом развитии, риска асоциального поведения, диагностика психических состояний, возникающих в процессе учебной и внеучебной деятельности;
· распространение информации о роли психологических факторов в поддержании и сохранении психического и физического здоровья, в процессах воспитания и образования, трудовой и организационной деятельности, коммуникации;
· формирование установок, направленных на гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, толерантности во взаимодействии с окружающим миром.
В научно-исследовательской деятельности:
· участие в проведении психологических исследований на основе профессиональных знаний и применения психологических технологий, позволяющих осуществлять решение типовых задач в различных научных и научно-практических областях психологии;
· изучение научной информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования;
· применение стандартизованных методик;
· обработка данных с использованием стандартных пакетов программного обеспечения.
В педагогической деятельности:
· преподавание психологии как общеобразовательной дисциплины;
· сбор и оформление учебных материалов; проведение практических занятий в рамках утвержденного плана и программ;
· участие в проведении тестирования по итогам обучения;
· участие в учебно-методической работе в сфере общего образования;
· пропаганда психологических знаний для работников различных сфер жизни общества.
В организационно-управленческой деятельности:
· использование нормативно-правовых и этических знаний при осуществлении профессиональной деятельности.
Структура учебного пособия предполагает ориентацию студентов в проблематике учебного курса через последовательное представление его краткого содержания на основе раскрытия ключевых понятий и терминов, планов практических и лабораторных занятий, тем курсовых и контрольных работ, контрольных заданий, экзаменационных вопросов по курсу. В пособии подробно изложены задания для самостоятельной работы, которые студенты должны регулярно (по ходу изучения конкретной темы) выполнять письменно в отдельной тетради и предоставить преподавателю на проверку на предпоследнем практическом занятии курса.