Порядок открытия расчетных счетов в банке и ведения операций по ним
Нормативным документом, определяющим порядок осуществления безналичных расчетов, является положение ЦБ России от 03.10.2002 № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (в ред. от 03.03.2003).
Организация может иметь несколько расчетных счетов одновременно. По своему усмотрению она выбирает банк для открытия счета. Организация может производить все виды операций с любого расчетного счета.
Порядок открытия расчетных и иных счетов, совершение и оформление операций устанавливаются ЦБ России.
Для открытия расчетного счета в банке необходимо предоставить следующие документы:
нотариально заверенную копию устава (и нотариально заверенную копию учредительного договора, если он есть);
нотариально заверенную копию свидетельства о регистрации в регистрационной палате;
нотариально заверенную копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
ксерокопию кодов статистики, заверенную руководителем организации и печатью организации;
ксерокопия решения учредителя (протокола общего собрания учредителей) о назначении руководителя организации, заверенную ее руководителем и печатью;
ксерокопию приказа о назначении главного бухгалтера организации, заверенную ее руководителем и печатью;
справки из Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования и Пенсионного фонда;
банковскую карточку с нотариально заверенными образцами подписей руководителя и главного бухгалтера организации.
При изменении названия организации, характера ее деятельности, состава распорядителей счета в документацию вносятся соответствующие исправления, а при реорганизации организации в банк представляются новые документы.
Все операции по счету осуществляются на основании письменных распоряжений владельца счета:
внесение наличных сумм – на основании объявления на взнос наличными;
получение наличными со счета – денежного чека;
перечисления – платежного поручения, расчетного чека, платежного требования-поручения.
В безакцептном порядке банком могут списываться средства в оплату электроэнергии, теплоснабжения, водоснабжения и т. п. (расчеты в порядке плановых платежей).
Также в безакцептном порядке производится списание по решению судебных и налоговых органов.
Основанием для записей в учетных регистрах служат банковские выписки – перечень всех совершенных операций по счету за период с прилагаемыми копиями платежных документов. Все записи в выписке по кредиту означают поступление на счет, по дебету – списание со счета.
Выявленные ошибки исправляются после согласования с банком, для чего установлен предельный срок – 10 дней со дня получения выписки.