Порядок открытия расчетных счетов в банке и ведения операций по ним

Нормативным документом, определяющим порядок осуществления безналичных расчетов, является положение ЦБ России от 03.10.2002 № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (в ред. от 03.03.2003).

Организация может иметь несколько расчетных счетов одновременно. По своему усмотрению она выбирает банк для открытия счета. Организация может производить все виды операций с любого расчетного счета.

Порядок открытия расчетных и иных счетов, совершение и оформление операций устанавливаются ЦБ России.

Для открытия расчетного счета в банке необходимо предоставить следующие документы:

нотариально заверенную копию устава (и нотариально заверенную копию учредительного договора, если он есть);

нотариально заверенную копию свидетельства о регистрации в регистрационной палате;

нотариально заверенную копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

ксерокопию кодов статистики, заверенную руководителем организации и печатью организации;

ксерокопия решения учредителя (протокола общего собрания учредителей) о назначении руководителя организации, заверенную ее руководителем и печатью;

ксерокопию приказа о назначении главного бухгалтера организации, заверенную ее руководителем и печатью;

справки из Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования и Пенсионного фонда;

банковскую карточку с нотариально заверенными образцами подписей руководителя и главного бухгалтера организации.

При изменении названия организации, характера ее деятельности, состава распорядителей счета в документацию вносятся соответствующие исправления, а при реорганизации организации в банк представляются новые документы.

Все операции по счету осуществляются на основании письменных распоряжений владельца счета:

внесение наличных сумм – на основании объявления на взнос наличными;

получение наличными со счета – денежного чека;

перечисления – платежного поручения, расчетного чека, платежного требования-поручения.

В безакцептном порядке банком могут списываться средства в оплату электроэнергии, теплоснабжения, водоснабжения и т. п. (расчеты в порядке плановых платежей).

Также в безакцептном порядке производится списание по решению судебных и налоговых органов.

Основанием для записей в учетных регистрах служат банковские выписки – перечень всех совершенных операций по счету за период с прилагаемыми копиями платежных документов. Все записи в выписке по кредиту означают поступление на счет, по дебету – списание со счета.

Выявленные ошибки исправляются после согласования с банком, для чего установлен предельный срок – 10 дней со дня получения выписки.