Биоэтика
Успехи современной биологии и медицины, новые биомедицинские технологии дали специалистам власть над жизнью и смертью. Поэтому ответственность ученого-биолога и врача сейчас намного выше, чем раньше. Эта новая ситуация потребовала новых форм контроля со стороны общества за их работой и за использованием новых научных достижений.
Традиционно основной формой контроля над деятельностью человека были моральные нормы.
Впервые нравственные заповеди врача были изложены в знаменитой клятве Гиппократа, согласно которой врач должен приходить к больному только для его пользы, бороться за его жизнь и т. д. Именно эта клятва является сегодня основой традиционной медицинской этики, к важнейшим вопросам которой относятся сохранение врачебной тайны, информирование человека о его болезни и ходе лечения, сообщение о наличии опасных для общества болезней соответствующим учреждениям здравоохранения и т. п.
В свете традиционного морально-мировоззренческого сознания новый опыт биомедицинских технологий — техногенное производство и уничтожение жизни на эмбриональном уровне, трансплантологическое продление и завершение жизни — не всегда может быть оценен как вполне моральный. Более того, в ряде случаев он вступает в явное противоречие с установившимися моральными ценностями и принципами, прежде всего вновь встает вопрос о моральности убийства эмбриона при искусственном оплодотворении и при генетических опытах, при эвтаназии (легкой смерти) больного для избавления его от невыносимых страданий и т. д.
Прежде существовавшая медицинская этика, сформированная в рамках старых мировоззренческих традиций, останавливалась у порога жизни и смерти, над которыми, как считалось, были властны только Бог или непознанные законы природы. Человек не мог произвольно манипулировать своей биологической сущностью. Сегодня же человек все чаще отказывается считать себя пассивным материалом в руках высших сил и хочет быть полноправным творцом своей жизни и самого себя.
В этих условиях и произошло возникновение биоэтики — системы новых этических стандартов в сфере экспериментальной и теоретической деятельности в биологии и медицине, а также при практическом применении результатов данных исследований, в соответствии с которыми сегодня иначе решаются многие традиционные для медицинской этики вопросы. Предметом биоэтики являются достижения современного естествознания, в первую очередь биологии и медицины, глубокое их исследование и определение норм, правил и границ их применения в настоящем и будущем в жизнедеятельности человека и общества. С этой целью биоэтика разрабатывает меры морального и правового характера, которые будут регулировать применение новых методик и также ограждать каждого человека и все человечество в целом от нежелательных и губительных последствий внедрения новых биологических и медицинских достижений. Сегодня биоэтика значительно расширила сферу традиционной медицинской этики, иначе решая многие вопросы.
Сегодня одной из проблем биоэтики является трансплантология. Основным источником биоматериала — человеческих органов, подлежащих трансплантации, являются терминальные (умирающие) пациенты. Поэтому их смерть задерживается, продлевается во времени, чтобы извлечь и сохранить нужные для пересадки органы. Таким образом, у современной медицины появилась новая функция — смертеобеспечение, отсутствующая у традиционной медицины.
Давно обсуждаемой проблемой биоэтики является право женщин на аборт. Во многих странах (в том числе и в нашей) это разрешено законодательством. Но с точки зрения традиционной морали — это обесценивание и вытеснение такой нормы, как «не убий».
Обесценивание традиционных моральных норм и ценностей также связано со всем большим распространением методик искусственного оплодотворения. Такое «асексуальное размножение» неизбежно приведет к деформации биофизиологических родственных человеческих взаимоотношений: место обычной семьи займут неполные семьи, однополые браки. Также встает проблема «суррогатного материнства»: как оценить женщину, вынашивающую и рожающую чужого ребенка за вознаграждение?
К числу самых современных проблем биоэтики принадлежит транссексуальная хирургия — еще одно медицинское нововведение, ставящее множество незнакомых ранее моральных проблем, связанных с сексуальностью человека. Перемена пола, произведенная хирургическим путем, как правило, сопряжена с подавлением функции продолжения рода, что с традиционной точки зрения не является нормальным. Тем не менее в результате широкого правозащитного движения такие операции производятся, а значит, идет формирование новых этических стандартов.
Итак, можно сказать, что традиционные моральные нормы и этические принципы перестают работать в новых условиях. Революционные открытия в области биологии и медицины показали их недостаточность в свете новых возможностей науки. Поэтому на уровень общественного сознания выходят идеи моральности убийства, необходимость достойной смерти для смертельно больных людей, возможности исследования и использования человеческого биоматериала как для опытов, так и для пересадки органов и др. Очевидно, эти понятия могут стать основанием новой этики — биоэтики. Она выходит из режима подчинения естественным законам природы, что было характерно для традиционной морали, расширяя права человека вопреки природе. Но это приводит к изменению представлений о добре и зле, которые традиционно являются основными регулятора ми человеческих взаимоотношений. А самое главное, отстаивая право отдельного человека, новые технологии могут привести к потере потенциала развития человечества в целом, так как нарушение естественных законов не может проходить безнаказанно. Поэтому важнейшей задачей биоэтики должна стать не оценка конкретных биомедицинских технологий, а формулирование новых правил и норм, охраняющих природу (в том числе и сам вид Номо $арiепs) от натиска человеческой культуры.