Значительная часть отечественных и зарубежных историков убеждена в том, что в СССР в 20-30-е гг. утверждается тоталитарная политическая система.
Формирование тоталитарной модели развития было обусловлено рядом следующих факторов:
- строительство социализма требовало утверждения монолитной, неплюролистической и непротиворечивой политической системы, важнейшим элементом которой стала партия-государство, превратившая в господствующую силу партийный и государственный аппарат; право принятия решений принадлежало «первым лицам»: директорам крупных предприятий, наркомам, секретарям райкомов, обкомов и ЦК республик в пределах своих полномочий (в масштабах страны им обладал лишь Сталин);
- методы создания нового общества сложились в ходе октябрьских событий, гражданской войны и политики «военного коммунизма»; насилие, освященное идеологическими догмами об обострении классовой борьбы, превратилось в существенный элемент политической жизни общества; сложилась система, контролировавшая политические настроения граждан и формировавшая их в желательном для власти направлении; постепенно исчезла даже формальная видимость коллективного руководства: реже созывались съезды Советов и партийные конференции, нерегулярными становились пленумы ЦК и заседания Политбюро, демократические органы, предусмотренные Конституцией 1924 г. в реальности являлись демократической «ширмой», одобряя заранее выработанное решение партийных органов; движение от диктатуры пролетариата к диктатуре партии, а затем к диктатуре ЦК и, наконец, к диктатуре вождя оказалось вполне закономерным
- сложившаяся централизованная система управления народным хозяйством в условиях необходимости его скорейшего технологического перевооружения требовала возрастания роли государства как фактора развития;
-многовековые российские традиции, связанные с гипертрофированной ролью государства, «антилиберализмом» массового сознания, преобладания в нем уравнительно-коллективистских начал.
В возрастании преобразующей роли партии и государства, масштабном всеохвате сфер жизни общества государственным управлением, которому придавались черты централизации, бюрократизации, командно-административной директивности и карательной репрессивности проявилась мировая тенденции этатизации (огосударствления). Преодоление экономического кризиса 1929-1933 г. сопровождалось в развитых странах усилением вмешательства государства в хозяйственные процессы, в экономику, общественную жизнь, его целенаправленным воздействием на социально-экономические процессы.
Контрольные вопросы:
1. Каковы отличительные особенности новой системы власти и управления, сформированной после прихода большевиков к власти? Теория и практика советского государственного строительства в октябре 1917-июле 1918 гг.
2 .Реорганизация системы высшего и центрального управления в годы НЭПа.
3.Принципы национальной политики большевиков. Споры о форме многонационального советского государства.
4.Государственны и аппарат Советского Союза: принципы организации и структура. Полномочия федеральных и региональных властей.
5.Система государственного управления СССР в 30-е годы. Партия в аппарате власти.
6. Какие полномочия были отнесены к ведению Союзного Центра по Конституции СССР 1936 г.?
[1] Общественные исполнительные комитеты возникли раньше других организаций и учреждений и действовали на губернском, уездном, волостном и даже сельском уровне (в целом их насчитывалось более 9000). Ни один другой общественно-политический институт, действовавший весной 1917 г., не мог сравниться с комитетами по широте представительства (в них входили делегаты от всех направлений тогдашнего политического спектра России, но в основном центристы). Комитеты являлись показателем наибольшей активности народа, инструментом, организационно оформившим движение масс, они первыми заявили, что берут власть в свои руки. Однако властных полномочий комитетов не признало Временное правительство и лишило их финансовой и правовой поддержки.
[2] Плимак Е.Г., Пантин И.К. Драма российских реформ и революций.-М.: «Весь мир», 2000.
[3] История государственного управления в России. Учебник./Под общ.ред. Р.Г. Пихои, М.: РАГС, 2003.С.244.
[4] Учрежденный в декабре 1917 г. Комиссариат по местному самоуправлению» под руководством левого эсера В.Е. Трутовского просуществовал до марта 1918 г. и мало что успел сделать.
[5] Конституция - Основной закон страны и важнейший управленческий документ. Конституция дает юридическое обоснование системы управления, устанавливает соподчиненность ее различных органов, провозглашает важнейшие принципы организации и деятельности различных структур государственной власти и управления, фиксирует основные свободы, права и обязанности граждан.
[6] История государственного управления в России. Учебник./Под общ.ред. Р.Г. Пихои, М.: РАГС, 2003.
[7] См. Суханов Н.Н. Записки о революции. Т.3, кн.5-7, с.231. Суханов Н.Н. - меньшевик-интернационалист, член Исполкома Петросовета и ВЦИКа 3-го и 4-го созывов (янв., июнь 1918).
[8] История государственного управления России. Ростов н/Д, 2003.С.348
[9] Щетинов Ю.А. история России. ХХ век.М.: «ФАИР», 1998. С.118-121
[10] В 1925 г. к СССР присоединились Узбекистан и Туркменистан, а в 1929 г. — Таджикистан, в 1936 г. Казахстан и Киргизия. В 1936 г. была распущена Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика (ЗСФСР); Армения, Грузия и Азербайджан вошли непосредственно в состав СССР. Параллельно учреждались и новые автономные образования в самих союзных республиках.
[11] Николай Иванович Бухарин (1888–1938) – член высшего руководства РКП(б) – ВКП(б), одно время носивший неформальный титул любимец партии. После прихода к власти большевиков был горячим сторонником самых крайних форм «военного коммунизма». В дальнейшем поменял ориентацию и стал числиться «правым», сторонником либеральной экономической политики.. По делу «Правотроцкистского антисоветского блока» в 1938 приговорен к расстрелу. Реабилитирован полвека спустя, в числе последних членов ленинского руководства, казненных во второй половине 1930-х гг. по инициативе Сталина.