Государственные и международные стандарты

Стандарт – нормативный документ, в котором установлены общие принципы, характеристики, требования и методы.

Объектом стандартизации является продукция, имеющая перспективу многократного использования или воспроизведения. Стандарты устанавливают требования к выпускаемой продукции, которые позволяют считать эту продукцию качественной. Стандарты могут носить как рекомендательный, так и обязательный характер.

 

Система стандартов РФ.Положения стандартов государственной системы стандартизации РФ применяются всеми предприятиями независимо от формы собственности. Стандарты подлежат обязательному выполнению, если это связано с безопасностью людей, их имущества, охраной окружающей среды и т.п. Обязательными к применению являются требования стандартов, которые включены в договоры на производство и поставку продукции, требования, предусмотренные законодательными актами РФ и т.п.

Нормативные документы по стандартизации, действующие в РФ:

1. Государственные стандарты РФ (ГОСТы).

2. Отраслевые стандарты (ОСТы).

3. Технические условия (ТУ).

4. Стандарты предприятий.

5. Стандарты научно-технических обществ, других общественных организаций.

 

Международные стандарты и системы качества.В области международной стандартизации работает большое число организаций, среди которых Международная организация по стандартизации (International Standart Organization) или сокращенно ISO (ИСО), является наиболее представительной. Она была создана решением комитета по координации стандартов ООН в 1946 г. ИСО является неправительственной организацией и пользуется консультативным статусом ООН. Основная цель, декларируемая Уставом ИСО, определена как «содействие стандартизации в мировом масштабе».

В соответствии с их рекомендациями так называемая «петля качества» должна охватывать все этапы жизни продукта:

· Маркетинг и изучение рынка;

· Разработка продукции;

· Материально-техническое снабжение;

· Подготовка к предоставлению услуг;

· Производство;

· Проверки и испытания;

· Упаковка и хранение;

· Реализация и распределение;

· Монтаж и эксплуатация;

· Техническая помощь и обслуживание;

· Утилизация.

 

Система качества включает в себя:

1. Планирование качества, то есть определение требований к качеству, подготовка программы качества, проверка системы качества и т.д.

2. Управление качеством, то есть контроль качества, выявление отклонений от установленных требований и т.д. Управление качеством включает:

a) Индивидуальный контроль качества;

b) Цеховой контроль качества;

c) Контроль качества при приемке продукции.

d) Статистический контроль качества;

e) Комплексное управление качеством.

3. Обеспечение качества.

4. Повышение качества.

За соблюдение качественных характеристик продукции на предприятиях в РФ отвечают отделы технического контроля и анализа качества (ОТК).