Деловая женщина и деловой мужчина: особенности психологических реакций и поведенческого стиля.

1. Организация и пол.

2. Различия мужчины и женщины в интеллектуальной и эмоциональной сферах и специфика делового стиля

3. Психологические комплексы и работа.

4. Отношения мужчин и женщин в процессе делового общения.

Социологи и психологи отмечают, что пол и раса –два признака, которые моментально фиксируются нашим сознанием при встрече с другим человеком..

Организация и пол. Тезис !.: Пол – это качество работника, которое он привносит с собой в любую организацию. Тезис 2. Любая организация стремится к невилировать индивидуальные различия и формализовать деятельность своих работников. Гендерная политика организаций может быть политикой гендерной симметрии – или равенство в различии или стиль «унисекс»; или политикой гендерной ассиметрии – сексизм в любом виде. И то и другое – следствие нашей культуры. Но в деловых отношениях патриархальная культура нашего мира настойчиво требует обезличивания пола, хотя на самом деле это означает представление мужских норм поведения как универсальных образцов, которым должны следовать и мужчины и женщины Отношения между шефом и секретаршей представляются парадигмальным для любых отношений между мужчинами и женщинами на рабочем месте, поскольку они являются ничем иным, как формами выражения общественных различий между мужчинами и женщинами в обладании властью. ( начальник – подчиненный, творец и исполнитель, объект поклонения.)

Организации, сколь разными они бы не были, в конце концов утверждают себя как мужской мир. Женщины – лишь путешественницы в этом мужском мире. Женский руководящий персонал вынужден бороться с культурными барьерами, которые отказывают им легитимации их претензий на руководство. Политика равноправия и другие нацеленные на гендерную симметрию деловые и организационные стратегии выявляют противоречия в институциональных структурах и культурах, сокрытием которых эти структуры ранее занимались. Женщины-руководители, как и стратегии достижения равноправия, выступают в культуре организации катализаторами, вызывая очередное проявление в отношении себя явных и латентных ожиданий женственности со стороны окружения, в котором доминируют мужчины.

Женщины в «нетипичных» сферах занятости или статусных позициях воспринимаются как активные участники. Они не просто страдают от враждебного мужского мира, терпят поражение на структурных границах (семья и работа) или являются мишенью открыто пренебрежительных представлениях о женщинах их мужчин-коллег и начальников. Одновременно. они показывают, что пол до сих пор был самым важным, но в большинстве критериев негласным критерием для занятия должностей, и таким образом, доводят до абсурда меритократическую идеологию организации. В деловой сфере мы можем однозначно говорить о социальном доминировании мужчин, мужчин больше в политике, бизнесе, управлении. Исследования показывают, что 97 % старших менеджеров в крупных 1000 корпорациях – мужчины; в 2000 случайно выбранных компаниях 57% персонала составляют женщины, но среди управляющих женщин всего 5%. Рекорд по уровню занятости женщин среди европейских стран принадлежит Франции. Здесь работает 80% женщин. Но только 21% входит в руководящий состав организаций, предприятий и фирм. Зарплата французских женщин на 20-30% ниже, чем у мужчин. В парламенте -11% женщин. В Германии за три года (1997 – 1999) количество женщин на руководящих постах возросло с 3% до 13%, и это преподносится средствами массовой информации как гигантский успех демократии и свободы личности. При этом общество убеждает своих членов, что мужчины и женщины играют именно те роли, которых заслуживают.

В ХХ веке появляются новые модели мужественности , и женственности, поскольку общество созревает сначала до идеи равенства полов, а потом до формулы «равенство в различии». Не смотря на эволюцию критериев мужественности и женственности в истории культуры следует заметить, что в нашем обществе, в котором соревнование оказывается неотъемлемой частью жизни и сознания, мужчина обречен на конкуренцию, отсюда его эмоциональная замкнутость и всепроникающий страх перед неудачей. Поэтому поведение мужчины определяется его представлением о соответствии личных притязаний его месту в жизни и мнению о нем репрезентативной группы – начальников, коллег, подчиненных, родных и близких и женщин. С другой стороны в обществе не сформировалось единого представления о том, как должна выглядеть и как должна себя вести деловая женщина. Можно выделить маскулинных женщин, которые считают необходимым вести себя как «свой парень» или «старый боевой товарищ» среди мужчин и подчеркнуто бесполо среди женщин. Во-вторых, существуют феминные женщины, чья женственность выше индивидуальности и не зависит от полового состава группы или организации. И, наконец, андрогинные женщины, успешно сочетающие деловитость, решительность и женственность. Поведение мужчин и женщин в публичной и приватной жизни определяется нормами и стереотипами полового поведения. Многие мужчины полагают, что они правильно исполняют свою роль, когда ведут себя самовластно, напористо, невежливо. И женщины в условиях эмансипации начинают имитировать именно такое, авторитарное поведение мужчины. То есть вместо освобождения от мужского шовинизма - юридического, социального и психологического, они попадают в принудительную зависимость имитирования чуждой им роли, то есть утрачивают внутреннюю независимость, стремясь к независимости внешней.

Таким образом, роль половых различий в деловом общении сводится к следующему: пол – признак, по которому коллеги оценивают друг друга и определяют формы коммуникации между собой; пол – один из критериев деловой эффективности и перспективности; пол – один из факторов стабильности \ нестабильности организации.