СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ИХ МЕСТО В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Сущность социальных конфликтов и их природа. - Причины социальных конфликтов. - Субъекты социальных конфликтов. – Типология социальных конфликтов. Их место в жизни общества. - Конструктивная и деструктивная функции социальных конфликтов.

 

Понимание общества как социальной системы предполагает наличие не только элементов, из которых она состоит, но и социальных процессов, которые, постоянно изменяясь, наполняясь новым содержанием, пронизывают это общество, вовлекают его структуры в различного рода общественные отношения. Эти отношения между элементами общества при известных обстоятельствах могут или прерваться или приобрести характер конфликта. Общественный конфликт порождается социальными противоречиями, которые пронизывают все сферы жизни общества – экономическую, социальную, политическую и др.

Социальное противоречие - это взаимодействие социальных слоев, групп, связанное с несовпадением их интересов и целей. Природа и суть его в том, что в силу стремления одних социальных субъектов удовлетворить, реализовать свои потребности, цели, интересы, их действия не соответствуют действиям других социальных субъектов, не согласуются с ними. Причинами социальных противоречий и проблем могут быть отсутствие средств и условий, препятствия на пути к цели, несогласованность целей между субъектами и т. д. Будучи различными по уровню значимости, противоречия на определенном этапе зачастую приводят к социальному конфликту. Он - наивысшая стадия противоречия, его острая форма, когда существующие в противоречии противоположности превращаются в крайние противоположности, достигая момента отрицания друг друга. Таким образом, с точки зрения социологии, под социальным конфликтом понимается определенный тип отношений, в котором его участники противостоят, взаимно отрицают друг друга в силу несовместимости своих устремлений, столкновения противоположно направленных интересов, расхождения норм, ценностей, образцов поведения.

Субъектами социальных конфликтов могут быть как конкретные индивиды, так и социальные группы, общности, организации, институты. В реальной жизни социальный конфликт как открытое столкновение больших социальных общностей все более уступает место конфликту партий, общественных организаций и их лидеров. Известный социолог Р. Дарендорф условно разделил субъекты социальных конфликтов на три группы:

1. Первичные группы - непосредственные участники конфликта.

2. Вторичные группы, которые непосредственно не участвуют в конфликте, но способствуют его возникновению.

3. Субъекты третьей группы также непосредственно не участвуют в конфликте, но они заинтересованы в его разрешении.

Субъекты социальных отношений, которые имеют противоположные цели и сталкиваются между собой в попытках их достижения, называются конфликтующими сторонами.

Природу социальных конфликтов обычно принято связывать с двумя обстоятельствами. Во-первых, вся многогранная жизнь общества объективно содержит в себе множество противоречий - экономических, социальных, политических, духовных и т. д. Так же объективны и неоднородность общества, его разделение на огромное количество социальных групп, общностей со своими целями, интересами, проблемами. Во-вторых, конфликты всегда связаны с субъективным восприятием людьми своего статуса, своих возможностей, желаний, с осознанием их несовместимости с интересами, целями иных социальных групп. В итоге конфликты возникают в результате столкновения разнообразных объективных и субъективных тенденций в деятельности индивидов, групп, общностей, как конфронтация идей, теорий, взглядов, как борьба за монопольное господство внутри определенных сфер деятельности и извлечение выгод.

Огромное многообразие причин социальных конфликтов привело к необходимости создания определенной их типологии на основе общих признаков, характеристик.

1. Исследователи выделяют прежде всего такие причины конфликтов, которые кроются в различных формах экономического, социального, политического неравенства в обществе. Социальные противоречия по поводу использования материальных ценностей, тех или иных социальных благ, доступа к власти и т. п. перерастают в конфликт тогда, когда определенная социальная группа, класс, организация, институт ощущают свое неравенство в распределении этих ценностей, более того, когда субъективное восприятие этого неравенства кажется им нетерпимым.

2. Определенная группа причин объясняет социальные конфликты наличием противоположных ценностных ориентаций у различных субъектов общественных отношений. Например, могут существовать различные и даже взаимоисключающие друг друга оценки, которые даются индивидами, группами социальным явлениям, фактам, различные цели, к которым они стремятся. При известных обстоятельствах противостояние на основе ценностных ориентаций может перерасти в конфликт.

3. В основании многих конфликтов лежат идеологические причины. Этот тип конфликтов по своей сути близок к тем, которые связаны с наличием у тех противоположных ценностных ориентаций. Специальное выделение конфликтов, возникающих по причине идеологических разногласий, связано с тем, что идеология занимает особое место в жизни общества. Если понимать идеологию как целостную систему идей, взглядов, в которых осознается и разделяется отношение того или иного субъекта общества к социальной реальности, а также дается ее оценка с позиций его интересов, ценностей, то она становится причиной многих социальных конфликтов. В случае, когда класс, социальная группа через свою идеологию понимают, истолковывают социальную реальность односторонне, стремятся подчинить ее только своим интересам, конфликт неизбежен.

4. Социология выделяет и такую группу причин конфликтов, которые связаны с отношениями, возникающими между элементами структуры общества. Тот или иной элемент в силу определенных причин стремится изменить свое положение в общей иерархии социальной структуры общества, и это может привести его к конфликту с теми, кто желает сохранить статус-кво.

Общество, находясь в беспрерывном и бесконечном развитии, порождает огромное количество социальных конфликтов. Проводимые научные исследования, желание глубже проникнуть в природу конфликтов привели к необходимости создать определенную их типологию.

1. В зависимости от того, могут ли социальные конфликты охватывать все или только отдельные стороны общественной жизни, они могут быть всеобщими или частными, политическими или экономическими, социальными или духовными, этническими или религиозными и т.д.

2. По своей глубине и остроте конфликты бывают неантагонистические (примиримые) и антагонистические (непримиримые). Упущенные возможности разрешения неантагонистического конфликта способствуют его перерастанию в хроническую форму и далее в антагонистический конфликт.

3. По возможности их наблюдать, исследовать конфликты могут быть открытыми (явными) или скрытыми (латентными). В первом случае действия противников расширяют сферу конфликта. Они вовлекают в него других субъектов социальных отношений, так как открытое столкновение легко наблюдать, сопереживать и т. д. Скрытые конфликты опасны другим - своей неожиданностью, непредсказуемостью.

return false">ссылка скрыта

4. По своему внутреннему содержанию конфликты можно разделить на эмоциональные и рациональные. Эмоциональные конфликты прежде всего основаны на личной неприязни его участников. Они опасны для общества не только тем, что мало контролируемы и характеризуются особой ожесточенностью. В ходе эмоционального конфликта вырабатываются своеобразные стереотипы, по которым участники идентифицируют своих противников, и эти стереотипы могут передаваться все новым участникам и даже новым поколениям. Такой конфликт (например, религиозный, межнациональный) может длиться десятилетия и даже столетия. Рациональные конфликты редко переходят на личностный уровень. Субъекты таких конфликтов стремятся через компромисс прийти к соглашению.

5. Известный социолог С. Фролов классифицирует конфликты в зависимости от того, кто в них вовлечен. Исходя из этого он выделяет:

личностные конфликты (происходящие внутри индивида, когда его личность раздваивается, когда он вынужден исполнять социальные роли, которые взаимоисключают друг друга);

межличностные конфликты (возникающие между индивидами, чьи разногласия носят личностный характер);

межгрупповые конфликты (как результат разногласий, противостояния индивидов, образующих социальные группы);

конфликт принадлежности (происходит на основе принадлежности индивида к двум группам и более, которые, преследуя одну цель, конкурируют между собой);

конфликты с внешней средой (предполагают столкновение индивида, группы с различными социальными организациями, институтами).

Существуют и другие типы социальных конфликтов, выделяемых исследователями этого явления общественных отношений: по динамике своего развития они могут быть остропротекающими, быстроразвивающимися, угасающими, разрастающимися, хроническими, по формам действия сторон - с применением насилия и без.

Изучение социальных конфликтов предполагает рассмотрение их в динамике развития, когда выделяются этапы, фазы его протекания, формы конфликтного поведения. Обычно в развитии конфликта выделяют три этапа - предконфликтный, непосредственно конфликт и этап его разрешения.

Для понимания первого этапа важно знать не только объективную природу конфликтов, но и их непосредственные причины.

Их сущность - в осознании будущими субъектами конфликта неразрешимости возникшей между ними проблемы. Зачастую возникают ситуации, когда проблема исчезает, перестает быть предметом социального столкновения, но причина конфликта остается в субъективном осознании вражды, несовместимости интересов участников этого столкновения.

Предконфликтная стадия характеризуется тем, что стороны, участвующие в социальном противостоянии, в это время оценивают свои ресурсы, свои возможности в предстоящем конфликте; формируют установку на столкновение, борьбу, победу, изучают окружение, которое может выступить в поддержку какой-либо стороны, и на основе всего этого они выстраивают свою стратегию, рассчитывают свои тактические ходы. С началом активных действий сторон конфликт вступает в свою вторую стадию. Она характеризуется прежде всего конфликтной ситуацией, поводом к открытому столкновению и наличием инцидентов - социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Фактически непосредственный конфликт складывается из цепи инцидентов, которые могут носить как открытый, так и скрытый характер. Анализ действий, составляющих содержание инцидентов, может дать ответ на вопросы: «Куда движется конфликт? Будет ли он носить острый, затяжной характер?»

В случае, если между сторонами инциденты больше не возникают, это говорит о том, что конфликт перешел в стадию своего разрешения. Причины этого могут быть связаны как с изменением объективных условий, так и с изменением субъективных оценок того, что лежало в основе конфликта. Социальный конфликт может быть разрешен как частично, так и полностью. В первом случае он может возобновиться, особенно если конфликт носил эмоциональный характер. А полное разрешение конфликта (помимо других причин) прежде всего связывается с устранением тех проблем, которые были неразрешимы или казались таковыми субъектам этого социального взаимодействия. Для общества особенно нетерпимым и опасным является такое проявление конфликта, как насилие. Оно является одним из древнейших способов разрешения социальных конфликтов. Вся история человечества представляет собой череду насильственных действий, направленных на порабощение и уничтожение одних индивидов и социальных групп другими. Крайними формами проявления насилия являются различного рода войны, геноцид, террор и массовые убийства людей.

Развитие мировой цивилизации не избавило человечество от массового насилия и войн. XX в. побил все мыслимые и немыслимые рекорды по числу жертв насилия. Только в двух мировых войнах погибло свыше 70 млн. человек, а в различного рода локальных конфликтах - еще около 30 млн. Десятками миллионов исчисляются жертвы преступлений против личности.

Исследователи проблемы отмечают, что в настоящее время происходит эскалация насилия в большинстве стран мира. Решающим фактором формирования агрессивности является влияние социальной среды, в которой проходит социализация личности. В обществе или социальной общности, где культивируются жестокость, насилие, отсутствие сострадания, сочувствия и милосердия, дети с раннего возраста впитывают в себя навыки агрессивного поведения. Особенно негативное влияние на социализацию ребенка оказывает насилие в семейных отношениях, например, агрессивное поведение отца по отношению к другим членам семьи.

Не менее пагубное влияние на рост насилия в обществе оказывает безнаказанность в реальной жизни. Десятки и сотни нераскрытых убийств и других преступлений порождают новые преступления. А бытовое насилие в семье (драки между супругами, издевательство родителей над детьми и др.) по сути является узаконенной формой семейных отношений, легальным институтом воспроизводства насилия.

Существуют различные типологии насилия. В основе социологического понимания насилия лежит разграничение насилия на два основных вида: прямое насилие и структурное насилие.

Прямое насилие предполагает непосредственное воздействие субъекта на объект (убийство, телесные повреждения, задержание, изгнание и т. д.).

Структурное насилие - это создание определенных условий, ущемляющих потребности и интересы людей, например, эксплуатация человека человеком в обществе. Последнее особенно важно для понимания сущности государственного насилия.

Насилие широко используется как средство власти. Само понятие «власть» предполагает насилие (принуждение). Но если на уровне межличностных и межгрупповых отношений наиболее распространенной формой является прямое насилие, то на уровне властного взаимодействия широко применяются все виды насилия: прямое, структурное, культурное. При этом тоталитарные политические режимы (фашистский, коммунистический, националистический) в большей степени тяготеют к прямому насилию (террор, репрессии, депортации, концлагеря), а либерально-демократические - к структурному. Но любая власть стремится легитимизировать (узаконить) применяемые ею виды насилия, сделать насилие необходимым (естественным) элементом культуры. Для этого используются различные средства: убеждение, принуждение, авторитет вождя, стимулирование, манипулирование и др. Наиболее радикальными формами политического насилия в обществе являются гражданская война и геноцид против собственного народа.

Главной целью политического насилия является власть, обладание которой дает возможность распоряжаться людьми и ресурсами и легально применять насилие. И пока существует государство, отношение господства и подчинения, структурное насилие как проявление конфликта и как средство его разрешения будет существовать.

Для конфликтологии - одного из направлений в социологии и политологии важной проблемой является вопрос о месте социальных конфликтов в обществе, о том, как они отражаются на жизни людей. Общей точки зрения на него социология не выработала. Одни исследователи считают, что социальные конфликты - это аномальное явление и они в целом не оказывают существенного позитивного влияния на развитие общества и в конечном итоге их возможно преодолеть рациональными средствами. Само же общество развивается в ходе эволюционных изменений, которые протекают в его составных частях, и социальные конфликты на эти процессы могут оказывать негативный и разрушительный характер. Прежде всего отмечается, что конфликты зачастую разрушают социальные общности, приводят к огромным необоснованным затратам ресурсов. Внутренние конфликты разрушают единство в группе и тем самым ослабляют возможность противостоять внешним агрессивным действиям.

Другая группа социологов считает, что конфликт - это естественный и необходимый элемент социальной жизни. Они признают конструктивное, положительное начало, которое несет в себе конфликт, и прежде всего то, что он стимулирует динамику общественных процессов, способствует возникновению новых форм существования социальных систем, является важным фактором общественных изменений.

Современная конфликтология в оценке места социальных конфликтов в жизни общества в большинстве случаев исходит из того, что они объективно несут в себе некое диалектическое единство позитивного и негативного, интегративного и разрушительного. Так, например, американский социолог

Л. Козер в своей работе «Функции социальных конфликтов» подчеркивал, что конфликт несет в себе не только деструктивную (разрушительную) функцию. В нем заложен большой позитивный потенциал. Л. Козер вычленяет основные функции конфликта, которые, по его мнению, благотворно сказываются на состоянии общества и способствуют его развитию: а) образование групп, установление и поддержание их нормативных и физических границ; б) установление и поддержание относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений; в) социализация и адаптация как индивидов, так и социальных групп; г) создание и поддержание баланса сил и, в частности, власти; д) получение информации об окружающей среде (сигнализирует о тех или иных проблемах и недостатках); е) стимулирование нормотворчества и социального контроля; ж) способствование созданию новых социальных институтов.

Немецкий ученый Г. Зиммель еще на рубеже ХIХ-ХХ вв., отмечая многочисленные факты негативных проявлений социальных конфликтов в обществе, вместе с тем показал, что 1) чем острее конфликт и чем он чаще, тем большая вероятность того, что будут созданы нормы, регулирующие конфликты; 2) чем продолжительнее конфликт между группами, в разной степени обладающими властью, тем более вероятно, что они отрегулируют свое отношение к власти; 3) чем острее и продолжительнее конфликт, тем большая вероятность того, что группы, прежде не связанные между собой, образуют коалиции.

Понимание места социальных конфликтов в жизни общества с позиций, которые отвергают крайние суждения, позволяет определить и два основных вида их последствий, которые одновременно присутствуют в них. Это интегративные и дезинтегративные последствия конфликтов. Представители современной конфликтологии стремятся не только исследовать концептуальные вопросы этого явления общественной жизни, но разрабатывают социальные политические технологии, которые позволили бы смягчить дезинтегративные последствия и особенно те, которые проявляются в форме насилия.

Вопросы для самоконтроля знания по теме:

1. В чем природа социальных конфликтов? В чем причина социальных конфликтов?

2. Назовите известные типы (виды) социальных конфликтов. Кратко охарактеризуйте их.

3. Какие существуют способы предупреждения и разрешения конфликтов?

4. Что такое структурное насилие? Ваше отношение к нему?

 

 

ТЕМА 10.

РЕЛИГИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ИНСТИТУТ

Социологическое определение религии. - Причины и факторы ее возникновения и существования в социуме. - Основные характеристики религии как социального института и его эволюция. - Структура религии. - Религиозные организации. - Виды религий. - Религия в современной России. - Функции религии как социального института. - Секуляризация.

Изучение религии различными отраслями научного знания (историей, этикой, культурологией, политологией и др.) на основе как современного нам общества, так и реконструкции ее максимально отдаленного прошлого свидетельствует о том, что религиозность была присуща людям всегда. Это позволяет свидетельствовать о религии как социокультурном феномене человеческого общества. Рассматривать религию как ошибку, заблуждение человечества, являющиеся следствием неразвитости общественной практики и научного знания, - это значит быть предвзятым и односторонним при ее изучении. Но что же такое религия и религиозность с точки зрения социологии и каковы причины их появления?

Социологический подход к религии сформировался в огромной степени под влиянием идей «классиков» социологии: К. Маркса, Э. Дюркгейма и М. Вебера. Ни один из них не был верующим, и все трое справедливо полагали, что религия по природе своей является иллюзией, т.е. искаженно, необъективно объясняющая окружающий людей мир. Эти три мыслителя утверждали, что уже само по себе разнообразие религий и их очевидная взаимосвязь с типом общества, в котором они получают распространение, делают заявления последователей той или иной религии о том, что она единственно истинная, неправдоподобными.

Вместе с тем все религии, независимо от времени их существования и содержательной сложности, имеют всегда общую основу, позволяющую сформулировать определение религии как институализированную систему верований, ценностей, практик, связанных с той или иной сверхъестественной субстанцией, которая оценивает, контролирует действия и мышление людей, а также обеспечивает их решением вопросов, относящихся к сфере предельных категорий человеческого бытия (рождение, смерть человека, смысл его жизни и .т.п.).

Под каким бы углом зрения ни рассматривали религию представители различных социологических школ, в конечном итоге сущностьрелигии выражается в той или иной совокупности ценностей, выработанных людьми в ходе их культурного развития, но происхождение которых приписывается сверхъестественным силам или богам. Поскольку люди не могут осознать собственную историю в полной мере, им свойственно объяснять ценности и нормы, имеющие социальную природу, деятельностью богов. Так, предание о десяти заповедях, переданных Моисею Богом, является мифом, объясняющим происхождение моральных запретов, которые определяют образ жизни последователей иудаизма и христианства.

Как и любой другой сложный объект научного познания, религия имеет сложный комплекс причин и факторов своего появления и существования в жизни любого общества. Среди них исследователи выделяют несколько наиболее важных:

1. Социальные и социально-климатические -незащищенность человека перед природной стихией и социальными катаклизмами (войнами, голодом, эпидемиями и др.). Желание найти защиту в сверхъестественном.

2. Познавательные- способность человеческого сознания в ходе познавательной деятельности придавать сверхъестественные свойства предметам и явлениям, которые человек не в состоянии исследовать опытным путем. Абстрактные представления о тех или иных явлениях, основанные не на знаниях, а на неаргументированной вере.

3. Психологические,связанные с воздействием культовых отправлений на психику человека. Например, у индивида во время религиозного обряда могут возникнуть видения (галлюцинации), сильное эмоциональное возбуждение и т.д.

4. Социально-психологические -единая вера и совместные культовые действия способствуют интеграции людей в рамках определенной социокультурной общности.

5. Исторические- обусловленность существующей религии ее предшествовавшим развитием, т.е. историческими корнями.

Отмеченные выше причины возникновения религиозных верований в том или ином человеческом обществе не вызывают особых дискуссий у специалистов и признаются как научно обоснованные. Вместе с тем стремление изучить самую глубинную причину возникновения религии как части социокультурной жизни людей вызывает различные толкования. Мы разделяем ту точку зрения исследователей, которая, опираясь на имеющийся эмпирический материал, накопленный социологией религии, связывает возникновение религиозных верований с такими фундаментальными событиями в жизни человека, как рождение и смерть, смысл пребывания на земле, его многочисленные страдания и переживания, добро и зло, другие драматические моменты людей.

Социологи полагают, что возникновение и существование религии во всех без исключения обществах как раз и объясняется стремлением человечества не только найти ответы на эти фундаментальные проблемы собственного бытия, но и вместе с тем сформировать сознание и чувства верующих людей таким образом, чтобы они обрели уверенность и нашли моральную опору, утешение в религиозной деятельности. Следовательно, наиболее существенная черта религии, религиозных символов и действий заключается в их соотнесенности с конечными условиями человеческого существования - рождением и смертью человеческого существа, его жизненными трагедиями, бесконечностью окружающего мира и др. Именно этот смыслообразующий компонент религии дает основание рассматривать ее в качестве центрального компонента культурной системы, ибо проблема решения смысла «конечных условий человеческого существования» встает перед любым социумом на любой ступени его развития независимо от типа общественного устройства.

Базируясь на общем взгляде на религию как на форме общественного сознания, иллюзорно отражающего мир, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер акцентировали «свои» аспекты причин и факторов, обуславловающих возникновение религии в том или ином обществе. К. Маркс и марксистская социология объясняют существование в обществе религии как института со стремлением использовать ее как средство социального контроля, как орудие классового господства.

К. Маркс считал религию иллюзией, мифом, приносящим утешение. Он полагал, что религия маскирует не только страх и тревоги, но и несправедливость эксплуатации при классовой системе. По Марксу религия укрепляет положение господствующих групп общества, угнетающих менее влиятельные группы. Это осуществляется с помощью верований, предлагающих низшим классам надежду на лучшую жизнь в ином, загробном мире.

В одной из своих работ К. Маркс ярко и образно дал знаменитую оценку религии: «Религиозноеубожество есть в одно и то же время выражение действительного убожества и протестпротив этого действительного убожества. Религия - это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она - дух бездушных порядков. Религия есть опиумдля народа».

Сложно оспорить и утверждение К. Маркса о том, что религия имеет сильно выраженный идеологически компонент: религиозные верования и ценности часто служат оправданием имущественного неравенства и различий в социальном положении. И тому служат многочисленные исторические примеры: фактически нет ни одного общества, в истории которого религия не оправдывала существовавшее неравенство.

В отличие от К. Маркса, Э. Дюркгейм не связывал возникновение религии непосредственно с социальным неравенством или обладанием властью. Он усматривал связь религии с природой общественных институтов в целом, со стремлением людей, общностей найти механизмы обеспечения группового согласия. Э. Дюркгейм подчеркивал то обстоятельство, что религии никогда не представляли собой только набор верований. Для любой религии характерны постоянно повторяющиеся ритуалы и обряды, в которых принимают участие группы верующих. Благодаря коллективным обрядам чувство групповой солидарности получает подтверждение и крепнет. Ритуалы и обряды поддерживают ценности и верования той или иной общности, препятствуют нарушению господствующих в ней социальных норм.

В самом сжатом виде теорию религии Э. Дюркгейма, объясняющую возникновение религии, можно представить следующим образом: общество организует, обобщает человеческий опыт. Затем люди стремятся найти объяснение влиянию внешних сил. Это способствует формированию религий, соответствующих структуре общества. Наконец, для выражения религиозных верований складываются ритуалы. Они оказывают воздействие на сплоченность группы и единство ее религиозных убеждений, регулируют поведение ее членов и укрепляют структуру общества.

Другой выдающийся социолог - М. Вебер, предприняв масштабное исследование основных религий, существующих в современном мире, связывал их возникновение с теми социальными ценностями, которые, в силу различных причин, стали господствующими в том или ином обществе и через религиозные верования стали доминирующими. В результате господствующая религия оказывает непосредственное влияние на социальные изменения в конкретном обществе. Сосредоточив свое внимание на этом вопросе, М. Вебер убедительно показал, как многие восточные религии стали непреодолимой преградой на пути развития промышленного капитализма западного образца. Так, например, М. Вебер, исследовав иудаизм, показал, что его основные ценности заключаются в стремлении людей освобождаться от власти материального мира и что якобы это приводит к переходу на новую, высшую ступень духовного развития. Религиозные чувства и мотивации, порождаемые индуизмом, не направлены на завоевание власти над материальным миром и его преобразование. Наоборот, индуизм рассматривает материальную реальность как пелену, под которой скрываются действительные интересы человечества.

Усилия конфуцианства, по мнению М. Вебера, также направлены на то, чтобы достичь гармонии с миром, а не активно вмешиваться в него. Хотя Китай на протяжении долгого времени и являлся самой могущественной, наиболее развитой в культурном отношении мировой цивилизацией, господствовавшие в нем религиозные ценности на определенном этапе истории страны послужили тормозом для экономического развития, которое отвечало бы его собственным интересам.

В Западной Европе христианство и особенно протестантизм заложили фундамент для капиталистического развития Запада в виде соответствующих религиозных ценностей. Здесь одними из самых успешных предпринимателей были кальвинисты. Их внутреннее побуждение к успеху, которое помогло исходному экономическому развитию Запада, подкреплялось изначально желанием служить богу. Материальный успех для них был знаком божественного благорасположения. Этот тип поведения (стремление к достижению материальных благ) стал известен как протестантская трудовая этика, и М. Вебер полагал, что она оказала основное воздействие на развитие капитализма в части создания наиболее благоприятного для этого морально-нравственного климата.

Взгляды К. Маркса, Э. Дюркгейма и М. Вебера, сформировавшиеся на основе их учений социологические школы не столько исключают, сколько дополняют друг друга в части объяснения причин и факторов зарождения и развития религий и религиозных верований. Но что же характеризует религию как социокультурный феномен и позволяет отдеференцировать ее от других форм общественного сознания? Социология выделяет несколько признаков (характеристик), позволяющих определить, является ли то или иное верование религиозным. Хотя религия может быть связана с глубоко личным переживанием, она прежде всего предполагает наличие группы верующих. Социологов интересуют религиозные группы и то, чем они отличаются от других групп в обществе. Исследование религии опирается на изучение определенных общностей - например католиков, протестантов, иудаистов и т.д.

Кроме того, религия ассоциируется с понятиями, которые считаются священными.Те или иные предметы, объекты, явления становятся священными потому, что считаются связанными с чем-то сверхъестественным - с какой-то силой или существом, возможности которого не ограничены.

Религия также предполагает особую совокупность действий или ритуалов. Ритуалы- это образцы поведения по отношению к священным и сверхъестественным силам. Сами же ритуалы как совокупность действий не заключают в себе религиозного смысла. Однако они приобретают религиозное значение, когда люди используют их в определенных ситуациях для выражения своей связи со священными силами. Например, в повседневной жизни вода употребляется для питья или принятия душа. Но при совершении обряда крещения она становится священной и символизирует вступление нового адепта в религиозную общность.

Наконец, религия включает некоторые представления о праведном образе жизни. Большинство религий предписывает верующим систему заповедей, или норм, регулирующих поведение. Эти нормы определяют, как следует себя вести при различных обстоятельствах. Так, например, в таких массовых и сложных религиях, как христианство, ислам, буддизм, сформулированы четкие морально-нравственные принципы.

Социология особое внимание уделяет вопросу соотношения различных форм религиозных верований определенным этапам развития социальной организации жизни людей и в связи с этим - проблеме институционализации религии.

Институциональный подход к изучению религии предполагает анализ эволюции института религии на различных ступенях развития общества. Исторически первичными формами религии являлись фетишизм, тотемизм и магия, существующие в первобытных обществах. Фетишизм объектом религиозного поклонения делает какой-либо конкретный объект - растение, животное и др., наделяемые сверхъестественными свойствами. Предполагается, что обладание этим объектом приносит удачу в жизни, предохраняет от опасностей и невзгод. Тотемизм отличается от фетишизма тем, что тотем выступает в качестве коллективного религиозного объекта. Люди первобытной культуры полагают, что тотем обладает мистической силой, способствующей сохранению первобытной общины. Магия же представляет собой колдовские обряды и заклинания, посредством которых люди стремятся воздействовать на различные события окружающего мира с тем, чтобы изменить их в желательном направлении.

Вступление человечества в эпоху цивилизации знаменовалось возникновением гораздо более сложных типов религиозных институтов. Формирование социально стратифицированных обществ сопровождалось созданием политеистических религий, ярким примером которых может служить античная древнегреческая религиозная система. Согласно греческой мифологии, миром управляют множество богов, каждый из которых покровительствует определенным сферам жизнедеятельности человека. Апполон - бог искусства, Гермес - торговли и т. д. Политеистические религии явились культурной и мировоззренческой основой многих национально - государственных образований.

Другим известным типом религиозных верований выступает монотеизм, возникающий в процессе формирования трех главных мировых религий: буддизма (VI - V вв. до н.э.), христианства (I в.) и ислама (VII в.). Для них характерно стремление объединить в одной вере людей различных социальных групп, государств и этносов. Монотеизм означает веру в единого бога как высшее духовное существо.

По мере усложнения социальной структуры общества усложняется структура религии. Одновременно происходят изменения и во взаимоотношениях религии и общества. Например, в первобытном обществе еще нет особых различий между общественной жизнью и совершением культовых обрядов, нет и профессиональных служителей культа. В период разложения родового строя начинают зарождаться отдельные, относительно самостоятельные элементы религии (жрецы, шаманы и т.д.), но в целом общественная и религиозная жизни совпадают. С возникновением государства начинают формироваться относительно самостоятельные структуры религии.

Элементы (структуры) религии складываются и изменяются эволюционно. К ним относятся прежде всего религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозные отношения, религиозные организации. Религиозное сознание - это сознание верующего человека. Не всякая вера есть вера религиозная. Последняя «живет» благодаря наличию особого феномена в психологии человека. Вера - это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в истинности какой-либо идеи. Вера возникает по поводу тех событий, процессов, идей, которые имеют для людей существенно значимый смысл и представляют собой сплав интеллектуального, эмоционального и волевого моментов. Религиозная вера - это вера в существование элементов, сил, свойств, связей, выходящих за пределы действительности, а также вера в возможность общения с ними, воздействия на них.

Другим компонентом религиозного сознания являются наглядная образность и эмоциональность. Наглядный образ непосредственно связан с переживаниями, поэтому религиозное сознание очень эмоционально. Религиозные чувства - это эмоциональное отношение верующих к признаваемым ими объективными существам, к священным вещам, персонам, действиям, друг к другу. Не всякие переживания можно считать религиозными, но лишь те, которые спаяны с религиозными представлениями, идеями, мифами и в силу этого приобрели соответствующую направленность, смысл и значение. С религиозными представлениями могут сливаться и получать соответствующие направленность самые разные эмоции человека - страх, любовь, восхищение, благоговение, радость, надежда и т. п. В этом случае переживают «страх Господень», «любовь к Богу», «радость богообщения» и прочее.

Религиозное сознание имеет два уровня - обыденный и концептуальный. Обыденное религиозное сознание предстает в виде образов, представлений, стереотипов, установок, настроений, привычек и традиций. Оно выступает не как нечто цельное, систематизированное, а в фрагментарном виде разрозненных представлений, взглядов. На этом уровне главную роль играют эмоции - чувства, настроения.

Религиозное сознание на концептуальном уровне - это специально разрабатываемая, систематизируемая совокупность понятий, идей, принципов, рассуждений и др. Вероучение, богословие - концептуальный уровень религиозности. Они базируются на священных текстах и в то же время разрабатывают правила их толкования.

Важным элементом религии является религиозная деятельность. Она занимает своеобразное место в системе общественной деятельности. Существуют два основных вида религиозной деятельности - внекультовая и культовая. Внекультовая осуществляется в духовной и практической сферах. Духовная сфера - это разработка религиозных концепций, сочинение богословских произведений и т. д. Разновидностями практической внекультовой деятельности являются производство средств религиозного культа, миссионерство, преподавание богословских дисциплин в учебных заведениях, пропаганда религиозных взглядов.

Религиозный культ - это совокупность религиозных действий, направленных на служение Богу (богам). Культ является важнейшим видом религиозной деятельности. Его содержание определяется соответствующими представлениями, идеями, догматами, прежде всего священными текстами. Воспроизведение этих текстов во время отправления культа является для верующего человека воспроизведением «высшей» реальности, служением ей. В этом смысле культ может быть охарактеризован как проигрывание религиозного мифа. Воспроизведение мифа в религиозном культе всегда связано с верой в реальность описанных в мифе событий, в присутствие мифологических персонажей, в получение ответа от высших сил, возможность общения с ними и т. п.

Предметом культа становятся различные объекты и силы, осознаваемые в форме религиозных образов. В качестве предметов культа в религиях могут выступать материальные вещи, животные, растения, леса, горы, реки, Солнце, Луна и пр., или Бог, боги, другие высшие существа. Разновидностями культа являются ритуальные пляски вокруг изображения животных - предметов охоты, заклинания духов (на ранних стадиях развития религии), богослужения, проповедь, молитва, религиозные праздники, паломничество (в развитых религиях).

К средствам культа причисляют молитвенный дом, религиозное искусство (архитектуру, живопись, скульптуру, музыку), различные культовые предметы (облачения, утварь). Культовое здание - важнейшее средство культа.

Способы культовой деятельности определяются содержанием религиозных верований. На основе религиозных взглядов, священных текстов и т. д. складываются определенные нормы и предписания о том, что и как нужно делать, чтобы вступить в «контакт» с Богом (богами) и послужить ему (им). Эти предписания касаются как элементарных культовых актов (поклоны, падение ниц и т. п.), так и более сложных (богослужение, праздники, проповеди). Во время отправления культа происходит реальное общение верующих друг с другом, что делает их социальную группу, общность еще более устойчивой, а ее границы непроницаемыми.

Религиозная деятельность предполагает и обязательное наличие религиозных отношений. Их субъектами могут выступать индивиды, группы, организации, институты. Не всякие отношения религиозных людей, групп, институтов, организаций друг с другом и с внерелигиозными сферами есть религиозное отношение. Религиозные индивиды, группы и институты могут вести экономическую, политическую, просветительскую и иную деятельность. Религиозные отношения складываются в соответствии с религиозным сознанием и существуют посредством религиозной деятельности.

Следует различать культовые и внекультовые религиозные отношения. Культовые отношения существуют посредством культовой деятельности. В ходе культовой деятельности руководитель богослужения или обряда вступает в определенные социальные связи с рядовыми участниками. Складываются и отношения рядовых участников друг с другом. Православное венчание, например, включает жениха и невесту вовзаимные отношения, предписываемые нормами церковного брака, крещение устанавливает связь «крестного сына (дочери)» с «крестными родителями (отцом, матерью)» и т.д.

Внекультовые религиозные отношения существуют посредством внекультовой религиозной деятельности. В них преимущественное значение приобретают действительные отношения между религиозными индивидами, группами, организациями. К внекультовой религиозной деятельности относятся преподавание богословских дисциплин в духовных учебных заведениях, религиозная пропаганда в печати, по радио и телевидению, миссионерская деятельность, воспитание детей в семье, управление различными звеньями религиозной организации. Религиозные отношения включены в систему общественных отношений материальных и идеологических. В зависимости от места и роли религии в обществе религиозные отношения могут в большей или меньшей степени «накладываться» на другие отношения (или вообще «не накладываться»). Чем больше влияние оказывает религия, тем в большей мере религиозные отношения «врастают» в политические, правовые, нравственные, семейные, племенные, национальные и другие отношения. В этом случае общественные отношения приобретают религиозно-культовый аспект.

Каждая сфера жизни людей (производственная, политическая, личная и т. д.) рано или поздно порождает те или иные учреждения, организации. Их задача - упорядочить все более усложняющуюся сферу жизни людей. Этот процесс характерен и для религиозной сферы. В первообытном обществе религиозных организаций не было. Руководили религиозными церемониями первоначально старейшины рода и племени. Постепенно появлялись служители культа - шаманы, знахари и др. Складывались религиозные группы - «тайные союзы», не совпадающие с этническими общностями. По мере дифференциации общества, разделения труда постепенно образуется сословие жрецов, а вместе с ним - и религиозные организации.

Социология выделяет четыре основных типа религиозных организаций: церковь, секта, деноминация (вероучение) и культ.

Церковь(от греч. – божий дом) - это открытая, массовая религиозная организация, имеющая тесные связи с широкими слоями общества и действующая внутри его. Основными признаками церкви являются наличие более или менее разработанной догматической и культовой системы, особого слоя людей - служителей культа (духовенства) и рядовых верующих - прихожан; централизованная система управления отдельными церковными подразделениями, наличие специфических культовых зданий и сооружений.

Секта -особая религиозная организация (группа верующих), отвергающая основные ценности официальной церкви и основной массы верующих. Обычно секту образует отколовшаяся от основной церкви группа верующих. Секта представляет собой закрытую или полузакрытую организацию, для вступления в которую требуется пройти определенный ритуал посвящения. Выйти из секты также бывает не просто.

Деноминацияпредставляет собой промежуточное звено между церковью и сектой. Она более открыта и многочисленна, чем секта, но также по сути является религиозной организацией, отколовшейся от официальной церкви. Например, такие протестантские деноминации, как баптисты, пресвитериане, методисты и др. возникли в результате откола от римско-католической церкви. Иногда деноминации образуются в результате расширения (укрупнения) сект. Деноминации в наибольшей степени присущи тем странам, в которых свобода вероисповедания стала основой религиозного плюрализма (США, Канада и др.).

Культ -закрытая религиозная организация (крайняя форма секты), в основе которой лежит поклонение какому-либо лживому мессии. Негативное влияние некоторых культовых религиозных организаций на молодых людей (подростков) вызывает законное негодование их родителей и общественности. Нередко деятельность таких организаций становится предметом разбирательства для правоохранительных органов.

В России в настоящее время насчитывается более миллиона адептов (приверженцев) различных тоталитарных религиозных культовых- организаций, которые зачастую вступают в конфликт с законом.

Какие же виды религий являются наиболее распространенными в современном мире? Одной из крупнейших монотеистических религий является христианство,возникшее в I в. Сейчас численность верующих, называющих себя христианами, превышает миллиард человек. Однако различные течения внутри христианства расходятся в вопросах теологии и различаются по типу церковной организации. Основными ветвями христианства являются католицизм, протестантизм и православие.

Христианство возникло как секта внутри иудаизма. До сих пор не установлено, желал ли Иисус создать свою собственную религию. Последователи Иисуса именовали его Мессией, что по - древнееврейски означало «помазанник» (соответствующее греческое слово – «Христос»). Основные заслуги в распространении христианства связываются с именем Павла, римского гражданина, владевшего греческим языком и проповедовавшего во многих городах Малой Азии и Греции. И хотя первоначально христиан жестоко преследовали, император Константин сделал христианство государственной религией Римской империи. Быстро распространившееся христианство стало движущей силой общественного развития в западной культуре на следующие две тысячи лет.

Ислам,являющийся второй по величине мировой религией, и христианство имеют отчасти общее происхождение. Ислам исходит из учения пророка Мухаммеда, жившего в VII в. н.э. Согласно исламу Аллах, единственный Бог, который управляет природой и людьми. Последователи пророка (мусульмане) верят, что Аллах говорил устами предшествующих пророков, включая Моисея и Иисуса, до появления Мухаммеда, чье учение наиболее точно выражает его волю.

В настоящее время ислам получил очень широкое распространение: численность его приверженцев во всем мире составляет более 600 миллионов человек. Большая часть их проживает в Северной и Восточной Африке, на Ближнем и Среднем Востоке, в Пакистане. Как и любая крупная религия, ислам имеет внутри себя (или уже организационно оформившиеся) течения, каждое из которых считает себя единственно правильной, «чистой» (шииты, сунниты, ваххабиты и др.).

Старейшей из всех религий, которые сохранили свое значение в современном мире, является индуизм, ядро которого сложилось около шести тысяч лет тому назад. Индуизм является политеистической религией, т. е. индуисты почитают множество богов, значимость которых для различных общин верующих отличается.Однако эти предпочтения не исключают веру и в других богов в границах индуистской религии.

Большинство индуистов разделяют догму о перевоплощении душ, веря, что все живые существа участвуют в бесконечно повторяющемся цикле рождений, смертей и повторных рождений. Индуизм допускает возможность существования большого числа различных религиозных точек зрения и не делает явных различий между верующими и неверующими. Численность индуистов и мусульман примерно равна (около 600 миллионов). Фактически все индуисты сконцентрированы на территории Индии и прилагающих районов.

Особое место среди мировых религий занимают так называемые этические религии восточных стран (Китая, Японии, Юго-Восточной Азии).

К этимрелигиям Востока относятся буддизм, конфуцианство и даосизм. В этих религиях нет богов. Напротив, они придают особое значение этическим идеалам, которые делают верующих способными ощущать взаимосвязь всех природных явлений и единство Вселенной.

Буддизмберет начало в проповедях Гаутамы, или Будды («просветленного»), который был по происхождению индусом, сыном царя небольшого государства в южном Непале и жил в VI в. до н.э. Согласно учению Будды, человек может избежать дальнейшего цикла перевоплощений, отрекшись от желаний. Путь к спасению лежит через внутреннюю дисциплину и медитации, преодоление всех земных привязанностей. Конечной целью для буддизма является достижение нирваны - состояния полной духовной отрешенности. Будда отвергал индуистские ритуалы и деление на «высшие» и «низшие» касты. Буддизм, так же как и индуизм, отличается терпимостью по отношению к другим религиям, в том числе к вере в местные божества, и не требует полного единства религиозных воззрений.

Конфуцианствосоставляло основу культуры правящих кругов в традиционном Китае. Конфуций (латинизированная форма имени Кунфуцзы) жил в VI в. до н.э., тогда же, когда и Будда. Как Лаоцзы, давший начало даосизму, Конфуций был учителем, а не религиозным пророком подобно ближневосточным религиозным вождям. Конфуций не обожествляется своими последователями, но полагается ими «мудрейшим из мудрых». Конфуцианство добивается подчинения человеческой жизни законам внутренней природной гармонии, уделяя особое внимание почитанию предков.

Даосизмразделяетпохожие принципы, подчеркивая важность медитаций и непротивления как способов достижения высшей ступени в жизненном развитии.

В современной России существует около 70 конфессий, религиозных организаций и течений. Приняв в конце Х в. византийский вариант христианства, Русь восприняла и идею подчиненности церкви светским властям, которая легла в основу государственно-церковных отношений. Тенденции к централизации власти в целях укрепления государственности сопровождались созданием единой церковной структуры. Укрепление монархии при Иване IV повлекло за собой усиление и церковной централизации. При этом был усилен приоритет государственной власти, церкви же вменялась охрана «правильной веры» и борьба с еретическими и антиклерикальными движениями. Главенство государственной власти и статус православия как государственной религии получили правовое закрепление в Соборном уложении 1649 г.

Эта тенденция подчинения церкви светской власти нашла дальнейшее отражение в деятельности Петра I, который вообще упразднил патриаршество, полностью подчинив церковь государству. Церковь была лишена самостоятельности и стала одним из учреждений государственного управления. Царь признавался верховным правителем церкви, которой он руководил через Синод, возглавляемый царским чиновником - обер-прокурором.

Согласно «Своду законов Российской империи» все религии на территории страны делились на три группы: государственную (православное исповедание), терпимые (католицизм, протестантизм, армянская церковь, ислам, буддизм, иудаизм, язычество) и нетерпимые («секты»: духоборцы, молокане, скопцы, иконоборцы, иудействующие и др.). Внеисповедное состояние государством не признавалось. Переход из православия в другую веру или подстрекательство к подобному шагу, распространение ересей и расколов считались особыми видами преступлений, наказания за которые были ужесточены в конце XIX в. в связи с распространением протестатизма и других «сектантских» объединений.

Первые декреты советской власти коренным образом изменили положение православной церкви и других религиозных организаций. Обобщающим документом советской власти в области религиозной политики явился декрет СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (от 23.01. 1918 г.). Согласно этому декрету каждый гражданин имел право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Запрещалось ущемлять свободу совести и устанавливать какие-либо привилегии на основании вероисповедного выбора граждан. Указание на религиозную принадлежность устранялось из официальных документов. Церковь отделялась от государства, упразднялись все прежние формы союза церкви и государства. Школа отделялась от церкви, вводилась государственная система светского образования.

В 1920 – 1930-е гг. шел процесс ограничения сферы деятельности религиозных организаций, которая по постановлению ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929 г., сводилась к единственной функции - удовлетворению религиозных потребностей верующих в молитвенном здании. Конституция 1936 г. запретила религиозную пропаганду, оставив за верующими лишь право на «свободу отправления религиозных культов».

В середине 1980-х гг. начался процесс коренного изменения в государственно-церковных отношениях: происходило активное включение религиозных объединений в общественную жизнь страны.

Принципиально иной характер носят отношения государства и церкви в современной России. Согласно Конституции, принятой в 1993 г., Российская Федерация является светским государством, ни одна из религий не устанавливается в качестве государственной или обязательной.

Исходя из светского характера государства, закон одновременно провозглашает принцип уважения христианства, ислама, буддизма, иудаизма и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России, но при этом подчеркивает особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры.

С конца 1980-х до конца 1990-х гг. количество приходов Русской православной церкви возросло с 6,9 тыс. до 19 тыс., монастырей – с 21 до 478. Действуют 5 духовных академий, 26 духовных семинарий и 29 духовных училищ, а также воскресные школы, открыты Свято-Тихоновский богословский институт и Православный университет. Работают 160 православных библиотек. Издается «Журнал Московской патриархии» и другие печатные издания.

Какие же социальные функцииприсущи отмеченным выше мировым религиям и другим религиозным верованиям? Во все времена при любых условиях религиозные институты, кроме религиозных функций, выполняли и социальные функции, т.е. действовали как социальные институты. Следует выделить несколько основных функций религии: мировоззренческую, коммуникативную, регулятивную, культуротранслирующую, легитимирующую.

Мировоззренческая функциясостоит в реализации определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку) и пр. Религиозное мировоззрение задает предельные критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполагание и смыслополагание. Придание смысла наличному бытию предоставляет возможность тому, кто верует, вырваться за пределы ограниченной обыденности, поддерживает надежду на достижение «светлого будущего», на избавление от страданий, несчастий, морального падения.

Религия также обеспечивает общение, осуществляя тем самым коммуникативную функцию. Общение складывается как в нерелигиозной, так и в религиозной деятельности и в отношениях. Оно включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком.

Регулятивная функциярелигии состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок, стереотипов, обычаев, традиций, институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Особенно большое значение имеет система норм (религиозного права, морали), образцов (многочисленных примеров для подражания), контроля, поощрений и наказаний.

Религия, являясь составной частью культуры, выполняет культуротранслирующуюфункцию. Культуротранслирующая функция религии состоит в осуществлении в рамках традиции передачи накопленного культурного наследия от поколения к поколению. Религия как часть культуры способствует развитию определенных ее слоев - письменности, книгопечатания, искусства, обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры.

Легитимирующаяфункция религии означает узаконение некоторых общественных порядков, институтов (государственных, политических, правовых и др.), отношений, норм. Религия выдвигает высшее требование - максимуму, в соответствии с которой дается оценка практически всех явлений и формируется определенное отношение к ним. Максиме придается обязательный и непреложный характер.

Можно назвать и другие социальные функции религии, например: воспитательная, функция социализации, нормативно-правовая, политическая, идеологическая и др.

Продолжая занимать важное место в жизни людей, религия и церковь все же постепенно теряют свои позиции и как социальный институт, и как форма общественного сознания. Несмотря на рост влияния религии в жизни отдельных государств (как, например, в современной России), в целом она характеризуется таким специальным термином, как секуляризация.

Секуляризация(от лат. saecularis - мирской) - процесс снижения роли религии в жизни общества, переход от общества, регулируемого преимущественно религиозной традицией, к светской модели общественного устройства на основе рациональных (внерелигиозных) норм. Секуляризация сопровождается отделением религии от государства и школы, признанием права человека на свободу совести. Впервые термин «секуляризация» был применен в XVII в. и означал передачу земельных владений из церковного в светское управление.

В настоящее время термин «секуляризация» используется в двух значениях. Часто под секуляризацией понимается уменьшение религиозности населения, выражающееся в снижении посещаемости культовых сооружений, в отходе от строгого следования религиозным обрядам, распространении атеизма и т. д. Однако социологи используют термин «секуляризация» и в другом значении - как переход от религиозного регулирования общественных и государственных институтов к рационалистическому обоснованию их деятельности. При таком определении рост индивидуальной религиозности не противоречит секуляризации - до тех пор, пока религия остается свободным выбором индивида, а государственные органы не обосновывают свои решения религиозными нормами. Например, усиление религиозности в современной России не является отходом от секуляризации.

Вопросы для самоконтроля знаний по теме:

1. Дайте социологическое определение религии. Что является предметом социологического исследования религии?

2. Каковы причины возникновения религии как социокультурного института?

3. Назовите основные характеристики религии как социального института. Подвержен ли он эволюции? Обоснуйте свое мнение.

4. Назовите основные элементы (структуры) религии. Кратко охарактеризуйте их.

5. Какие функции выполняет религия как специальный институт?