Вопросы к экзамену по дисциплине
1. Значение, цель, задачи изучения курса «Методика преподавания специальных дисциплин» в вузе.
2. Содержание обучения специальным дисциплинам в вузе (знания, умения и навыки студента, критерии их отбора).
3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования специальности «Социально-культурная деятельность»: особенности содержания и структуры.
4. Учебный план высшего профессионального образования специальности «Социально-культурная деятельность»: особенности содержания и структуры.
5. Учебные программы дисциплин специальности «Социально-культурная деятельность» в вузе: принципы построения.
6. Понятие о дидактике и ее функциях.
7. Я.А.Коменский – основатель дидактики. Основы педагогической концепции.
8. Основные понятия и категории дидактики.
9. Основные принципы обучения.
10. Содержание и структура педагогического мастерства.
11. Стили педагогического общения.
12. Оценка педагогического мастерства преподавателя специальных дисциплин в вузе.
13. Понятие о профессиограмме специалиста-педагога.
14. Преподавание дисциплин социально-культурной деятельности как способ творческого развития личности студента.
15. Методическое обеспечение учебного процесса в вузе: основные составляющие.
16. Понятие «метод обучения», «прием обучения».
17. Классификации методов обучения в современной дидактике.
18. Методы устного изложения знаний преподавателем и активизации познавательной деятельности учащихся и их отличительные особенности при изучении специальных дисциплин.
19. Учебная лекция как форма изложения материала в вузе. Общая характеристика.
20. Виды лекций.
21. Структура лекций по дисциплинам блока СД.
22. Требования к содержанию и критерии оценки качества лекции.
23. Средства наглядности в процессе обучения. Иллюстративно-демонстрационный метод обучения при изучении специальных дисциплин.
24. Методы закрепления изучаемого материала при изучении специальных дисциплин.
25. Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала при изучении специальных дисциплин.
26. Организация самостоятельной работы студентов-заочников при изучении специальных дисциплин.
27. Методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков при изучении специальных дисциплин.
28. Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся при изучении специальных дисциплин.
29. Тестирование как одна из форм контроля ЗУН: цель, задачи, целесообразность использования.
30. Особенности психологического и педагогического тестирования.
31. Ограничения педагогических измерений в форме тестовых заданий в процессе преподавания специальных дисциплин.
32. Виды контрольных заданий в тестовой форме по специальным дисциплинам.
33. Требования и критерии экспертизы фонда контрольных заданий.
34. Теоретический контроль знаний преподавателя специальных дисциплин вуза.
35. Анализ занятия преподавателя как способ повышения качества образования.
36. Конспект занятия по специальной дисциплине: методика составления.
37. Психолого-педагогические условия активизации учебной деятельности студентов.
38. Общая характеристика активных методов обучения при изучении специальных дисциплин.
39. Деловая игра как перспективная форма активных методов обучения.
40. Проблемное обучение и его разновидности.
41. Технические средства обучения и методика их использования при изучении специальных дисциплин.
42. Понятие инноваций в образовании.
43. Модульно-рейтинговая система обучения.
44. Информационные технологии в образовательном процессе. Задачи использования и виды.
45. Система дистанционного обучения и ее разновидности.
46. Электронный учебно-методический комплекс.
47. Целесообразность использования электронной лекции.
48. Компьютерное тестирование. Возможность его использования при изучении дисциплин блока СД.
49. Методы обучения взрослых. Методика развития в процессе обучения профессиональной направленности и профессионального мышления.
50. Понятие об учебно-научно-производственном комплексе и его роли в инновационном развитии региона.