Историография Английской буржуазной революции

 

Английская буржуазная революция продолжала оставаться одной из главных тем британской историографии второй половины XX века. Революция рассматривалась в рамках концепции «всеобщего кризиса XVII столетия». Она интерпретировалась как политический конфликт, основу которого составляли противоречия между государственной, королевской властью и обществом, на стороне которого выступил парламент. В развитии британской историографии Английской революции второй половины XX века выделяется ряд этапов.

Первый этап охватывает конец 40-х – начало 60-х годов и связан с так называемым «спором о джентри», в котором приняли участие историки всех направлений. Основой «спора о джентри» стала дискуссия между лейбористским историком Р. Тоуни и историком консервативного направления Х. Тревор-Роупором. Тоуни в 1941 году опубликовал статью «Подъём джентри, 1558 – 1640», в которой выдвинул новую концепцию Английской революции. Её суть состояла в идее относительного экономического упадка аристократии и, наоборот, экономического возвышения джентри перед революцией. Попытка королевской власти остановить экономический упадок аристократии привела к революции.

Тревор-Роупер в ряде работ, вышедших в первой половине 50-х годов подверг критики концепцию Тоуни и его сторонников. Он утверждал, что Тоуни не правильно использовал статистические данные. В частности, он не обратил внимание на тот факт, что экономические интересы джентри были сосредоточены главным образом в новых сферах деятельности: промышленности, торговле, судопроизводстве. Более того, как полагал Тревор-Роупер, джентри не были однородной социальной прослойкой английского общества. В Английской революции принимали участия так называемые «земельные джентри», которые страдали от прогрессирующей инфляции.

Второй этап охватывает период 60-х – 70-х годов и связан с развитием неомарксистской и неолиберальной историографии революции. Крупнейшим представителем неомарксистского направления в историографии Английской революции считается Кристоф Хилл. Он выдвинул концепцию народной революции. В монографии 1972 года «Мир, перевёрнутый вверх дном» Хилл выступил с идеей о существовании двух революций в Англии середины XVII века – революции собственников, которая победила и плебейской, народной революции, которая потерпела поражение. Хилл также сделал вывод о возникновении в период революции народной культуры, противоположной по духу как аристократической, так и новой буржуазной культуре английского общества.

Для становления неолиберального направления историографии Английской революции большое значение имели работы американского историка Петра Загорина. Основу его концепции революции составила идея конфликта между различными группировками внутри правящего класса. Революция, по мнению Загорина, стала возможна только тогда, когда в этот конфликт были втянуты другие группы английского общества. Это придало революционному процессу радикальный характер и привело к формированию нового политического устройства в стране.

Сходную концепцию АБР развивал в 60-е годы британский либеральный историк Джордж Эймлер, который, основываясь на социологических методах исследования, сделал вывод о том, что расхождения противоборствующих сторон в революции по конституционным и религиозным проблемам были вызваны социальными различиями. Этот вывод Эймлер обосновывал преимущественно географическим размежеванием страны в ходе революции. В Англии накануне революции существовали «парламентские» и «роялистские» графства. Эймлер также отмечал качественные изменения в социально-экономической и общественно-политической сфере жизни страны, произошедшие в годы революции в пользу среднего класса. Структура аристократического землевладения была подорвана.

Крупнейшим историком неолиберального направления в историографии Английской революции был ученик Р. Тоуни Лоренс Стоун, который также является одним из ведущих представителей британской «новой социальной истории». Основой взглядов Стоуна на Английскую революцию стала его концепция «кризиса аристократии». Он усматривал причины революции в том, что режим Стюартов, являвшийся политическим выражением власти аристократии, вступил в полосу кризиса. Суть этого кризиса заключалась в неспособности системы приспосабливаться к экономическим и политическим переменам. В итоге, буржуазно ориентированная часть элиты начала открыто выражать своё недовольство по конституционным, политическим и религиозным вопросам. Согласно Стоуну, Английская революция была первоначально внутриполитической борьбой правящей элиты, к которой затем подключились другие сословия английского общества.

Характерной чертой британской историографии Английской революции 80-х – 90-х годов стало пристальное внимание историков к изучению её локальных особенностей. Таким образом, работы английских историков второй половины XX столетия опровергли тезис С. Гардинера об Английской революции как исключительно пуританской революции, лишенной социально-экономического содержания.