Порядок проведения ОЭЭ

 

Общественная экологическая экспертиза проводится до прове­дения государственной или одновременно с ней. Наиболее эффек­тивно проведение ОЭЭ еще на стадии обоснования инвестиций. Общественная экологическая экспертиза осуществляется при ус­ловии государственной регистрации заявления общественных орга­низаций о ее проведении.

В заявлении общественной организации о проведении ОЭЭ дол­жны быть приведены наименование, юридический адрес, харак­тер предусмотренной уставом деятельности, сведения о составе экспертной комиссии, сведения об объекте экспертизы, сроки ее проведения. Регистрацию осуществляет орган местного самоуправ­ления, который в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении ОЭЭ обязан его зарегистрировать или отказать в его регистрации. Заявление о проведении ОЭЭ, в регистрации кото­рого в указанный срок не было отказано, считается зарегистриро­ванным. При наличии заявлений о проведении экспертизы одного объекта от двух и более общественных организаций (объединений) допускается создание единой экспертной комиссии.

Общественные организации, организующие ОЭЭ, должны из­вестить население о начале и результатах ее проведения.

Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от проведения ГЭЭ по тем же объектам.

На экспертов, привлекаемых для проведения ОЭЭ, распрост­раняются требования, предусмотренные в п. 2 и п. 5 ст. 16 Феде­рального закона «Об экологической экспертизе».

Получив обращение граждан или общественных организаций, муниципальное образование создает временную комиссию по про­ведению общественного обсуждения объекта ОЭЭ и организует собрание представителей заинтересованных сторон, на котором утверждаются сроки и регламент общественных слушаний. В регла­менте подготовки и проведения общественных слушаний опреде­ляются следующие положения.

1.Цель проведения общественных слушаний — информирование общественности об объекте ОЭЭ и его возможном воздействии на окружающую среду, а также выявление общественных интересов и их учет в процессе оценки воздействия на окружающую среду.

2.Правовая основа — перечисляются нормативные акты Российской Федерации, соответствующие акты субъекта Российской Федерации, в том числе для объектов строительства — Градостротельный кодекс Российской Федерации (1998) и Градостроительный кодекс региона.

3.Принципы проведения общественных слушаний основываются на полной и достоверной информации о намечаемой деятельности и ее возможных экологических последствиях; общественные слушания проводятся в форме открытого и публичного процесса обсуждения экспертных заключений, выступлений экспертов, в том числе представителей заказчика, органов государственной власти и местного самоуправления, государственных природоохранных и санитарно-эпидемиологических служб, общественных организаций.

4.Результат общественных слушаний — список участников, стенограмма, протокол и заключение. По результатам общественных слушаний Собрание представителей принимает решение.

5.Организаторы и участники общественных слушаний — Временная комиссия собрания представителей по изучению мнения населения для подготовки и проведения общественных слушаний по оценке воздействия на окружающую среду объекта ОЭЭ в соответствии с решением муниципального образования.

6. Документы, представляемые общественности для ознакомления, — документация по проекту, в которую входят предварительный вариант материалов ОВОС и их резюме нетехнического характера, содержащее краткое изложение результатов исследований по ОВОС, адаптированное для неспециалистов.

7.Порядок информирования населения и приглашаемых сторон о проведении слушаний — не позднее, чем за 30 дней до проведения общественных слушаний в официальных изданиях органов исполнительной власти, радиопередачах и на информационных стендах помещается объявление, содержащее информацию о сроках и месте доступности документации по проекту, дате и месте проведения общественных слушаний.

8. Основные вопросы, выносимые на слушания, — о влиянии намечаемой деятельности на окружающую среду региона, влиянии намечаемой деятельности на здоровье населения, влиянии намечаемой деятельности на социально-экономическую ситуацию в регионе, допустимости реализации намечаемой деятельности на данной территории.

9. Порядок проведения слушаний — в президиум общественных слушаний входят председатель, члены президиума и секретариат. В обязанности председателя входят ведение слушаний, контроль за соблюдением регламента, предоставление слова экспертам и участникам. Председатель, члены президиума и секретарь общественных слушаний назначаются временной комиссией.

Слушания проводит президиум на основе выступлений и отве­тов экспертов и участников слушаний, а также представленной документированной информации, письменных заявлений, пред­ложений и замечаний, готовит заключение по общественным слу­шаниям.

10.Регламент общественных слушаний — выступление заказчика с характеристикой проекта, комментарии экспертов по основным
вопросам слушаний и ответы на вопросы президиума, ответы экспертов на вопросы участников слушаний (каждый участник слушаний имеет право задать, как минимум, один вопрос), выступления участников по предварительной записи.

11.Итоговые документы слушаний — список участников слушаний, стенограмма слушаний и протокол слушаний, где отражаются основные факты, которые были представлены в ходе публичной дискуссии.

12.Заключение президиума по общественным слушаниям проекта — основной результат общественных слушаний, который сообщается широкой общественности и всем заинтересованным лицам.

13. Результаты общественных слушаний — временная комиссия собрания представителей по изучению мнения населения для под­готовки и проведения общественных слушаний обязана предпри­нять усилия для ознакомления широкой общественности с за­ключением президиума общественных слушаний, в частности путем публикации в средствах массовой информации, выступлений по радио, размещения на информационных стендах, рассылки по запросу всем заинтересованным лицам и организациям.

В государственной регистрации заявления о проведении ОЭЭ может быть отказано в случае, если:

она ранее была дважды проведена в отношении объекта;

она проводилась в отношении объекта, сведения о котором со­ставляют государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

порядок государственной регистрации общественной органи­зации (объединения) не соответствует установленному порядку;

устав общественной организации (объединения), организую­щей и проводящей ОЭЭ, не соответствует требованиям ст. 20 на­стоящего Федерального закона;

12.Заключение президиума по общественным слушаниям проекта — основной результат общественных слушаний, который сообщается широкой общественности и всем заинтересованным лицам.

13. Результаты общественных слушаний — временная комиссия собрания представителей по изучению мнения населения для под­готовки и проведения общественных слушаний обязана предпри­нять усилия для ознакомления широкой общественности с за­ключением президиума общественных слушаний, в частности путем публикации в средствах массовой информации, выступлений по радио, размещения на информационных стендах, рассылки по запросу всем заинтересованным лицам и организациям.

В государственной регистрации заявления о проведении ОЭЭ может быть отказано в случае, если:

она ранее была дважды проведена в отношении объекта;

она проводилась в отношении объекта, сведения о котором со­ставляют государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

порядок государственной регистрации общественной органи­зации (объединения) не соответствует установленному порядку;

устав общественной организации (объединения), организую­щей и проводящей ОЭЭ, не соответствует требованиям ст. 20 на­стоящего Федерального закона;

требования к содержанию заявления о проведении ОЭЭ, пре­дусмотренные ст. 23 настоящего Федерального закона, не выпол­нены.

Должностные лица органов местного самоуправления несут от­ветственность за незаконный отказ от государственной регистра­ции заявления о проведении ОЭЭ.

Заключение ОЭЭ направляется специально уполномоченным го­сударственным органам в области экологической экспертизы, осу­ществляющим ГЭЭ, заказчику документации, подлежащей ОЭЭ, органам, принимающим решение о реализации объектов экологи­ческой экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам.

Заключение ОЭЭ приобретает юридическую силу после утверж­дения его специально уполномоченным государственным органом. Заключения могут публиковаться в СМИ, передаваться органам местного самоуправления, органам ГЭЭ, заказчикам документа­ции, подлежащей общественной экологической экспертизе, и дру­гим заинтересованным лицам.

При подготовке заключения ГЭЭ экспертной комиссией и при­нятии решения о реализации объекта экспертизы должны рассмат­риваться материалы, направленные в экспертную комиссию ГЭЭ и отражающие общественное мнение.