Экологическое законодательство РФ

Согласно Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федера­ции (ст. 72) относятся:

1) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недра­ми, водными и другими природными богатствами;

2) природопользование, охрана окружающей среды и обеспече­ние экологической безопасности, особо охраняемые природные территории;

3) земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, охране окружающей природной среды.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 76) норма­тивно-правовая база по предметам совместного ведения на регио­нальном уровне формируется на основе федеральных законов с учетом местных условий. Законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить феде­ральным законам.

Основными источниками законодательной базы РФ в области охраны окружающей среды являются:

1) международные договоры, конвенции, соглашения;

2) федеральные и региональные (на уровне субъектов РФ) за­коны;

3) указы Президента и постановления (распоряжения) испол­нительных властей субъектов РФ;

4) системы государственных стандартов (ГОСТ и СНиП) и региональных стандартов и нормативов;

5) системы отраслевых стандартов (ОСТ, СанПиН, ПДК, и др.);

6) система межведомственной и ведомственной нормативной документации (инструкции, правила, порядок и т.п.).

Российская Федерация осуществляет международное сотрудни­чество в области охраны окружающей среды по общепризнанным принципам и нормам международного права и положениям меж­дународных договоров РФ. Если международными договорами Рос­сийской Федерации установлены иные правила в области охраны окружающей среды и экологической экспертизы, чем предусмот­ренные федеральными законами, применяются правила междуна­родных договоров.

Одной из причин негативных экологических тенденций в Рос­сии является несовершенство правового инструментария. Его от­личают фрагментарность и непрямой характер действия, что вку­пе с частыми перестройками природоохранительных органов не способствует улучшению качества окружающей среды. Намечае­мый на ближайшее время рост производства может значительно ухудшить экологическую ситуацию в силу наличия как минимум двух негативных тенденций: природоемкости традиционных рос­сийских технологий и столь же традиционной экстенсивности хо­зяйствования.

Усилия, предпринятые в какой-то области права (совершенствование уголовной ответственности за экологические преступления, законодательства об административных правонару­шениях, экологическое страхование, экологическое лицензирова­ние), не всегда являются долговременно эффективными. Но их по­лезность возрастет многократно, если целью усилие будет являться — поддержание благоприятного качества окружающей среды.

Каждое экологизированное правовое предписание Уголовно­го кодекса Российской Федерации, документов об экологическом аудите, планировании, нормировании должно быть вписанным как составная часть в механизм управления качеством окружаю­щей среды.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окру­жающей среды, биологического разнообразия и природных ресур­сов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружаю­щей среды и обеспечения экологической безопасности, определяет Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия обще­ства и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, в пределах Российской Федерации, а также на континен­тальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» является базовым законом, на основании которого строится все природо­охранное законодательство Российской Федерации.

Правовые отношения в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, рационального приро­допользования определены в следующих действующих законах, ко­торые условно можно разбить на четыре группы: