Принципы ЭЭ
Реализация проекта, подлежащего экологической экспертизе, без положительного заключения государственной экологической экспертизы запрещается и не подлежит финансированию. Последнее очень важно: иначе благие пожелания и призывы могут повиснуть в воздухе. Так произошло с сотнями объектов, где началось строительство до окончательного утверждения проекта и получения комплексного заключения экспертизы. Отказ в открытии финансирования без заключения экспертизы будет надежным барьером на пути любителей ставить общественность перед фактом — перед начатыми и проведенными работами. Не исключена возможность постановки вопроса о взыскании затраченных средств с виновных в незаконном строительстве в случае признания его экологически вредным и небезопасным.
Государственная экологическая экспертиза призвана «умиротворять» функциональные и территориальные интересы. Так как выносимый на экспертную оценку проект отражает, как правило, задачи природопользования — эксплуатацию природных ресурсов в интересах предпринимателя, народного хозяйства. Экспертная же комиссия, включающая в основном экологов, учитывающая мнение лиц, проживающих на данной территории, или находящихся, по крайней мере, под их активным воздействием, представляет собой фактор территориальный, стремящийся к экологическому благополучию. Здесь проявляются противоречия между производственной функцией и регионом, разгораются экологические страсти, решение которых во многом зависит от объективности и научности подходов.
Обобщение первой экспертной работы приводит к выводам: экологическую экспертизу должны проходить все без исключения проекты и программы, а по инициативе органов местного самоуправления - и ранее принятые программы.
Отбор экспертов надо производить из компетентных специалистов, не связанных с заказчиками и исполнителями проектов. Следует обязательно включать в их состав экономистов, юристов, программистов.
При этом принципиальное значение имеют права граждан и общественных объединений в области государственной экологической экспертизы.