Туристского бизнеса

Важнейшим элементом становления туристского рынка России стало возрождение туристского бизнеса. Принятие в 1987 году Закона о кооперации, отмена в 1988 году государственного регулирования и бюджетного финансирования туристской отрасли способствовали становлению в отечественном туризме рыночных отношений, сопровождавшемуся активной приватизацией государственной собственности. Произошли кардинальные институциональные изменения в туризме – вместо трех суперструктур («Интуриста» и «Спутника», владевших монопольно «иностранным» туризмом, а также Центрального Совета по туризму и экскурсиям, обеспечивавшего дотационный внутренний организованный туризм) появились первые независимые туроператоры в организационно – правовой форме кооперативов, совместных предприятий, центров и т.д.; За достаточно короткий период на туристском рынке заработали тысячи частных туристских фирм. Возникшие в большом количестве малые туристские предприятия, как правило, организовывались бывшими сотрудниками «Интуриста», «Спутника» и «Бюро путешествий и экскурсий».

Реально формирование российского туристского рынка и становление туристского бизнеса шло с начала 90-х годов, включая одновременно три процесса:

1. - распад предприятий старого типа (экскурсионное бюро, бюро путешествий, бюро путешествий и экскурсий);

2. - создание новых предприятий, которые впоследствии стали называться туроператорами или турагентами;

3. - акционирование старых туристских предприятий и их модификация путем перестройки на разработку туристского продукта, имеющего спрос у российского потребителя.

Вновь создаваемые фирмы резко отличались друг от друга своими масштабами - среди них были гиганты вроде консорциума «Академсервис» с сотнями служащих и фирмы с численностью сотрудников в пределах 2-х-3-х человек. О темпах этого процесса говорит тот факт, что в 1992 г. в России уже насчитывалось более 3000 самостоятельных туристических фирм.

Создание многочисленных туристских предприятий отражает общую тенденцию активного развития малого бизнеса. Туристский рынок растет пропорционально спросу потребителей на услуги и росту платежеспособности населения. Поскольку деятельность туристских агентов по существу посредническая и не требует больших инвестиций, то в отличие от других отраслей экономики в туризме наблюдается более активный рост субъектов малого бизнеса. Из общего числа туристских фирм, действующих в России,

80 % составляют предприятия малого бизнеса, которые, как правило, малы по штатам, однако коллективы малых предприятий проявляют много изобретательности, работают более рентабельно и реализуют содержательные программы отдыха. Кроме того, малый бизнес выигрывает в конкурентной борьбе благодаря опережающей реакции на изменение рыночной конъюнктуры, достаточно оперативно заполняя ниши, возникающие в результате сдвигов в потребностях населения.

Малый бизнес играет важную роль и в ослаблении монополизации экономики, создании новых сфер приложения труда, в привлечении отечественных и зарубежных инвесторов. К началу ХХ века в России условия для развития малого бизнеса в туризме оценивались как малоблагоприятные. В законе «О государственной поддержке малого предпринимательства», определяющим основные категории субъектов малого предпринимательства, пользующихся государственной поддержкой, туризму места не нашлось. Хотя, как уже отмечалось, поддержка развития туризма признана сегодня одной из приоритетных задач государства.

По прогнозу ВТО к 2020 году Россия может войти в первую десятку стран – самых популярных направлений туризма.