Социология молодежи

Формирование социального облика современной молодежи - результат непрерывной деятельности людей на протяжении многих исторических эпох. В мире молодежь составляет значительную часть населения и играет определенную роль в решении важных социальных, экономических, политических и нравственных проблем человечества.

В силу различных социально-экономических и политических причин в последнее время особенно заметна роль возрастного фактора в общественных процессах. Формирование секторов общественной жизни, ориентируемых на молодежь в составе населения или непосредственно связанных с ней, актуализирует вопрос об этой социальной группе, закономерностях и особенностях ее взаимоотношений с социумом.

Исследование проблем молодежи стало предметом социологии молодежи - отрасли социологической науки,


изучающей молодежь как социальную общность, особенности социализации и воспитания вступающих в жизнь поколений, процесс социальной преемственности знаний и опыта старших поколений, особенностей образа жизни молодежи, формирование ее жизненных планов и ценностных ориентации, в том числе профессиональных, социальную мобильность, выполнение социальных ролей ее различными группами и т.д.

В западной социологии используется, кроме того, термин "ювентология" (от латинского juvenilis), которым обозначается воздействие, оказываемое молодежью на общество, молодым поколением - на все остальные элементы социальной системы.

Как отмечают исследователи, один и тот же процесс - включение новых поколений в активную общественную жизнь - имеет две стороны: социализацию молодежи и ювентизацию общества. Первое является выражением преемственности между поколениями, непрерывности общественного развития. Ювентизация же является выражением новаторства молодежи, обновлением общественного развития. Социализация охватывает процесс, путем которого общество создает молодежь, а ювентизация - процесс, при котором молодежь создает общество. Молодежь - поколение не только и не столько возрастное, сколько социальное и историческое.

Дискуссия относительно фундаментального понятия "молодежь" чаще всего достигает инвариантных положений в области скорее негативных определений (что не есть молодежь), чем в позитивном развертывании всего содержания этой категории. Речь идет не только о том, чтобы достичь согласия относительно каких-либо универсальных пределов молодого возраста - таких не может быть как в синхронном существовании отдельных обществ, находящихся на различных этапах своего развития, так и в диахронии данного общества.

Проблема состоит в том, чтобы идентифицировать то универсальное качество, которое характерно для молодежи, и только для нее, чем и определяются пределы молодого возраста. В этом отношении важно подчеркнуть социальный аспект в определении молодежи, который


как раз и предполагает, что молодежь является частью общества, определенной популяцией населения. Следовательно, исходной позицией для определения молодежи является не этап развития в онтогенезе, период юности, а конкретно-историческое общество.

Профессор С.Н. Иконникова отмечает, что теоретически неверно считать молодежь внесоциальной, вне-исторической категорией, а лишь возрастной переходной фазой. Проанализировав многие работы по проблемам антропологии и психологии, В.Н. Боряз 'констатирует, что понятие "молодежь" нельзя ограничить рассмотрением его антропологического и психологического содержания, так как оно прежде всего имеет объективную социальную природу. Именно поэтому научное определение этого понятия в целом, его возрастные грани можно выработать только на основе познания его социальной природы и сущности.

В свою очередь, общественная мысль Запада активно исследует в течение последних 30 лет различные аспекты социального бытия молодежи. Многие результаты таких исследований могут быть использованы для интерпретации фактов социального и политического поведения нашего общества. Множество подходов к анализу молодежи, как и факторов, определяющих ее социальную и политическую дееспособность, схематически можно свести к трем основным течениям:

- фрейдистская традиция с характерным для нее приматом роли раннего семейного воспитания и замещением его результатов в различных видах деятельности;

- парсоновская теория стабильности и структурный анализ социальных систем, где поведение молодежи есть функционально обусловленная временная стадия (жизненный цикл с присущим для молодого человека набором моделей поведения);

- генерационный анализ К. Маннгейма, акцентирующий роль социальных изменений в формировании у молодежи отличного от предыдущих поколений опыта, а также способов его рефлексии.

Активная роль молодежи в процессе социализации обусловлена тем, что она не столько копирует предлагае-


мые образцы адаптивного поведения и взаимодействия, сколько вносит в них новое содержание под влиянием изменившихся условий жизни.

Переходные процессы, начавшиеся в конце 80-х годов, востребовали новый уровень социализации молодежи, связанный с включением ее в совершенно несвойственные предыдущим поколениям общественно-экономические отношения, новые ценности, утвержденные новой системой мотивации.

В этих условиях более отчетливо обозначается проблема роли молодежи как субъекта перемен. В социологии молодежи эта парадигма сложилась в самом начале 70-х годов. Понимание молодежи как субъекта социального развития и социального обновления совпадает с изменением более общей парадигмы в теории человека,-когда личность берется не только и не столько как продукт, сколько как субъект свободной деятельности.

Данная трактовка молодежи не снимает ни асимметричности отношений, ни разницы в уровне знаний и положения старших и младших, но она требует принципиально иного типа социальной политики.

В отечественной социологии молодежи основное внимание уделялось исследованию молодежи как общественной группы, ее места и роли в социальной структуре (С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский, Е.М. Бабосов, А.Н. Данилов), процессов становления личности и молодежи (И.С. Кон, А.Н. Елсуков, Л.Г. Титаренко), влияния социальных различий на выбор профессии и на социальное продвижение молодежи (С.А. Шавель), профессионального самоопределения молодежи и его влияния на систему ценностных ориентации (М.Х. Титма, А.В. Вардомацкий, СП. Винокурова), особенностей отношения молодежи к труду (Г.Н. Соколова, Д.Г. Ротман), особенностей молодежной семьи (С.Д. Лаптенок, С.Н. Бурова, Л.А. Соглае-ва) и др.

В современной западной социологии молодежи больше внимания уделяется социально-психологическому анализу взаимоотношения поколений (К. Аллербег, Ф. Тен-брук), молодежной субкультуры (С. Эйзенштадт, А. Коэн и др.), изменения ценностей (Р. Инглехард) и др.


В условиях переходного периода молодежь сталкивается с рядом новых трудностей: резкое сокращение производства, безработица, расстройство системы гарантированной социальной защиты и т.д. Молодой человек, по существу, оказался выброшенным в океан рыночных страстей, не зная элементарных правил перемещения в этом океане, позволяющих выжить в экстремальных условиях. Эта и без того сложная ситуация усугубляется еще и тем, что переходное общество оказалось не готовым представить быструю возможность иметь широко пропагандируемый стандарт благосостояния. Родителям приходится, по существу, конкурировать с детьми на едином рынке труда, где у последних больше преимуществ. Претерпевает значительные изменения социальный статус молодежи, происходит практически полная замена ее ожиданий.

В этих условиях меняются государственные подходы к развитию и защите гражданских прав молодежи. Президентом страны созданы республиканские фонды по социальной поддержке учащихся и студентов, талантливой молодежи, введены специальные фанты. Высшим законодательным органом страны в апреле 1992 года впервые был принят Закон Республики Беларусь "Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь". Кабинетом Министров принимается Республиканская программа "Молодежь Беларуси", в этот же период укрепляются государственные структуры, призванные реализовывать молодежную политику. Перемены последних лет открыли новые возможности для дальнейшего развития плюрализма молодежной самоорганизации. В настоящее время в республике зарегистрировано и действует около 50 молодежных и детских общественных объединений, организаций, фондов по различным направлениям деятельности (спортивные, экологические, туристские, занятости молодежи, студенческие и др.) Наиболее массовые из них - Белорусский союз молодежи, Белорусская республиканская пионерская организация, Белорусская ассоциация международных молодежных обменов и туризма, Союз скаутов, Ассоциация белорусских гайдов, Ленинский коммунистический союз молодежи, Лига добровольного труда, Фонд социальной защиты детей и подростков "Мы - детям", Ассоциация студентов вузов, БПСМ.


Молодежь, с одной стороны, в решающей степени способствует активизации переходных процессов, а с дру гой - сам этот переход связан со значительными социальными потрясениями, всеобщим кризисом, что, естественно, предполагает существенное сокращение рабочих мест, препятствуя, таким образом, процессу трудовой интеграции молодежи. Молодежь оказалась в парадоксальной ситуации: возрастная группа, которая, казалось бы, должна больше других выиграть от перемен, очень часто становится ее жертвой. Противоречия между новыми возможностями и отрицательными последствиями переходных процессов приводят к общественным конфликтам, всевозможным отклонениям в поведении молодежи. Острота этих конфликтов обусловлена главным образом тем обстоятельством, что возможности, открываемые переходными процессами для общества, лежат где-то в будущем, а отрицательные последствия начинают сказываться сразу.

Мировой опыт свидетельствует, насколько непросто определиться не только с приоритетами молодежной политики, но и с механизмами ее реализации. Молодежное законодательство в ФРГ, например, опирается на 150-летнюю традицию, но лишь к середине 70-х годов сформировалось в современном виде. Лишь в последнее-время им удалось решить ряд организационных и кадровых вопросов, в том числе в области подготовки социальных работников, действующих в молодежной среде. Молодежная политика как особое направление государственной деятельности в США, Франции, Италии, Швеции, ФРГ, Испании, Финляндии и других странах - гарантия стабильности общества и эффективного развития экономики. В то же время сегодня ни одна страна мира не дает образцов законченной, не требующей постоянных изменений государственной молодежной политики, и в этой области идет поиск своих ресурсов, а также интенсивный обмен опытом.

Государственная молодежная политика - особое направление деятельности государства, имеющей целью создание необходимых социально-экономических, политико-правовых, организационных условий и гарантий для социального становления и развития молодого человека,


реализации творческого потенциала молодого поколения в интересах развития общества.

Анализ государственной молодежной политики в Беларуси позволяет выделить некоторые характерные тенденции.

Во-первых, это реформа системы образования и переподготовки молодежи с целью формирования нового стиля мышления, формирование основ соответствующего экономического поведения, готовность к выполнению новых социальных ролей в экономике рыночного типа. В какой-то степени формирование пополнения новых социально-профессиональных групп: предпринимателей, брокеров, сельских фермеров и т.п.

Во-вторых, создание необходимых материальных и экономических условий в плане подготовки преемственности работающих основных специальностей государственных и негосударственных структур, которые обеспечивают жизнедеятельность общества, с учетом дальнейшего развития научно-технического прогресса, совершенствования образования, внедрение новой техники, значительного изменения условий и содержания труда.

В-третьих, создание мотивационных основ для переключения миграционных потоков молодежи в социально-значимые отрасли и регионы республики путем введения соответствующих экономических и моральных стимулов, системы мер по снижению негативных последствий переходного периода, особенно возможной безработицы.

В-четвертых, создание необходимых,правовых и финансовых возможностей для открытия собственного дела, использования полученных знаний и опыта для решения собственных проблем: строительства дома или квартиры, получения земельного участка, организации производства и т.п.

В-пятых, расширение возможностей обмена опытом, знаниями с коллегами ближнего и дальнего зарубежья, упрощение въезда и выезда граждан. -

В-шестых, создание системы льготного стимулирования развития национального искусства и культуры, народных ремесел и промыслов.


Решение молодежных проблем напрямую связано с успехами в решении глобальных социально-экономических проблем общества, стабилизации его вокруг новых ценностей, дающих надежду реальной экономической, политической и культурной самоидентификации. При этом нельзя не учитывать последствий Чернобыльской трагедии, "афганского синдрома", последствий межэтнических конфликтов на территории новых независимых государств.

Динамично меняющееся общество по-своему про-ранжировало жизненные ценности, выделив, прежде всего, те из них, которые позволяют сегодняшней молодежи вписаться в существующую ее модель. Расколотое между прошлым и будущим, нынешнее поколение, по существу, живет днем сегодняшним, практически потеряв долговременную целевую опору в жизни.

Такое неустойчивое положение не может продолжаться бесконечно долго, оно опасно своей непредсказуемостью, возможностью разразиться новыми революциями. Новое поколение, как показывают исследования, ориентировано главным образом на сегодняшний день и немедленное удовлетворение своих потребностей, оно свободно от веры в какие-либо социальные идеалы и общепринятые моральные ценности. Очевидна существенная переориентация молодежи с духовных ценностей на прагматические. Усиление прагматических устремлений в молодежной среде - это в какой-то степени отражение общих тенденций развития общества.

В условиях переходного периода приобретает стратегическое значение научно обоснованное, социально оправданное, экономически и политически эффективное решение целого комплекса проблем более активного включения огромного интеллектуального потенциала молодежи, повышения результативности его использования в деле преобразования белорусского общества.

Наиболее важными из путей решения поставленных проблем представляются следующие. Первое направление - научно-теоретическое - включает два взаимосвязанных компонента:

1. Разрушение сложившихся догм и стереотипов по вопросам положения молодежи в обществе, ее образо-


вания и воспитания, реального включения в научную, производственную, культурную деятельность, в общественно-политическую жизнь;

2. Выработка научно обоснованной концепции социального развития современной молодежи, ее реального положения, позиции и роли в обществе в период кризиса и усиления значимости интеллектуальных факторов в поисках эффективных путей преодоления существующих трудностей во имя будущего общества.

Главное на нынешнем этапе развития социологии молодежи - генерирование новых научных идей, позволяющих понять и объяснить неоднозначные процессы, протекающие ныне в молодежной среде и одновременно помогающие выявить, что дает молодежи общество взамен предлагавшихся ранее ценностей, как можно выработать у молодого человека адекватный взгляд на перемены в обществе, подготовить его к возможным вызовам времени.

При разработке новой научной концепции социального развития молодежи и активизации ее интеллектуального потенциала социологическая наука в качестве приоритета выделяет определение путей, средств, способов формирования нового, инициативного, инновационного по сути типа мышления юношества.

Второе направление решения проблемы активизации интеллектуального и гражданского потенциала молодежи - практически-политическое. Центральная задача его - создание реальных экономических, политических, образовательных, социально-психологических предпосылок и условий для более быстрого интеллектуального, нравственного, гражданского созревания юношества. Без подлинной гражданственности однобокая интеллектуализация нередко становится безнравственной. Основное средство решения этой задачи - разработка и' осуществление продуманной, целостной политики в том, чтобы создать условия, которые позволяли бы молодежи как можно раньше обретать самостоятельность, максимально раскрывать свои возможности и реализовать свои жизненные цели, быть лучше подготовленной к тому, чтобы своевременно принимать на себя экономическую, поли-


тическую и моральную ответственность за судьбу своего государства.

Методы анализа, принимаемые в социологии молодежи, должны соответствовать характеру объекта - несложившейся еще личности в период ее социализации. Это мониторинговые, лонгитюдные, панельные и когорт-ные исследования. Помимо традиционных методов сбора данных - интервью, анкетирования, наблюдения - эффективен анализ дневников, биографических описаний, сочинений, реконструирующих процесс развития личности. В своей совокупности эти методы и виды социологического исследования позволяют изучить наиболее важную с социологической и политической точек зрения проблему формирования такой группы населения, которая играет наиболее активную роль в дальнейшем развитии общества,