Введение понятия «проблема текста»

Проблема текста - понятие значительно глубже и шире, чем основная мысль. Поэтому в текстах небольшого объема ее сформулировать часто нельзя, так как, как правило, такие тексты являются единицами более крупного произведения, в рамках которого и поднимается какая-либо проблема.

Вспомним, что проблема формулируется исходя из основной мысли текста. Для того чтобы сформировать элементарные умения по определение проблемы текста, младшим школьникам можно предложить задания, разъясняющие смысл пословиц, так как пословицы – это тексты, равные основной мысли. «Мал золотник, да дорог», - так поговоркой можно сказать о мини-текстах, в которых заключена народная мудрость.

Учитель. Прочитайте. Докажите, что это текст.

Корень ученья горек, да плод сладок.

- Определите тему этого мини-текста. Для этого найдите в тексте ключевое слово. (Ученье)

- Что автор хотел рассказать читателю об ученье? Определите основную мысль. (Весь текст выражает основную мысль.)

- О каком корне и о каком плоде говорит автор? ( Корень – это труд, терпение, необходимые для постижения тайн наук, плод – это результаты учения.)

- Как вы понимаете содержание пословицы, основную мысль мини-текста? -- Сформулируйте проблему, заключенную в ядре пословицы. (Только долгий и упорный труд в ученье приведет к хорошим результатам. Путь к успеху тернист, и идти по нему непросто.)